Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-3°
Boom metrics
Авто
Эксклюзив kp.rukp.ru
22 октября 2023 13:45

Опасный контрафакт: почему в России растет доля поддельных автозапчастей

Автоэксперт Шапарин: 40% водителей сталкивались с поддельными запчастями

Фото: Олег ЗОЛОТО

Число подделок, по данным и тех, кто торгует, и тех, кто эксплуатирует и тех, кто ловит, в нашей стране, к сожалению, растет. Но есть подделки более-менее не опасные, как БАДы-пустышки, а есть те, от которых может зависеть жизнь и здоровье человека — например, автозапчасти.

О ситуации в этой сфере «КП» спросила вице-президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина.

- В автомобильной сфере контрафакта стало реально больше?

- Мы проводили Всероссийский опрос с большой выборкой. Спрашивали только водителей. Людей, которые реально водят машину. И спрашивали, сталкивались ли они с контрафактными запчастями или расходниками. Выяснилось, что за последний год 57% - не сталкивались с таким ни разу. 40% - сталкивались и не раз. И только 3% затруднились ответить.

- Недавний опрос?

- Мы его этим летом проводили. Кстати, мужчины сталкивались с подделками чаще, чем женщины (таких оказалось всего 24%, которым подсовывали контрафакт, ну или они просто об этом потом узнавали).

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Фото: Андрей Минаев

- О чем идет речь — о «серьезных запчастях», вроде дисков тормозных или аккумуляторах, или о чем то «легком», вроде дворников или ковриков с брызговиками?

- Обо всех автозапчастях и расходниках. Мы взяли максимально широкую категорию. И, кстати, определить подделку по упаковке зачастую все труднее. Качество полиграфии у тех, кто поставил подделки на поток, уже может быть лучше, чем у оригиналов. Они и марок клеят больше, чем на оригинале. И привести это может к тяжелейшим последствиям.

- Например?

- Я масляный фильтр на БМВ лично видел, в руках держал, - он оказался на 2 мм короче оригинала. То есть, масло просто фильтроваться не будет. Оно напрямую через отверстия в движок поступит. При том у фильтра того отличная была упаковочная коробка.

- Рост контрафакта налицо?

- С маслами что-то невообразимое творится. Потому что идентичную упаковку, этикетку для масел сделать сегодня не проблема. Раньше у ведущих производителей масел были системы онлайн-проверки подлинности. Сейчас они отключены, эти системы проверки.

- Почему?

- Да потому что производители ушли с рынка. И к сожалению, под параллельный импорт немало поддельщиков мимикрирует. Рассказывая сказки про то, что это для рынков, скажем, Турции или Малайзии. А это поделка, разлитая здесь или в соседней республике.

- Но с контрафактом на авторынке борются?

- Допустим, нашли наши правоохранители партию контрафакта, установили — подделки. А где их хранить? Мощностей для хранения зачастую нет. И они изымают на 250 тысяч рублей, условно, для открытия уголовного дела. А все остальное оставляют на ответственную хранение. Причем у тех, у кого изъяли.

- И что потом?

- А там его крадут «неизвестные воры». Такая «спортивная рыбалка» : поймали - отпустили. И ответственности никто не несет. Мы про это 30 марта писали профильному министру письмо. С просьбой принять меры и выделить денег на хранение контрафакта. Ответ был примерно такой: у нас тут проблем нет.