Премия Рунета-2020
Россия
Москва
0°
Boom metrics
Экономика17 октября 2023 12:43

Россияне раскупают подержанные авто: продажи за три квартала взлетели на четверть

Автоэксперт Шапарин: юрлица скупают большое количество машин на вторичном рынке
Уже сейчас видно, что большое количество машин на вторичном рынке скупается юридическими лицами

Уже сейчас видно, что большое количество машин на вторичном рынке скупается юридическими лицами

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

В сентябре россияне купили 509,5 тысяч бэушных легковушек — на 11% больше, чем в том же месяце прошлого года. А за январь-сентябрь в стране было продано 4 млн 326 тысяч авто с пробегом — почти на 24% больше, чем год назад. Это свежая статистика аналитического агентства «Автостат».

У тех, кто сам за рулем, эти цифры изумления не вызывают. Выбор новых машин сократился фактически до отечественных и китайских. Остальное разнообразие — на вторичном рынке. Эксперты добавляют — рост идет от низкой базы. В прошлом году автомобилисты выжидали, что будет. А в этом уже поняли, что лучше не ждать - а то цены взлетят еще больше.

В топ-5 марок, на которые сейчас приходится половина (50,4%) вторички, - прежние любимцы российских автовладельцев: Toyota, Kia, Huyndai, Nissan. С ростом продаж в 25-35%, если сравнивать три квартала этого года и прошлого (см. «Только цифры»).

При этом возглавляет топ отечественная «Лада» - абсолютный рекордсмен по числу проданных машин с пробегом. С приростом, правда, более скромным, чем у соседей по топ-5 и даже топ-10 (плюс 8,6%).

- Статистически «Лад» на вторичном рынке просто очень много, - комментирует этот момент вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. - И вы цену на новую «Ладу Весту» (от 1,2 млн руб. с лишним, если покупать напрямую на заводе — Ред.) видели? Вот люди, которые не могут даже новую «Ладу» купить, покупают «Ладу Весту» бэушную или что-то еще проще. Изделия «АвтоВАЗа» все равно остаются точкой входа для таких покупателей.

Средняя цена подержанного автомобиля, по данным «Автостат», составила в сентябре 1,54 млн рублей (все марки). Это на 23% - то есть почти на четверть — выше, чем в сентябре 2022 года. И на 5% больше, чем в августе.

При этом средняя цена нового авто еще в августе превысила 3 млн руб. (плюс почти 50% к предыдущему году).

- На вторичном рынке рост цен во многом зависит от сегмента. На те машины, которые наши люди хватают вообще не глядя, они растут как в среднем на первичке, или даже с опережением, - рассказывает Антон Шапарин. - Например, на Hyundai Solaris/Creta. Машина имеет широкую аудиторию и аудитория эта не получает сейчас альтернатив. А есть еще нишевые авто, которые больше к нам никакими путями не приезжают. Типа некоторых моделей BMW, на которые за год цена выросла в два раза.

Чего ждать дальше?

- Перспективы не очень радужные, - прогнозирует Шапарин. Уже сейчас видно, что большое количество машин на вторичном рынке скупается юридическими лицами — бывшими дилерами. Им теперь больше нечем торговать. А поскольку живут они не столько с продажи машин, сколько с навязывания дополнительных услуг, для обычных покупателей это означает рост цен еще и за счет этого. И за счет монополизации рынка этими товарищами. Все проблемы, которые до сих пор были на первичке, перейдут на вторичку.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Фото: Дмитрий ОРЛОВ

Фото: Дмитрий ОРЛОВ

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

АвтоВАЗ и «Москвич» попали под санкции США: чем это грозит российскому автопрому (подробнее)