Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество20 октября 2023 0:00

Жестокость бандеровцев поражала даже немцев: рассекречена хроника преступлений украинских националистов

Во время войны украинские националисты, которые теперь возведены Киевом в ранг героев, превратили в Бабий Яр всю территорию республики
Бабий Яр. Эсэсовец в поисках ценностей копается в вещах только что расстрелянных людей. Фото: Йоганнес Хэле

Бабий Яр. Эсэсовец в поисках ценностей копается в вещах только что расстрелянных людей. Фото: Йоганнес Хэле

ФСБ рассекретила архивы, которые, если честно, страшно читать. Кровь леденеет от этих донесений, протоколов допросов, показаний очевидцев. Но читать надо. В них собрана хроника преступлений украинских националистов в годы Великой Отечественной. Свидетельства, в том числе германских офицеров, поражавшихся жестокости своих подручных - карателей и полицаев из местного населения.

Когда президент сегодняшней Украины Зеленский говорит: «Бандера - это классно!» - а потом просится с визитом в Израиль, когда в Канаде аплодируют ветерану дивизии СС «Галичина», обнародование таких документов особенно ценно. Факты - вещь упрямая, их не опровергнешь. Они все и всех расставляют на свои места.

ПРЕВОСХОДЯ ПЕТЛЮРУ

Для евреев на Украине ужас начался с первых дней войны. Немцы действительно с удивлением отмечали, с каким остервенением их новые украинские помощники принялись за еврейские погромы. Вот строки из донесения Отдела VI А начальника полиции безопасности и СД (Службы безопасности Третьего рейха, возглавлявшей наряду с СС уничтожение «низших рас» - евреев, цыган, славян...):

«Украинское население в первые часы после ухода большевиков выказало достойную одобрения активность против евреев. Так, в Добромиле была сожжена синагога. В Самборе возмущенная толпа убила 50 евреев. Жители Лемберга, жестоко издеваясь, согнали тысячу евреев и доставили их в бывшую тюрьму ГПУ, которая теперь в ведении вермахта. Наконец, 30 июня в Сокале благодаря привлечению местных благонадежных украинцев было схвачено и ликвидировано 183 еврея-коммуниста».

Лембергом в Германии называли Львов. Добромиль, Сокал и Самбор - его окрестности. Впрочем, охота за еврейским населением шла по всей Украине.

«Особенно преследуются евреи и поляки, - писал начальник Экономического управления НКВД СССР Павел Мешик наркому Лаврентию Берии. - В некоторых пунктах ОУН (Организация украинских националистов, признанная экстремистской в РФ. - Ред.) организует еврейские погромы, которые по своей жестокости превосходят петлюровские погромы в 1919 - 1920 годах. Так, 9 июля (1941 года. - Ред.) в Подволочицке был организован погром, причем в селе западнее города 7 человек евреев были живыми закопаны в землю».

В наши дни Зеленский приезжает в Бабий Яр и делает скорбный вид. Однако бандеровцы, которых он ныне считает героями, во время войны превратили в Бабий Яр всю Украину. Это была не «инициатива на местах»: 3-й чрезвычайный съезд ОУН в августе 1943 года поставил задачу - продолжать физическое уничтожение евреев, поляков, коммунистов.

Арестованный в 1944 году бандеровец Иван Васюк на допросе рассказал, что его отряд нападал на деревни Старики, Вязевка, Углы и другие. В них были убиты более 1500 человек. «Сам Васюк убил 19 поляков, в том числе 8 мужчин, 6 женщин и 5 детей», - говорится в справке начальника 4-го управления НКВД Павла Судоплатова, подготовленной в декабре 1942 года.

Судоплатов так описывал одну из «акций» украинских националистов по истреблению евреев: «Когда прибывшая полиция открыла огонь, поднялся крик, кто мог, стал бежать. Начался массовый расстрел и преследование бежавших на улицах и в домах. В результате, помимо евреев, погибло много польского и украинского населения, всего до 2400 человек. Пойманных на улицах евреев погрузили вместе с трупами расстрелянных и вывезли в каменоломни, где расстреляли уже всех».

Некоторые нацисты отличались особой жестокостью. В спецсообщении Управления контрразведки Смерш 1-го Украинского фронта говорится об отморозке по фамилии Козловский из села Могильницы. В первые же дни немецкой оккупации он поступил на службу в полицию, гордо расхаживал с карабином и нарукавной повязкой с тризубом - символом нынешней Украины.

