Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество4 марта 2024 17:43

В России запускают Федеральную навигационно-информационную систему

Платформа на основе «ЭРА-ГЛОНАСС» станет доступным для всех регионов облачным решением на единой цифровой платформе ГОСТЕХ

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Минтранс России и АО «ГЛОНАСС» начали тестировать систему, которая формирует государственную цифровую платформу мониторинга разных видов транспорта на всей территории страны – Федеральную навигационно-информационная систему (ФНИС). Разместить ее на ГОСТЕХе поручил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Что дает регионам размещение ФНИС на ГОСТЕХе? Возможность управлять общественным транспортом, машинами скорой помощи и гражданскими авиационными беспилотниками на основе достоверных данных в режиме реального времени. А это и повышение безопасности, и эффективности работы транспорта.

Все регионы смогут бесплатно пользоваться сервисами, которые были доступны только в больших городах. Например, такими, как онлайн-прогноз прибытия общественного транспорта на остановку. При этом регионам не надо будет создавать местную цифровую инфраструктуру: на базе ФНИС они смогут запускать собственные мобильные приложения, или ретранслировать информацию в используемые сервисы Яндекс.Карты и 2ГИС, а также на информационные табло «умных остановок».

Как отметил заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов, ключевая задача ФНИС – повышение безопасности и комфорта миллионов пассажиров и пользователей транспортных услуг за счет внедрения и использования российских разработок, обеспечивающих технологический суверенитет.

«Поэтапно мы перейдем от существующей разрозненности собираемых в регионах данных к цифровой федеральной платформе централизованного управления и мониторинга всего транспортного парка. Она будет легко интегрироваться с существующими отраслевыми системами. За счет стандартных протоколов обмена данными и применения типового облачного решения на основе ФНИС будет создана витрина сторонних сервисов, например, мониторинг и диспетчеризация общественного транспорта, автоматизированные системы безналичной оплаты проезда на основе геолокации пассажиров», - пояснил Дмитрий Баканов.

В этом году к ФНИС планируется подключение пяти регионов, а в следующем году - не менее 25 субъектов РФ. По словам генерального директора АО «ГЛОНАСС» Алексея Райкевича, в рамках тестирования отрабатывается подключение к ФНИС общественного транспорта, скорой помощи и беспилотных воздушных судов. До лета будут финализированы интерфейсы и функциональные блоки ФНИС для последующего перевода платформы на ГОСТЕХ.

«Сегодня мы запускаем тестирование ФНИС с использованием существующих сервисов на базе «ЭРА-ГЛОНАСС». В частности, к нашей платформе мониторинга уже подключено более 200 тысяч транспортных средств - общественный транспорт во всех регионах России. Для отработки функциональности мы подключили к ФНИС пассажирский транспорт Великого Новгорода и Новгородской области», - сообщил Алексей Райкевич.

Он добавил, что одновременно в нескольких областях России были подключены грузовые беспилотные вертолеты компании «Аэромакс», агродроны «Агримакс.Аэро». За счет передачи от ФНИС в оперативные штабы субъектов РФ юридически значимых данных, подтверждающих соблюдение заявленных маршрутов, это позволит открыть небо для гражданских беспилотников в регионах, где действуют запреты.

Заместитель министра здравоохранения России Павел Пугачев рассказал, что создание ФНИС повысит эффективность управления автопарком скорой помощи.

«Сегодня во всех регионах страны созданы системы скорой помощи, однако они базируются на различных технологических платформах обработки данных о местонахождении машин. Федеральная навигационно-информационная система, созданная АО «ГЛОНАСС», позволит повысить качество функционирования сервисов управления и мониторинга работы скорой помощи во всех регионах страны. Возможность получения информации о местонахождении и движении автотранспорта в оперативном режиме, за считанные секунды, крайне важна для системы здравоохранения», - подчеркнул Павел Пугачев.

По словам генерального директора «Агримакс.Аэро» Максима Чижова, мониторинг с помощью государственной ФНИС откроет новые возможности развития и массового внедрения беспилотной авиации.

«Для меня, как руководителя бизнеса по применению большого парка беспилотников, дополнительно интересна возможность использовать данные от ФНИС для оперативного мониторинга местонахождения и состояния беспилотных воздушных судов и средств транспортирования комплексов компании. При интеграции с внутренними системами компании это позволит обогатить аналитику за счет юридически значимой информации», - сказал Максим Чижов.

Частью ФНИС также станет сервис мониторинга электронных средств индивидуальной мобильности с возможностью установления медленных зон. Любой регион страны сможет с помощью такого решения устанавливать безопасные скоростные режимы и снижать аварийность с участием электросамокатов.