Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Авто5 марта 2024 14:50

На чём ездить будем?

Что ждет автомобильный рынок России в 2024 году?
Денис ПАНФЁРОВ

Именно этот вопрос был темой круглого стола, прошедшего в «КП» в последний день зимы. Вопрос сложный, многослойный и комплексный. Ответы на него пытались дать люди, часто находящиеся по разные стороны баррикад – импортеры и продавцы, поставщики запчастей и производители масел, логисты.

Казалось бы с грустного, начал директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, посоветовав беречь и любить ту машину японского/европейского/американского бренда, которая у вас уже есть, ведь заменить её на что-то привычное новое в ближайшем будущем не получится. Так, как было раньше, уже не будет никогда. Хоть рынок после провала 2022 года восстанавливается в количественном выражении, снова перевалив за миллион проданных автомобилей в 2023, очень сильно за это время поменялся состав игроков. 60% на нём – Китай, 30% российских автомобилей и только 10% - привычные нам «старые» марки. И эти последние 10% будут и дальше снижаться. В прогнозах на 2024 заложен почти полуторакратный рост продаж, но есть два ограничивающих фактора: огромное количество новых непривычных марок и моделей машин и высокая кредитная ставка.

Директор департамента продаж новых автомобилей «Рольф» Николай Иванов рассказал о сдвиге спроса в сторону китайских и российских производителей. Если в 2023 году 47% продаж «Рольфа» составляли официально ввезённые автомобили, а остальные 53% пришлись на параллельный импорт привычных рынку брендов, то в 2024 ситуация поменяется. При небольшом росте общего объёма продаж официальных станет 2/3 от общего количества, а параллельный импорт ужмётся до оставшейся трети. Премиальный сегмент это ужатие заденет не сильно, в-основном потери будут в секторе массовых брендов. Всего в списке компании сейчас 67 автобрендов, это очень непросто – дать качественную поддержку их не только при продаже, но и при послепродажном обслуживании. Это компетенции продавцов и механиков, наличие запчастей и расходников. Будет непросто.

Управляющий директор «Frank Auto» Ирина Франк «порадовала» грядущим ростом цен на все новые автомобили на 16-18%. Столько будет стоить полностью обелившийся рынок с прозрачным налогообложением. Очень скоро – это первого апреля. Подорожает всё. Но есть и позитивные новости: хорошие китайские машины появились в люксовом сегменте тоже. Появляются альтернативы, сравнимые по динамике, комфорту, удобству, престижности, в очень богатой комплектации уже в базовом оснащении и при этом ОЩУТИМО дешевле. Мощный стимул изменить любимой ранее марке.

Снизить розничную цену машины, отдав на аутсорс её доставку от производителя до салона предложил генеральный директор «Тандем Трэк» Эдуард Катасонов. Опыт и объём способны творить чудеса в плане сроков и стоимости, а логистика при доставке из Азии – это ощутимая доля в розничной цене. Скорее всего, для розничных покупателей эта информация особой ценности не представляет, разве что перевозить свое авто от дилера в свой город, но для автобизнеса будет не лишним подумать на тему диверсификации усилий в непрофильной деятельности. Пусть пироги печёт пирожник, а сапоги тачает сапожник, а не наоборот.

Про точку зрения «с той стороны» рассказал генеральный директор ТВК китайских авто и техники "Гринвуд" Ли Фен – китайской компании, напрямую работающей с китайскими производители автомобилей, спецтехники и запчастей и пытающейся устранить одно-два звена из цепочки производитель-дистрибьютор-дилер-продавец. Чем короче путь, тем он получается быстрее и дешевле, именно над оптимизацией цены и работает компания. В некоторых провинциях Китая доля машин, продающихся через Интернет, уже доходит до 30%, и это тоже снижает цену, ведь падают расходы на шоурумы. Возможно, в Россию эти нововведения тоже придут.

Лидер проекта «яВыдаю» в еКредит Дарья Тимченко рассказала о новинках на рынке кредитования. К онлайн-покупке машины очень бы подошло онлайн-кредитование этой покупки, но с этим пока есть сложности из-за отсутствия полноценной юридически значимой цифровой подписи. Прогресс есть – документооборот становится электронным, заявки на кредит обрабатываются в реальном времени, и одобрение, которое раньше занимало от одного до четырёх дней, сейчас занимает 1-3 часа, но камнем преткновения до сих пор является идентификация клиента сотрудником банка. Убери этот камень, и даже при высокой ставке рефинансирования рынок будет расти и расти быстро.

Генеральный директор аналитического агентства «Index» Виталий Кравец рассказал о старении автопарка. В данный момент более половины автомобилей России старше 10 лет, и это немного меняет структуру рынка запасных частей и технического обслуживания. Несетевые СТО обошли по уровню удовлетворённости сервисом официальных дилеров автомобилей, а вместо фирменных расходников и запасных частей всё чаще предпочитают афтермаркет, который есть в наличии по сходной цене, а не надо ждать и дорого. При ощутимой разнице в цене велик соблазн выбрать неизвестный бренд. Значит, для входа этих брендов на рынок время самое удачное.

Рост интереса новых брендов к российскому рынку подтверждает Оксана Аникеева – директор выставки автозапчастей MIMS. Производители запчастей, компонентов, аккумуляторов и автоэлектроники – это 65% экспонентов салона 2023 года, а общее их количество более полутора тысяч. Если разделить по национальному признаку, то в лидерах Китай (40%), Россия (32%) и Турция (8%). Выставка 2023 года была самой большой за всю историю проведения, но рекорд этот долго не продержится, в августе обещают побить.

Про ситуацию на рынке масел и смазок рассказал исполнительный директор «Capitallube» Руслан Халитов. Уход крупных игроков в 2022 году породил две волны, захлестнувших опустевший рынок – вал контрафакта, поставляемого под давно любимыми марками и отечественное масло, созданное для замещения возникшей пустоты. Причём между ними идёт прямая конкуренция – наше против поддельного. И растущие объёмы производства и продаж подтверждают, что покупатель верит в отечественный продукт, качество которого подтверждается и независимыми экспертизами, и мнением механиков, которому по-прежнему доверяют и на котором основывают свой выбор.

Круглый стол прошёл в конструктивной и позитивной атмосфере. Выводы утешительные: ездить будет на чём, импорт не прекратился, производство не остановлено, машины едут, кредиты выдаются, запчасти есть и без масла страна не останется. Всё на позитиве и в фазе рыночного роста. Осталось только привыкнуть к новым маркам и к новым ценам. «Комсомольская Правда» внимательно следит за российским авторынком и обещает, что такие мероприятия будут проходить регулярно, чтобы и читатели были в курсе последних изменений и веяний.