Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+23°
Boom metrics
Звезды13 октября 2023 0:00

Марк Захаров знал правило укротителей хищников: с артистами быть корректным и осторожным, а главное не поворачиваться к ним спиной

13 октября исполняется 90 лет со дня рождения одного из самых ярких и титулованных отечественных режиссеров
Так в 2013-м в «Ленкоме» отмечали 80-летие маэстро. Слева от режиссера - Инна Чурикова и Виктор Раков, справа - Елена Шанина.

Так в 2013-м в «Ленкоме» отмечали 80-летие маэстро. Слева от режиссера - Инна Чурикова и Виктор Раков, справа - Елена Шанина.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Марк Захаров пришел в «Ленком», тогдашний Московский театр Ленинского комсомола, полвека назад - в 1973-м. В этом году две круглые даты совпали, поэтому в театре, носящем имя Марка Захарова, торжественно отмечают двойной юбилей. В зрительском фойе «Ленкома» открылась фотовыставка «Марк Захаров. Аплодисменты не кончаются»: в портретах, фотографиях с репетиций и спектаклей, в цитатах из книг Захарова, в жанровых снимках в кругу друзей, в архивных кадрах – весь его жизненный и творческий путь. Вечером на сцене «Ленкома» покажут легендарный захаровский спектакль «Юнона и Авось» с участием нескольких составов исполнителей. Спектаклю больше сорок лет, его показали тысячу раз, но в зале всегда аншлаг.

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Марк Захаров руководил «Ленкомом» 46 лет. Поставил с полсотни спектаклей, каждый из которых стал театральным событием. Он придумал этому театру свой стиль, где карнавальная эстетика парадоксальным образом сочетается с мудрой иронией и сложным подтекстом, а ещё где есть место настоящему чувству. Он рвал зрителям сердце, но не оскорблял их вкуса. У него в спектакле хоть и скачет по сцене пылающий еретик с факелом, но делает это очень эстетично.

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Сегодня на юбилейном вечере наверняка снова будут говорить, что Захаров подарил нам формулу любви и сотворил на сцене обыкновенное чудо. На эту игру слов, созвучную названию его фильмов, Захаров всегда отвечал своей ироничной полуулыбкой. Тем, кто был с ним не очень знаком, он казался суровым, «мрачным типом». Но это была маска. Ленкомовцы вспоминают, что он никогда не срывался на крик, даже когда его что-то раздражало, но мог изящно «размазать по стенке» свои тихим вежливым голосом.

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Захаров говорил: «Взаимоотношения с артистами должны быть товарищескими, деловыми, не переходить некую грань, о которой меня предупреждал ещё главный режиссер Театра сатиры Валентин Плучек: «В театре у тебя появится много единомышленников... Будь бдителен. С артистами надо быть корректным и острожным. А главное не поворачиваться к ним спиной. Это правило укротителей хищников. Иначе могут укусить, причем с большим удовольствием, даже если потом будут сожалеть об этом...».

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Этот урок от Плучека он получил после того, как в 1967 году в Театре сатиры поставил спектакль «Доходное место». На репетиции он что-то увлеченно рассказывал артистам, как вдруг его монолог прервала Татьяна Ивановна Пельтцер, которая «подумала» вслух: «Надо же, как только человек ничего не умеет, он сразу лезет в режиссеры».

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Тем не менее с Татьяной Пельтцер он сдружился, она стала его любимой артисткой и перешла за Захаровым из «Сатиры» в «Ленком».

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Он снял семь полнометражных картин, почти все они стали кинохитами. Записал три десятка телеспектаклей, а ещё - сценарии к фильмам, инсценировки. По совокупности заслуг он получил все мыслимые советские и российские награды и премии. От звания народного артиста СССР до полного кавалера Ордена «За заслуги перед Отечеством».

1956 год, Пермский театр драмы. Молодой Захаров в роли дурачка Турио в спектакле по пьесе Шекспира «Два веронца». Фото: Кадры с фотовыставки/Иван МАКЕЕВ/«КП» - Москва

1956 год, Пермский театр драмы. Молодой Захаров в роли дурачка Турио в спектакле по пьесе Шекспира «Два веронца». Фото: Кадры с фотовыставки/Иван МАКЕЕВ/«КП» - Москва

Почти все знают, что Марк Захаров - автор писем красноармейца Фёдора Сухова к жене - разлюбезной Катерине Матвеевне из «Белого солнца пустыни». В молодости он сочинял юмористические рассказы, печатался в журнале «Крокодил» и в других сатирических журналах, о чем в дальнейшем почему-то не любил вспоминать.

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Геннадий Хазанов как-то рассказывал мне, что в юности зачитывался юмористическими рассказами Захарова. По одному из них сделал номер для выпускного экзамена в цирковом училище. Спустя много лет Хазанов пришел к Марку Анатольевичу с предложением сделать вечер рассказов Захарова на сцене «Ленкома». Захаров его выслушал, потом повисло тяжелое молчание. Наконец в своей манере без тени улыбки он сказал: «Товарищ Сталин таких как вы, Геннадий Викторович, обладающих слишком хорошей памятью, расстреливал».

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Артистки в театре и в кино были в Захарова влюблены и боролись за его внимание. С каждой он был одинаково вежлив и скуп на знаки внимания. Никогда не подавал повода для сплетен. С молодости он был «безнадежно» женат на актрисе Нине Лапшиной, которую, кстати, только однажды снял в небольшой роли в своем фильме «12 стульев». Однако актрисы все равно надеялись.

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Евгения Симонова, которая играла принцессу в фильме «Обыкновенное чудо» вспомнила, как после съемок они с Захаровым возвращались домой. Почти никогда не разговаривали, сидели в машине молча. «Однажды мы ехали с актрисой Ниной Пушковой, которая играла одну из фрейлин, - рассказывает Симонова. - У Нины оказалась шоколадка. Мы начали шелестеть фольгой и предложили шоколадку Марку Анатольевичу. Он отказался, но неожиданно впервые за длинную историю наших поездок прервал молчание и спросил меня: «Евгения Павловна, вы любите шоколад?». Марк Анатольевич имел привычку ко всем обращаться по имени-отчеству. Даже к молодым актрисам, мне было в то время 23 года. Я, помертвев от ужаса и восторга, ответила: «Да, я люблю шоколад». После небольшой паузы он снова спросил: «А какие еще есть слабости у вас?». Совершенно неожиданно для себя выпалила: «Я влюбляюсь в режиссеров». Это было сказано не из-за нахальства, а от отчаяния и желания «быть интересной». Марк Анатольевич обернулся, посмотрел на меня внимательно, в уголках его губ дрогнула улыбка…

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА

Фото с выставки "Аплодисменты не кончаются". Пересъемка Ивана МАКЕЕВА