Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Авто7 марта 2024 8:34

Производители авто массово возвращаются к кнопкам и ручкам: сенсорные экраны опасны

Если в ваших старых Жигулях экрана вовсе нет, радуйтесь

Фото: Shutterstock

Сколько раз вы на чем свет стоит крыли страсть автопроизводителей к навороченной электронике? Особенно в мороз, или если машина «тупит», а ближайший «официал» в тысяче километров. Ваши мольбы услышаны. Европейский (пока только он) регулятор (European New Car Assessment Program) требует с 2026 года дублировать все значимые функции кнопками и ручками, а в идеале полностью отказаться от сенсорных экранов.

Дублировать надо как минимум поворотники, дворники, аварийку, клаксон. Климат-контроль и радио пока не требуют, но дают понять, что на очереди.

Причина прозрачна: пока водитель роется в глубоком меню экрана, он не следит за дорогой, а это нехорошо. Еще год назад вышло детальное исследование, куда смотрит водитель, пока тыкает в виртуальные кнопки, и выводы прямо-таки шокирующими: человек за рулем теряет сотни метров контроля. У некоторых моделей с особо сложными экранами и мощными двигателями потеря управляемости достигала чуть ли не километра. Даже если водитель прямо сейчас ничего не нажимает, он все равно интуитивно смотрит на мерцающую яркую панель, а не на дорогу. И было понятно, что исследование просто так не останется в анналах науки. Теперь ограничение «сенсора» - требование регулятора.

Между тем производители словно с ума сошли от виртуального управления. Исследователи говорят, что источником вдохновения послужили смартфоны: хотим, дескать, «чистый» салон без физических клавиш вообще. Так, два года назад Mercedes выпустил модель с громадным экраном (56 дюймов), а превзошла всех, само собой, Tesla, которая оставила все кнопки на свалке истории. У Tesla нет даже указателя поворота, что вызвало бурю критики у экспертов. Понятно, что россиянам сейчас доступны в основном «китайцы», но, если вы бывали (а вы бывали) в салоне современного «китайца», вы согласитесь, что товарищи из Поднебесной следуют мировым трендам только так. Все сверкает, мигает и время от времени не работает.

Требование регулятора – не закон; производитель просто не получит максимального балла безопасности на свою модель, если ему не последует. Но кому хочется остаться без баллов. И Porsche, отдав дань в свое время полному отказу от аналоговых кнопок, в новых моделях возвращает их назад.

Все это может показаться нам, покупающим то, что доступно, скорее теорией, но любая, даже бюджетная, модель авто на рынке – это отражение тенденций у «больших мальчиков». Это как в фильме «Дьявол носит Prada», когда героиня объясняет, как производитель копеечной кофточки оглядывается на модели топовых модных домов. Поэтому постепенно сенсоры исчезнут во всех моделях – и я не думаю, что вы очень расстроены.