Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество28 февраля 2024 14:55

В Госдуме хотят исключить самозанятых из законопроекта о локализации автомобилей такси

Также внесено предложение расширить территорию производства машин такси — разрешить не только собранные в России, но и в странах ЕАЭС
В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта по локализации автомобилей такси.

В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта по локализации автомобилей такси.

Фото: Иван МАКЕЕВ

В Госдуме продолжается обсуждение законопроекта по локализации автомобилей такси. В первом чтении его приняли в январе 2024-го. В комитет ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры внесены поправки с предложением пересмотреть ряд ключевых положений документа.

Для чего хотят принять закон

Законопроект предполагает замену машин такси на авто российского производства. По мнению разработчиков, документ позволит обеспечить российских автопроизводителей стабильным спросом на выпускаемую продукцию. Дополнительный рынок сбыта должен превысить 100 тысяч машин в год.

За что его критикуют

Законопроект вызвал широкий общественный резонанс. Признавая важность решения задач по импортозамещению, эксперты указывали на необходимость доработки отдельных норм. С такими просьбами выступали Общественный совет по развитию такси, Гильдия автожурналистов России, представители рабочей группы по такси при Российском союзе промышленников и предпринимателей, другие эксперты. По их мнению, принятие законопроекта в действующей редакции может спровоцировать обострение уже сложившегося дефицита доступных машин и рост их стоимости. Такая ситуация приведет к сокращению количества перевозчиков и соответственно, росту цен на поездки в такси.

Похожие опасения высказывают в Общероссийском объединении пассажиров. На прошлой неделе представители организации выступили с инициативой установить предельные цены на автомобили, проработать вопрос об уровне локализации, доступности и разнообразии моделей машин такси. Еще одно предложение общественников касалось разработки программы субсидирования приобретения машин таксопарками и самозанятыми, которая призвана предотвратить резкий скачок тарифов.

Какие поправки ко второму чтению предлагают депутаты

Рекомендовано не применять требования закона к самозанятым и ИП с небольшими автопарками. Значительная часть таксистов представляет как раз эти категории. Как отметил депутат Николай Будуев, большинство самозанятых «таксуют» на личных автомобилях. Для многих это является подработкой, а не основным источником дохода. Поэтому принудительная замена машин – основание отказаться от работы или «уйти в тень».

— Кроме того, нужно учитывать региональную специфику, — уверен Николай Будуев. – Например, популярность праворульных машин, которые не подходят под требования локализации, в отдельных субъектах РФ. Чаще всего такие машины эксплуатируют в Сибири и Дальневосточном федеральном округе. Очевидно, что в таких случаях одномоментное обновление автопарков просто невозможно. К тому же, дополнительные расходы как правило включаются в тариф. С учетом масштабов, поездки в такси могут стать недоступными для большинства пассажиров.

С предложением учитывать позицию регионов согласен и Александр Толмачёв, член комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры. Он считает необходимым «соизмерять уровень дохода в регионах: в столице он один, в Элисте – другой».

— Соответственно, покупательная способность населения отличается в несколько раз. Было бы правильным внедрять требования к локализации автомобилей такси в первую очередь в Москве и Санкт-Петербурге как городах федерального значения. Здесь есть ресурсы, есть возможность разработать собственные меры поддержки для перевозчиков и защитить интересы пассажиров. Например, столичные власти не первый год выделяют субсидии на закупку машин для такси и каршеринга, причем общая сумма средств исчисляется сотнями миллионов рублей. Такой инструмент весьма востребован у предпринимателей и компенсирует им часть затрат на приобретение автомобилей в лизинг, — рассказал депутат Толмачев.

Он привел статистику: за 11 лет перевозчики получили 1,8 млрд рублей на покупку более 70 тысяч машин. Так что выбор пилотных территорий для реализации законопроекта, по-моему, вполне очевиден.

Также просят вывести из-под закона б/у машины

Чтобы создать у автопроизводителей стимул к производству новых машин вместо избавления от «старых» запасов. А заодно – оставить в работе существующий в регионах автопарк при сохранении требований по локализации к закупаемым перевозчиками новым машинам.

— Это особенно актуально для поездок уровня «комфорт, - пояснил зампредседателя комитета ГД по экономической политике Станислав Наумов. – В текущих реалиях предоставление услуг по данным категориям на отечественных автомобилях невозможно. Поэтому нужен более плавный переход к внедрению законопроекта, чтобы избежать резкого скачка тарифов на поездки для потребителей.

Сколько «вешать» в баллах

Есть вопросы и к терминологии законопроекта. Как рассказал Станислав Наумов, активно используется понятие «уровень локализации», однако понятийный аппарат документа изначально его не предусматривает:

— Необходимо уточнить его – как для агрегаторов такси, так и для надзорных органов, чтобы понимать критерии, по которым будет оцениваться данный уровень локализации. При этом оценивать по критерию содержание каждой машины непрактично, поскольку сотрудники надзорных органов не имеют специальных познаний для проверки каждого автомобиля по внутренним деталям.

Депутаты предлагают отказаться от балльной системы, которая существенно ограничивает возможности и пассажира, и перевозчика. По их мнению, более эффективным стало бы ограничение требований локализации территорией производства.

— Это может быть не только Россия, но и страны ЕАЭС, с которыми у нас существует общее экономическое пространство. Тогда регион сможет расширить перечень доступных для таксопарков моделей и установить более адекватные требования к количеству машин, которые смогут исполнить все участники рынка, - отметил Николай Будуев.

Кроме того, такой подход призван устранить противоречие, на которое в своем отзыве указали в Правительстве РФ осенью прошлого года: действующая редакция законопроекта фактически нарушает обязательства России в рамках ЕАЭС.

По мнению депутатов, после устранения недоработок законопроект позволит учесть интересы всех участников перевозок: от пассажиров до таксопарков и автопроизводителей. Планируется, что поступившие предложения будут рассмотрены на одном из ближайших заседаний комитета ГД по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.