Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
10 октября 2023 0:00

Разбираем новый закон: Как изменится цена поездки на такси в России

Председатель профсоюза таксистов Александр Макаров: такси подорожает на 10-15%

Фото: Shutterstock

«Это я в свободное время таксую. А вообще-то у меня бизнес!» Бьемся об заклад, вы тоже слышали подобные фразочки от таксистов. Всё, забудьте! Больше у извозчика не будет повода так говорить. Ведь сама работа в такси теперь - бизнес. Совершенно официальный и легальный, со всеми вытекающими.

Потому что с 1 сентября в России заработал новый закон о такси. Который поставил участников этой сферы в жесткие рамки и четко прописал: что можно, что нельзя и кто имеет право с гордостью носить шашечки на крыше.

И вот прошел месяц. Уже можно подводить некие итоги. Что же изменилось для таксистов и пассажиров?

ЭТО ЧТО ЗА ОСТАНОВКА?

…Ехал я как-то из аэропорта Домодедово. Спохватился, увидев за окном незнакомые пейзажи. Оказалось, вместо Котельнической набережной таксист повез меня в Котельники. Не до конца ввел адрес в строку поиска, и смартфон предложил ему вместо центра столицы спальный микрорайон на окраине.

Наверное, многие попадали в такие курьезные ситуации. А еще все слышали городские страшилки о том, как таксист кого-то побил, ограбил или «просто» ехал за рулем пьяным без прав.

С другой стороны, труд частных извозчиков - далеко не сахар. Не от хорошей жизни многие из них крутят баранку по 10-14 часов в день, с ног падая от усталости. Что, опять же, опасно не только для самого таксиста, но и для пассажиров.

В общем, всем требовалось больше заботы – и таксистам, и пассажирам. Поэтому власти несколько лет работали над новым законом о такси. Который и вступил в силу с 1 сентября.

ВОЗИТЬ ПО-РУССКИ

Вот главные положения нового закона.

1. Чтобы заниматься извозом, нужно представить справку об отсутствии судимости. Те, у кого были приговоры за убийства, изнасилования, грабежи, нанесение тяжких телесных повреждений, другие преступления из категории средней тяжести (срок наказания - от трех лет) и выше, «шашечек» не получат. Равно, как и те, у кого более трех неоплаченных штрафов за нарушение правил.

2. Безопасность превыше всего. Например, органы ФСБ имеют право и должны иметь техническую возможность отслеживать любую поездку на такси в реальном времени.

3. В такси теперь могут работать только обладатели российских водительских удостоверений, а также выданных в Белоруссии, Киргизии, Казахстане, Абхазии и Северной Осетии.

Кстати, расхожее мнение, что иностранцы теперь не смогут работать таксистами, неверно. Гражданин Молдавии, например, или Германии может получить разрешение на работу в России, сдать на права, пройти тесты на знание города (таково требование в некоторых регионах) - и на линию.

4. К работе допускаются только водители со стажем не менее трех лет.

5. Теперь, чтобы таксисты не засыпали за рулем, им разрешается работать за смену не более 12 часов. А в неделю должно выходить не больше 40 часов. Это отслеживают специальные приборы (см. пункт 8).

6. Новый закон разрешил работать в такси и самозанятым — прежде такой бизнес был им недоступен. Правда, ОСАГО им в этом случае придется оформлять не как для обычных физлиц, а как для таксистов — это раза в 4 дороже.

7. Не забыли и про красоту. На машине такси по борту должны быть нанесены традиционные шашечки, а на крыше установлен специальный опознавательный фонарь оранжевого цвета. Это требование для всей страны. А расцветка кузова — у каждого региона своя. В Москве, например, такси должны быть желтыми, в Московской области — белыми с желтой и пониже более широкой серой полосами, в Ленинградской области — белыми с одной желтой...

8. Создается цифровая система контроля за деятельностью такси. Пока в каждом регионе она своя, потом будут отстраивать федеральную систему.

Например, в Москве и области эта цифровая платформа называется КИС «АРТ». В нее включены все автомобили, водители и компании. Она отслеживает, чтобы водители не перерабатывали, вовремя проходили медосмотр, ездили исключительно на исправных машинах и т д. Туда же надо загружать нужные документы, в том числе справку об отсутствии судимости. Кто не зарегистрирован в системе, получать заказы не смогут. Искусственный интеллект неумолим.

«РАБОТАЙТЕ КАК РАБОТАЛИ»

Получается, главная цель нового закона – попытаться сделать всё еще более официальным и контролируемым, а потому (по версии авторов закона) безопасным. Конечно, не всем водителям это пришлось по душе.

Эксперты и сами таксисты надеются, что новые законы не будут тормозить развитие рынка. Фото: Александр ВИЛЬФ/РИА Новости

Эксперты и сами таксисты надеются, что новые законы не будут тормозить развитие рынка. Фото: Александр ВИЛЬФ/РИА Новости

- Через два дня увольняюсь! - не сдерживает эмоций подмосковный таксист Дима, едва только я заговорил о новом законе. - У меня это не основная работа, выхожу на несколько часов и то не каждый день. И из-за этого буду справки собирать, машину обклеивать… ну его в пень!

