Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Экономика27 февраля 2024 12:55

Экспорт бензина из России запретят на полгода: что будет с ценами на заправках

Аналитик Юшков: запрет на экспорт бензина поможет избежать дефицита
Стабильность на внутреннем рынке топлива гораздо важнее, чем недополученные налоги

Стабильность на внутреннем рынке топлива гораздо важнее, чем недополученные налоги

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО

«Вы что, хотите, как прошлой осенью?» - словно бы обратилось правительство к нашим нефтяникам. А прошлой осенью, как помнят автомобилисты и аграрии, у нас топливо подорожало. Не сильно: с января по октябрь-2023, по данным Росстата, цены на заправках выросли на 8% (при общей инфляции в 5,5%). Но бензин - товар особенный, даже небольшой рост цен воспринимается болезненно.

Причин того подорожания было несколько - тут и повышенный спрос в сезон отпусков, и падение рубля, из-за которого продавать топливо за границу многим производителям стало выгоднее. Уроки прошлого года власти усвоили. И вот уже с 1 марта правительство планирует на полгода запретить экспорт бензина. Ограничение не касается поставок в страны ЕАЭС (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан), а также Узбекистан, Монголию, Абхазию и Южную Осетию.

Собственно, запрет на экспорт бензина мы уже проходили. Его ввели с 21 сентября по 17 ноября прошлого года, чтобы сбить рост цен. И это удалось: по итогам прошлого года бензин подорожал на 7,2%, это ниже общей инфляции (7,42%).

- Сейчас эта мера (ограничение на экспорт бензина - Прим. Ред.) тоже необходима, чтобы предотвратить дефицит топлива в период автомобильного сезона, - объясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. - Традиционно было так: 90% от производимого топлива мы потребляли внутри страны, а 10% экспортировали (основной потребитель – Турция, потом Бразилия, Индия, Китай). Сегодня мы уже недополучаем эти 10% из-за аварии на Нижегородском нефтеперерабатывающем заводе (в начале января там сломалась деталь компрессора и с тех пор идет ремонт - Прим. Ред.). Сколько производим, столько и потребляем. И чтобы защитить наш рынок от дефицита, вводится ограничение экспорта как превентивная мера. Это, кстати, поможет скопить небольшие излишки и пустить их в оборот летом.

Игорь Юшков уверен: по нефтяной отрасли запрет не ударит благодаря демпферу.

- Демпфер - это механизм, когда государство возвращает нефтяникам часть налогов, чтобы они сдерживали рост цен, - объяснял нам Юшков еще осенью. - Правительство обозначает примерный уровень цен на внутреннем рынке. И выплачивает нефтяным компаниям разницу между теми ценами, которые оно хочет видеть внутри страны, и тем, сколько компании могли бы получить, если бы экспортировали это топливо.

Государство тоже не сильно потеряет в доходах, потому что объем экспорта бензина небольшой. Стабильность на внутреннем рынке топлива гораздо важнее, чем недополученные налоги. А что касается цен на заправках…

- Цены на бензин, конечно, будут расти, но при таком раскладе не быстрее инфляции, - уверен Игорь Юшков.

КСТАТИ

Чем доступнее солярка, тем дешевле картошка

С 1 марта правительство также хочет увеличить норматив продаж дизельного топлива на бирже с 12,5% до 16% от объема производства. Иными словами, производители должны будут больше солярки продавать на оптовых биржах. Это поможет сдержать рост цен на дизельное: чем выше предложение, тем ниже «топливная инфляция».

- Это правильная мера, - поддерживает Игорь Юшков. Ведь на носу посевная, и чем дешевле дизельное топливо, тем ниже себестоимость фруктов-овощей.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Что будет с параллельным импортом машин после ужесточения таможенных правил (подробнее)