Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Политика
Эксклюзив kp.rukp.ru
22 февраля 2024 0:00

"Здесь собрались лучшие умы России": пионеры беспилотного боя создали "уголок будущего" в зоне СВО

Военкор Коц поговорил с бойцами единственного в РФ батальона спецминирования
Основная специализация подразделения — это дроны, и все, что с ними связано

Основная специализация подразделения — это дроны, и все, что с ними связано

Фото: Александр КОЦ

МЫ В САМОМ НАЧАЛЕ

Мимолетное потепление в Донбассе шматами чернозема налипало на колеса внедорожника, разбрасывая черные капли по кузову. Дворники отчаянно размазывали грязь по лобовому стеклу, когда с очередным взмахом в степи вдруг не возник промышленный объект. Их много разбросано по этой земле — застывшие памятники советского величия, «декоммунизированные» еще до начала всех событий в Новороссии. Производство здесь давно угасло, но остались мощные стены и глубокие подвалы, рассчитанные едва ли не на ядерную войну.

В одном из таких расположилась база единственного в России батальона специального минирования «Феникс», сформированного летом прошлого года на базе 11 инженерной бригады. Основная специализация подразделения — это дроны, и все, что с ними связано: разведка, камикадзе, сбросы и… воздушное минирование.

- Сейчас только начинается развитие этой сферы, мы прямо у его истоков, - встречает меня на проходной замкомвзвода батальона и по совместительству его военкор с добрым позывным «Ангел». - У нас появляется возможность скидывать разные инженерные боеприпасы, в том числе - дистанционные мины, которые сами взводятся и ожидают противника. Линейка дронов у нас большая — от малых до тяжелых. Поэтому доставить можем даже противотанковые «тээмки». И главное — дрон не одноразовый, он возвращается назад. Ежедневно у нас в лаборатории разрабатываются какие-то новые частоты, чтобы летать дальше, облегать РЭБ противника.

Здесь собрались лучшие умы России

Здесь собрались лучшие умы России

Фото: Александр КОЦ

СМЕНИЛ БРОНЬ НА БРОНЮ

Узкими бетонными коридорами в приглушенном полумраке идем в святая святых — лабораторию. Здесь установлены несколько 3-D принтеров, которые в режиме нон-стоп печатают необходимые для сборки дронов и боеприпасов к ним запчасти. Сверху приделана катушка с пластиком, который проходит через хитрые устройства и внизу, словно тонким карандашом, рисует заданное программой изделие. Глядя на сосредоточенных людей за компьютерами, понимаешь, как кардинально меняется армия. Если в составе батальона уже есть научная рота. Ну, пусть не рота, но взвод. Или отделение. Но каждый — на своем месте. И главное — не только с руками, но и с головой.

Вот «Админ», по техническому образованию - мастер механосборочных работ, работал на заводе. В армию попал по мобилизации. Сначала служил сапером, потом попал в набор на оператора беспилотника. Но командир узнал про образование и предложил поработать в лаборатории. Вот тебе и армейский социальный лифт нового типа.

Или вот его коллега, мастер холодильных установок. На гражданке, между прочим, работал инженером в известном международном журналистском холдинге. И в Третьяковской галерее — следил за климатическими системами.

Пионеры беспилотного боя создали "уголок будущего"

Пионеры беспилотного боя создали "уголок будущего"

Фото: Александр КОЦ

- Во время мобилизации у меня аж две брони было. Хотя я вполне подходил под набор, - вспоминает он в своей мастерской. - Но в итоге я решил променять бронь на броню. Пошел добровольцем.

Вдоль верстаков разложены дроны, моторчики, винты, и приспособления, применения которым я даже предположить не могу.

РАДОСТЬ ОБОЙТИ РЭБ

- Мы здесь прошиваем, ремонтируем «птички», разное оборудование. Готовим антенны, ретрансляторы, чтобы дальше передавать сигнал, обходить вражескую РЭБ, дальше летать, - поясняет Мастер.

- Сложная это задача?

- Непростая, - соглашается Ангел. - Мы следим за противником, как он разрабатывает эти же дроны, применяем их какие-то знания, дорабатываем. Они, скорее всего, тоже стараются следить за нами. И мы постоянно пытаемся быть на голову выше противника и превосходить его. Я так скажу. Противник не дурак, но здесь тоже собрались лучшие умы России.

Ангел, кстати, коллега. До того, как попал на СВО, работал в СМИ. Последняя должность – креативный директор информагентства. Развивал свой видеопродакшн, новые медиа, имел свой бизнес и бронь от мобилизации.