«В июле 1941 года он арестовал три еврейские семьи: Гелис, Мендель и Ворун, - говорится в сообщении Смерша. - Они состояли из 18 человек стариков, подростков и детей от 6 месяцев до 12 лет. Все они были им отведены в лес, где взрослых он расстрелял, а детей от 6 месяцев до 6 лет брал за ноги, ударял головами о дерево, затем бросал в яму».

ПРЕДАТЕЛЬСТВО ЗА СОЛЬ

«Граждане Костопольского округа! Кто будет укрывать жидов или давать им помощь, будет наказан карой смерти», - такие объявления публиковались по всей Украине. Евреям было негде скрыться, тем, кому удалось выжить в погромах, предстояло бороться за жизнь в гетто и концлагерях. В лучшем случае они жили как заключенные, работая по 14 часов и получая 100 граммов хлеба в день.

Впрочем, даже такое положение фашистов не устраивало. Вот что пишет Павел Судоплатов в своей справке: «26 - 27 августа 1942 года во многих населенных пунктах Западной Украины гестаповцы при активном участии украинских националистов организовали массовый террор, уничтожив почти все еврейское население. Немцы собирали местную украинскую полицию из сел и деревень, специально вооружали украинских националистов».

Иосиф Вольф из села Стрельск Ровенской области выжил. Он рассказал следователям, как 25 августа 1942 года всю его семью вместе с тысячами других загнали в лагерь в городе Сарны:

«Охраняли лагерь украинские полицаи. В бараках было набито так, что нельзя было стоять, а там находились женщины и дети. 26 августа в 15 часов дня была выведена первая группа на запад в лес. Их было 2 тысячи человек, все были расстреляны. Тогда один из заключенных, Иосиф Гендельман - жестянщик, имевший ножницы, прорезал проволоку первой линии. Группа, человек 40, напором сломили вторую линию и бросилась бежать. В их числе был и я. Полицейские открыли стрельбу по бежавшим. Когда я бежал к проволоке, там уже была гора трупов».

Вся семья Иосифа Вольфа - мать, жена, брат и сестра с двумя детьми - погибли. В следственном заключении по делу о тех днях говорится:

«В лагерь было согнано все еврейское население района - свыше 13 тысяч человек. Спастись бегством удалось лишь немногим - 40 - 50 человек. На убежавших устраивались облавы, за поимку евреев бандеровским бандам давалось вознаграждение солью. Особую роль в этом предательстве проявил бургомистр города Сарны Иван Миронюк».

Украина, 1941 год. Казак-полицай на потеху оккупантам рубит шашкой пленного партизана.

Украина, 1941 год. Казак-полицай на потеху оккупантам рубит шашкой пленного партизана.

ЯВИТЬСЯ С ЦЕННОСТЯМИ И ЕДОЙ

Может быть, все это было только на Западной Украине? Ничего подобного, в восточных областях бандеровцы отличились не меньше. Александр Шилко из Запорожья рассказал, что немцы, войдя в город, создали «Украинскую вспомогательную полицию», в которой служили добровольцы из местных националистов.

«Перед еврейским праздником в апреле 1942-го, - рассказывал свидетель, - всем евреям было объявлено, что они будут выселены из Запорожья в специальные еврейские лагеря в районе Мелитополя. Они должны явиться на сборный пункт, захватив все ценное. Но на пункте сбора у них отбирали их имущество, снимали теплую одежду, хорошие костюмы и колоннами угоняли на юг, на мелитопольскую дорогу. Матери несли на руках грудных детей, стариков. Больных или истощенных клали навалом на подводы. Я видел три такие колонны в 200 - 300 - 600 человек под сильным конвоем полиции и немецкой жандармерии. Через несколько часов подводы возвращались, груженые беспорядочно мужской и женской одеждой. На них сидела сопровождавшая колонны пьяная «охрана».

В Лубнах Полтавской области в октябре 1941 года евреев расстреливали уже прилюдно. Несчастным и здесь объявили о переселении, приказали явиться на сборный пункт в селе Засулье с ценностями и запасом еды на 3 дня. Многие украинцы тоже пришли. Они решили проводить знакомых.

«Когда мы туда прибыли, - вспоминала позже Нина Полещук, которой в тот страшный день было 14 лет, - то всех собравшихся евреев немцы и полицаи из украинцев окружили, начали разделять на группы и отводить в сторону к противопожарным рвам для расстрела. Я лично видела, как люди, подходящие к рвам, падали. Когда началась эта кровавая расправа, то мать моя начала настаивать, чтобы я удирала».

Нине удалось вырваться за оцепление, какая-то женщина из украинцев сказала, что девочка - ее дочь. Только благодаря этому полицай отпустил ее.

