Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Политика
Эксклюзив kp.rukp.ru
1 ноября 2023 16:20

Российский Ил-96-400М совершил первый полёт: плюс и минусы нового самолета-дальнобойщика

Пилот Литвинов: С самолетами Ил-96 не было ни одной авиакатастрофы
Фото предоставлено Минпромторгом

Фото предоставлено Минпромторгом

26 МИНУТ — ПОЛЕТ НОРМАЛЬНЫЙ

Опытный образец российского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта Ил-96-400М совершил первый испытательный полет. Он проходил на высотах до 2000 м, скорости 390 км/ч, продолжался 26 минут и успешно завершился. В ходе полета выполнялась проверка устойчивости, управляемости воздушного судна, работоспособности систем, силовой установки и радиотехнических средств захода на посадку, сообщает правительственный портал government.ru. Все в норме.

Фото предоставлено Минпромторгом

Фото предоставлено Минпромторгом

Новый лайнер закрыл линейку российских самолетов по дальности полета. Теперь у нас есть ближнемагистральный суперджет «Сухой» (SSJ), среднемагистральник МС-21 и вот теперь в небо поднялся дальнемагистральный «Ил».

Планировалось, что отечественный «дальнобойщик» будет покрывать расстояния до 9-10 тыс км и перевозить до 430 пассажиров. У совершившего полет самолета максимальная дальность в пассажирской двухклассной компоновке составит 8100 км, вместимость в таком варианте - 370 пассажиров.

НАДЕЖНАЯ И ДОРОГАЯ

- Машина хорошая, надежная, за всю историю эксплуатации с ней не было ни одной катастрофы (Ил-96 выпускается серийно с 1993 г. - Ред.), - рассказал kp.ru пилот 1-го класса, отличник «Аэрофлота» Андрей Литвинов. - Но с ним другая проблема. У него 4 двигателя, а у современных мировых дальнемагистральных самолетов — 2. Расход топлива у него значительно выше. С точки зрения экономики это плохо. Поэтому те авиакомпании, которые будут его эксплуатировать, без государственных дотаций не обойдутся. Тут можно вспомнить военно-транспортный Ил-76 — у него тоже высокий расход. Но его основное назначение — армия. Танк перебросить, десант — это вопрос не денег, а задач государственной важности. В гражданской авиации по-другому, нужно считать и экономическую составляющую.

Фото предоставлено Минпромторгом

Фото предоставлено Минпромторгом

Сейчас в Объединенной двигателестроительной корпорации ведутся разработки двигателя ПД-35 (Перспективный Двигатель тягой 35 тонн). Это двухконтурный турбовентиляторный двигатель сверхбольшой тяги (на взлете от 33 до 40 тонн). Предполагается, что на Ил-96-400М будут устанавливать два таких двигателя.

На современных мировых дальнемагистральниках А-330 и Boeing-777 стоят по 2 двигателя. А четырехмоторные А-380 и Boeing-747 уже сняты с производства.

ТРЕТИЙ — ЛИШНИЙ?

Другое отличие от ведущих «одноклассников» в том, что у нашего 3 члена экипажа, а не 2.

- Было когда-то вообще 4, потом одного убрали, - вспоминает Литвинов. - Этот третий член экипажа — бортинженер. Он заправляет самолет, следит за работой инженерных систем на борту. Он нужен, если системы работают в полуручном режиме. В варианте из двух членов экипажа контроль и управление инженерными системами обеспечивает автоматика. И если происходит какой-то отказ, то сигнал выскакивает маяками на экране. И сразу подсказывает пилотам, что нужно делать: это включить, это выключить, что проверить, что перезагрузить. Работает с этими командами тот член экипажа, который не занят пилотированием. Если командир ведет самолет, то за инженерными системами следит 2-й пилот и наоборот. Дополнительный человек ы экипаже тоже влияет на экономику: увеличивается фонд заработной платы, нужны дополнительные расходы на подготовку и переподготовку специалистов…

Фото предоставлено Минпромторгом

Фото предоставлено Минпромторгом

В ПРОГРАММЕ ЕГО НЕ БЫЛО

Тем не менее, появление такого самолета — это успех. Примечательно, что в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли до 2030 года он не упоминается. Есть Ил-96-300, который квалифицирован как среднеманистральный, а отечественных дальнемагистральников в документе вообще не было. Работы над дальнемагистральником у нас велись, но в 2021 г. были заморожены.

Прошедший в среду летные испытания самолет - это модернизированный Ил-96-300. У него более мощные двигатели, на 9,35 м удлинен фюзеляж. Использовано много российских компонентов. Изготовитель - Воронежское акционерное самолетостроительное общество (ВАСО) , это филиал ПАО «Ил», входит в Объединенную авиастроительную корпорацию «Ростеха».

Дословно

«Повышается безопасность и надежность полетов»

«Самолет не просто сохранил высокие показатели Ил-96–300, но и получил новые эксплуатационные и транспортные возможности. За счёт нового современного пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования на российских компонентах повышается безопасность и надёжность полётов, а в аэродинамической компоновке, конструкциях и системах применяются решения, обеспечивающие эксплуатационную эффективность. В дальнейшем новое судно позволит развивать и совершенствовать наши компетенции в создании широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов» - министр промышленности и торговли Денис Мантуров.

Фото: Дмитрий ОРЛОВ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Сухой суперджет 100» будут собирать полностью из российских деталей

В 2024 году начнется серийное производство отечественного двигателя для этого самолета (подробности)