Это про то самое положение закона о единообразии раскраски в регионе. Приводить машину в нужную гамму водитель должен за свой счет, а пленка подорожала. Нанести желтый или белый колер на машину стоит 15 тысяч рублей.

Есть и другие моменты, которые вызывают вопросы. Например, новый закон предусматривает и наличие у водителя путевого листа.

- Это анахронизм, напрасная трата времени, лист никому не нужен, - говорит председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов.

А вот чем, по мнению Амосова, хорош новый закон, так это тем, что он отсечет многих мигрантов. Например, с правами, выданными в Таджикистане или Узбекистане, к работе в российском такси не допустят.

- Вот это я двумя руками поддерживаю, - говорит эксперт. - А то прилетит, начудит и тут же смотается к себе…

Впрочем, хотя «день Х» уже наступил, власти и агрегаторы (компании, которые собирают заказы клиентов и распределяют таксистам) пока не требуют от водителей жесткого исполнения всех положений закона. Понимают, что на адаптацию нужно время.

- У нас пока ничего не изменилось, - рассказал «КП» таксист Артур из Пятигорска, он подвозил меня несколько лет назад. - В начале сентября пришло нам уведомление от агрегатора, что пока все по-прежнему, работайте как работали. А меняться все будет постепенно в тестовом режиме.

- Единственный регион, который готов к работе с новым законом, - это Москва, - говорит Олег Амосов. - Здесь сформированы три реестра - реестр автомобилей, которые получили разрешение на работу в такси, реестр водителей и реестр компаний. Создана цифровая платформа, к которой могут подключаться налоговые органы и ФСБ…

А вице-спикер Госдумы Борис Чернышов направил в правительство просьбу отложить до 2025 года введение ряда требований нового закона.

ПРОЕЗД ПОДОРОЖАЕТ НЕ СИЛЬНО

Теперь о главном – как новый закон отразится на цене поездки? Не надо быть профессором экономики, чтобы понимать: чем больше требований к водителям - тем выше цена. Так мы платим за дополнительную безопасность и уверенность в том, что за рулем профессионал. Есть и другой закон экономики и жизни: дефицитный товар всегда дорожает. А новый закон явно уменьшит количество таксистов – в первую очередь нелегалов.

- Прямых расходов у таксистов в связи с введением нового закона не так много, - сказал «КП» вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. - Прежде всего это обклейка машины. Нормальная пленка стоит в Москве тысяч 70. И менять ее надо примерно каждые 2-3 года, потому что на солнце она имеет свойство прилипать так, что потом не отдерешь. Снятие пленки — еще минимум 30 тысяч. Кроме того, со следующего года таксисты должны будут иметь полис ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика) — это еще примерно 7 тысяч рублей.

В Минтрансе заявили: на фоне вступления в силу нового закона средняя цена поездки на такси в некоторых регионах уже успела вырасти на 5%. И вряд ли тарифы поднимутся намного выше.

- Я думаю цены вырастут процентов на 10-15, - прогнозирует председатель профсоюза столичных таксистов Александр Макаров. - Дело не только в прямых расходах на ту же пленку, например. Цены вырастут просто потому, что потребитель привык, что нововведения ведут к подорожанию. А почему на 10-15% - потому что если повысить сильнее, то многие потенциальные пассажиры откажутся от поездки.

Впрочем, нельзя сваливать повышение тарифов только на новый закон. Его доля в общем росте цен как раз невелика.

- Поездки на такси подорожали из-за роста стоимости автомобилей и горюче-смазочных материалов. Автомобили подорожали — их стали закупать меньше. Меньше стало машин в парках. И таксистов стало меньше. Уходят в курьерскую доставку или в логистическую компанию - там заработки гораздо выше. В результате спрос превышает предложение - люди хотят ехать, а машин нет, - объясняет Олег Амосов. - И дефицит будет нарастать. Потому что в такси машины достаточно дорогие, а «Логанов» к нам не везут.

КСТАТИ

Поехали в обход

А тем временем наш предприимчивый народ находит возможность обойти закон.

- Некоторые агрегаторы активно предлагают своим пассажирам заключать договора аренды автомобиля с водителем, - рассказал «КП» председатель Дальневосточной ассоциации перевозчиков такси, Александр Садков. - Услуга по сути та же самая, но формально когда пассажир арендует машину с водителем, он уже не является пассажиром такси, и на него не распространяется этот закон. Нет необходимости выполнять его жесткие административные требования, тратить немалые личные средства. На Дальнем Востоке активно начинает работать такая система, водители сдают свои лицензии в такси и уходят в компании, которые нашли возможность обойти этот закон.

Кстати

Кстати

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

Еще одна возможность обхода закона о такси — группы в соцсетях и приложения, где водитель и пассажир находят друг друга и договариваются о цене. На таких платформах нет ограничений для иностранных водителей, и прочих требований к официальным таксистам, но действует система отзывов. И пассажир имеет возможность выбрать того водителя, к кому возникло больше доверия и чьи аппетиты не слишком высоки.