Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Авто
Эксклюзив kp.rukp.ru
4 марта 2024 8:00

Водители в дефиците: российских женщин зовут работать дальнобойщицами

Вице-президент НАС Шапарин заявил об острой нехватке водителей в России

Фото: Shutterstock

ВОДИТЕЛЕЙ НЕ ХВАТАЕТ

Уже второй год подряд объемы автомагистральных перевозок растут, а железнодорожных и трубопроводных - снижаются. Доля автотранспорта в общем объеме перевозок достигла по итогам 2023 года почти 72% (для сравнения, в 2021 году - 68%), следует из данных Росстата.

- Это говорит о востребованности автомобильных перевозок, - сказал в понедельник на пресс-конференции вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. - Однако дальнейшее развитие отрасли сдерживается острой нехваткой водителей.

По данным исследования, проведенного Институтом социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН), 68,4% компаний отмечают дефицит водительских кадров*.

- Серьезнейшая нехватка кадров в автомобильных грузоперевозках становится одним из главных факторов, влияющих на устойчивость этой стратегически важной отрасли, - сказала заместитель директора ИСПИ ФНИСЦ РАН Наталия Великая. - Одним из вариантов решения проблемы может стать системная работа по подготовке молодых водителей, привлечение в профессию женщин, в перспективе - и более широкое использование беспилотного управления транспортом.

ДАМЫ СЯДУТ ЗА БАРАНКИ

И если по поводу привлечения молодых кадров особых вопросов не возникает, то агитация женщин в дальнобойщицы - вопрос спорный: а как же охрана труда, тяжелые условия работы?

- Да, сейчас женщин на дальнобойных перевозках единицы, - сказал KP.RU Шапарин. - Но времена меняются, современная техника гораздо более дружелюбна к человеку. За рубежом женщины работают на современных грузовиках. У меня знакомая, бывшая наша соотечественница - дальнобойщица в США, и все у нее нормально. В современном магистральном грузовике есть и спальные места, и стиральная машина, и возможность приготовить. А в современных китайских машинах есть даже душевые кабины, так что это уже совсем другой уровень комфорта. Если зарплаты в этой отрасли возрастут, а мне кажется, что так и будет, то женщины начнут осваивать большегрузы, как они уже сейчас активно осваивают курьерскую доставку.

БЕСПИЛОТНИКИ ПОМОГУТ. НО НЕ СЕЙЧАС

Что касается развития беспилотного транспорта, то магистральные перевозки, особенно, контейнерные — для него самое перспективное направление, считает эксперт.

- Кроме того, беспилотники можно использовать при перевозке грузов по «зимникам» (трассы, эксплуатация которых возможна только при минусовой температуре, - Ред.) в условиях Крайнего Севера, - продолжил Шапарин. - Там сложные дороги, но если ты проложил «зимник», то он в течение сезона достаточно стабилен. Беспилотные технологии развиваются активно, но пока не вышли на уровень коммерческих проектов.

ПОЧЕМУ ПОДОРОЖАЛИ ПЕРЕВОЗКИ

Еще одна проблема, на которую обратил внимание Шапарин — устаревание парка большегрузов.

- Государству необходимо предпринимать срочные меры для поддержки грузоперевозчиков и обеспечения возможностей для обновления парка автомобилей, - сказал он. - Устаревание парка увеличит издержки транспортных компаний, что в перспективе приведет к дальнейшему росту цен на грузоперевозки.

По данным логистической компании FM Logistic, стоимость автоперевозок в 2023 году увеличилась на 40%.

* Исследование производилось в форме экспертного опроса руководителей и владельцев автотранспортных предприятий. Опрошено 276 представителей компаний из 61 региона страны, были охвачены все сегменты рынка грузоперевозок, от индивидуальных предпринимателей до лидеров отрасли.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Новые «февральские» санкции: чем они грозят экономике России (подробнее)