Полицаи и гитлеровцы часто шли на хитрость, чтобы выманить прятавшихся людей. Вот показания Михаила Томасевича, бывшего учителя, а потом начальника полиции города Белая Церковь Киевской области:

«До того, как я стал начальником полиции, основную часть еврейского населения уже расстреляли. Но часть евреев скрывалась. Для их выявления жандармерия через полицию организовала ловушки. По городу было объявлено, что впредь евреям разрешается проживать свободно, но в определенных домах. Было отведено пять домов, всех поселившихся в них евреев я брал на особый учет, была заведена особая папка «Жиды». Когда цель была достигнута, все евреи, примерно 50 человек, были арестованы и расстреляны».

«ПАН, ЮДА»

Антисемитизмом были заражены не только националисты, но и обычные украинцы. Среди архивных документов есть показания бывшего красноармейца Берлянта, оказавшегося в окружении в Киеве. Тогда немцы разрешали пленным киевлянам, зарегистрировавшись, жить дома. «…Во время допроса я скрыл свою национальность еврея, записался как украинец и получил документы пленного, - рассказывал он. - Но на следующий день меня встретил на базаре бывший сослуживец Никишев, который знал, что я еврей. Он задержал меня и доставил в украинскую полицию».

Полицейские пытали Берлянта - после третьего допроса он не выдержал и сознался, что еврей. Попал в концлагерь… И выжил - каким-то чудом.

Но настоящие чудеса случились с киевлянкой Диной Проничевой. 29 сентября 1941 года она вместе с тысячами других прибыла в Бабий Яр. Вот ее показания:

«Я видела, как рядом со мной люди после выстрелов падали с обрыва. Еще до того, как в меня выстрелили, я бросилась вниз. Упала на трупы только что расстрелянных людей и прикинулась мертвой. Я слышала, как немцы спустились вниз и пристреливали раненых. Я боялась шевелиться, ко мне подошел один полицейский, увидел, что на мне нет крови, подозвал немца и сказал, что я, кажется, жива. Я затаила дыхание, один из них меня ногой толкнул так, что я оказалась лежащей лицом вверх. Немец встал мне одной ногой на грудь, а другой на тыльную часть руки - кисть. Убедившись, что я на это не реагирую, они ушли».

Дину засыпали землей, но ей все же удалось выбраться. Три дня она пряталась, но потом зашла в одну из хат. Сказала хозяйке, что заблудилась, попросила показать дорогу в город. «Она как будто согласилась это сделать, подмигнула своему сыну лет 17, тот куда-то исчез и через несколько минут явился с немецким офицером. Указал на меня: «Пан, юда».

Когда Дину снова везли на расстрел в Бабий Яр, ей вместе с еще одной девушкой удалось выпрыгнуть из кузова машины и скрыться. После войны она была свидетелем обвинения против нацистов: в 1946 году в Киеве, а спустя 20 лет - в Германии.

ПОГРОМЫ

«Пусть ребята погуляют»

Украинские националисты часто обвиняли в преступлениях самих евреев - ради предлога для погромов. 5 июля 1941 года в селе Рудки они убили 15 евреев, сожгли их дома и синагогу. Это объяснялось местью за убийство лидера местных националистов Кирничного. А в Бориславе после прихода немцев во дворе НКВД обнаружили какие-то тела. Националисты пустили слух, что их убили евреи, и комиссар города, тоже националист Бесараб, устроил еврейский погром. Прямо на улицах было убито 250 евреев. «Население города, видя ужасы расправ, обратилось к Бесарабу с просьбой прекратить. Бесараб ответил, что «пусть ребята погуляют», - рассказал свидетель Давид Оренштай.

ЦИНИЧНОСТЬ

Сначала грабили, а потом убивали

Бандеровцы неплохо наживались на убитых евреях. Обязательной частью любой облавы было разграбление еврейских домов. Нелюди забирали одежду и ценные вещи у тех, кого вот-вот отправят на тот свет.

В Бердичеве евреям предложили выплатить контрибуцию: кто не отдаст полицаям деньги, рисковал жизнью. Евреи, у которых все отобрали, с трудом собирали средства. Но, как рассказал житель города Борис Коткин, требование выплаты повторялось 3 раза.

Начальник полиции городка Узин в Белоцерковском районе хватал евреев прямо на улице. Назначал выкуп в 5 рублей, отпускал, получив деньги, но потом приказывал снова задержать. «Когда в тюрьме число евреев достигало 20 человек, являлись немцы и увозили их на расстрел», - рассказывал бывший начальник полиции Белой Церкви Михаил Томасевич.