- Проводил первые три партии мобилизованных из своего города. Не дождался повестки, не понял, почему. Пришел в военкомат и добровольно сдался, - улыбается Ангел. - Служил в саперном подразделении, а на гражданке я еще воздушной видеосъемкой с коптера занимался, вот мне и сказали сформировать взвод и отправили сюда, в «Феникс». Тут мы уже полноценно обучились, и выполняли задачи на Артемовском направлении.

- Первое поражение помнишь?

- Конечно! Залетели в блиндаж противника и видели живую силу. Было очень нелегко, потому что мы первые, на ком это все испытывалось. Мы такие первопроходцы в FPV были для этого батальона. Спустя два месяца обнаружили первую технику - два танка.

Сейчас только начинается развитие этой сферы

Сейчас только начинается развитие этой сферы

Фото: Александр КОЦ

- Какие ощущения, когда в него влетаешь?

- Я не знаю, правильно ли сказать, но была такая детская радость. Потому что обойти РЭБ противника очень тяжело, особенно на том направлении. Но когда у тебя все получается, несмотря на погоду, условия в блиндаже, и ты доходишь до цели, это прям… Крики, вопли.

МЕТОД «ЩИПКА»

Мы снова идем узкими коридорами, попадая в просторный зал с высокими потолками. По нему расставлены различные препятствия, и, если бы не обстоятельства, то это помещение вполне можно было бы принять за сцену театра Куклачева. Но все эти кольца, цилиндры, шесты веселенькой расцветки - не для кошек. Здесь операторы получают первый опыт полетов на маленьких FPV-дронах, перед тем, как выйти на полигон. Курсанты надевают очки и стараются филигранно выполнить все полетные задания: маленький дрон с четырьмя двигателями медленно облетает все препятствия, проходит змейкой, спускается к земле и пронзает цилиндр, взмывает к потолку - еще одна змейка…

Здесь операторы получают первый опыт полетов на маленьких FPV-дронах

Здесь операторы получают первый опыт полетов на маленьких FPV-дронах

Фото: Александр КОЦ

Но сначала азы управления бойцы осваивают за мониторами. Это еще один класс, напоминающий компьютерный клуб из 90-х. Вдоль стен буквой «П» стоят экраны с симуляторами полета беспилотника. Такими же цветастыми, как «комната Куклачева». С пультами в руках в них пялятся «игроки» в камуфляже, методом «щипка» (то есть указательными и большими пальцами) управляя цифровым беспилотником.

- У нас есть определенный набор карт, с отработкой на каждой карте определенных навыков, - поясняет инструктор с подходящим для его специальности позывным Финист. Тоже доброволец.

Вообще-то, в мирной жизни он был предпринимателем. Но образование - социологический факультет Петрозаводского университета - позволяет заниматься и преподаванием.

«Я ВКЛАДЫВАЮ ВСЕ СИЛЫ И СБЕРЕЖЕНИЯ»

- Сколько времени уходит на обучение?

- До недели перед практическими полетами. В принципе тогда они все уже свободно летают, удерживают дрон, и замечаний к управлению нет. Дальше получают технические знания, не только знания самих дронов, но еще их настройки, методов разведки, применение боеприпасов их снаряжение боеприпасов и подготовка… Курсанты приезжают сюда и заняты только одним – они получают знания.

- Как вы считаете, будущее за этими средствами поражения или все-таки найдут на них управу?

- Это только начало, можно сказать, техническая революция в применении боевых средств. Сейчас это основа того, что ждет нас в будущем. Поэтому мы должны развиваться и эффективно применять новые знания.

Конечно, появление огромного количества беспилотных средств поражения пока не заменят традиционные вооружения. Если вообще когда-нибудь заменят. Но дешевые ударные системы, будь то морские, наземные или воздушные, уже перевернули современное понимание боя. Когда девайс, стоимостью в несколько десятков тысяч рублей, убивает технику за миллионы, все стороны конфликта (и наблюдающие за ними) пытаются найти способ эффективного противодействия. Но пока это приводит лишь к эволюции и брони, и снаряда.

Сейчас это основа того, что ждет нас в будущем

Сейчас это основа того, что ждет нас в будущем

Фото: Александр КОЦ

- А тебе это все зачем? - спросил я перед отъездом у Ангела.

- Ну как… Чтобы быстрее здесь все закончить и всем вернуться к нормальной жизни. Я здесь вкладываю все свои силы, ресурсы, сбережения. То есть я не жалею ничего, чтобы скорее победить в этой войне. Тем более я сам из Белгородской области, для меня очень больно, когда пишут оттуда родные и близкие о новых трагедиях. Все, что я им могу сказать: ребята, я уже здесь, и я уже пытаюсь покончить с этим.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Многодетная мать учит добровольцев выживать на поле боя: подписывайтесь на наш подкаст.