Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды9 марта 2024 7:00

Кто победит на «Оскаре-2024»: Подробный прогноз по всем номинациям

Обозреватель Корсаков: Кристофер Нолан может получить "Оскар" за "Оппенгеймера"
Уже скоро мы узнаем победителей

Уже скоро мы узнаем победителей

Фото: REUTERS

10 марта (11-го утром по московскому времени) в Лос-Анджелесе в 96-й раз раздадут «Оскары». Наш кинообозреватель уже догадывается, кому достанутся золотые статуэтки, а кто останется в пролете

Лучший фильм

«Американское чтиво»

Телониус «Монк» Эллисон - писатель и преподаватель литературы. Интеллигентный, респектабельный, талантливый чернокожий автор. Монка бесит, что его книги пытаются засунуть на полки с афроамериканистикой только потому, что он черный. Более того, эти умные книги практически не продаются, - зато отлично продается насквозь фальшивый роман о жизни в гетто, написанный на сленге рафинированной выпускницей престижного университета, реальных трущоб никогда не нюхавшей. Публика готова воспринимать чернокожих только как бандитов и наркоманов со сложной судьбой! Осознав это, Монк ради развлечения сочиняет такой же роман от лица гангстера, застрелившего собственного отца. Издатели в восторге, голливудский режиссер хочет купить права за четыре миллиона долларов. Монк сперва ошарашен, он пытается доказать агенту, что его книга - шутка, пародия. Но и отказаться от денег не готов: у его матери болезнь Альцгеймера, и медицинский уход стоит очень дорого.

Шансы на победу: это симпатичная, местами остроумная, но не выдающаяся картина с отличными актерами; такие на «Оскаре» каждый год получают по несколько номинаций и остаются без призов или с утешительным призом за сценарий (как раз тут у «Американского чтива» хорошие шансы).

«Анатомия падения»

В альпийском шале погибает мужчина, упав на землю с чердака. Может быть, он покончил с собой, а может быть, ему помогла умереть жена, известная писательница. Выясняют это в суде, и выясняют очень долго.

Кадр из фильма «Анатомия падения»

Кадр из фильма «Анатомия падения»

Шансы на победу: психологическая драма француженки Жюстин Трие к удивлению многих критиков победила на прошлогоднем Каннском кинофестивале, с тех пор собрала еще миллиард наград и номинаций («Сезары», призы Европейской киноакадемии и т.д.). По состоянию на март 2024-го она считается чуть ли не общепризнанным шедевром. У нее пять номинаций на «Оскар», но получит она только награду за лучший оригинальный сценарий, и то, если ее не обойдут «Оставленные».

«Барби»

Самый кассовый фильм прошлого года, комедия про куклу, которая жила в райском Барбиленде в окружении других кукол, а потом у нее начался экзистенциальный кризис. Сперва в голову полезли мысли о смерти, потом возникло острое плоскостопие. Одна старая, мудрая Барби объяснила: вся проблема в том, что в реальном мире кризис начался у девочки, которая играет с героиней. Так что нужно срочно отправляться в реальность и улаживать этот вопрос.

Шансы на победу: в основной категории, слава Богу, - ноль. Но у режиссера Греты Гервиг и ее мужа Ноа Баумбаха есть шанс получить «Оскар» за свой сценарий, полный довольно убогих шуток (людям-то нравится). Почему «Барби» попала в категорию «Адаптированный сценарий», хотя сюжетно является совершенно оригинальным произведением - вопрос для отдельной дискуссии, которая велась последние несколько месяцев на страницах американских киноизданий; получается, что адаптировали Гервиг и Баумбах пластик и картонную упаковку.

Кадр из фильма «Барби»

Кадр из фильма «Барби»

«Бедные-несчастные»

Фантасмагорическая черная комедия Йоргоса Лантимоса. В викторианском Лондоне слегка чокнутый ученый проводит эксперименты сперва над животными (пришивая, например, голову свиньи к телу курицы), а затем и на людях. Обнаружив тело беременной утопленницы, он засовывает в ее черепную коробку мозг ее же собственного еще не рожденного ребенка. Женщина оживает, мозг быстро развивается - и вскоре новоявленная Белла Бакстер отправляется в круиз вокруг Европы, с детской непосредственностью переживая разнообразные сексуальные приключения.

Шансы на победу: незначительные. «Бедные-несчастные» победили на Венецианском кинофестивале, но для «Оскара» это, пожалуй, слишком экстравагантная картина. Однако призы за работу художника-постановщика и костюмы фильм, скорее всего получит.

«Зона интересов»

Картина Джонатана Глейзера о повседневной жизни коменданта Освенцима Рудольфа Хёсса, его супруги Хедвиг и их пятерых детей. Они проводят дни в уютном особнячке, в саду цветут азалии и поспевает кольраби, на обед готовятся штрудель и картофельный салат. Все привыкли к тому, что из-за бетонного забора постоянно доносятся крики и выстрелы: там концлагерь, там не успевают убивать и сжигать евреев (Хёсс, между пикником и ужином, обсуждает проект нового, усовершенствованного крематория, где камеры, набитые мертвецами, двигаются по кругу, останавливаясь у печи и впуская в себя жар в 1000 градусов). Фильм о банальности зла и о способности людей смириться с любым ужасом, когда этот ужас не грозит им лично, получил Гран-при в Каннах и, конечно, входит в любые списки лучших картин года.

Шансы на победу: они были бы, не возникни на пути у «Зоны интересов» асфальтовый каток в виде «Оппенгеймера». Впрочем, «Зона» почти гарантированно получит приз в категории «Лучший международный фильм» (бывш. «Лучший фильм на иностранном языке»; это британская картина, но снята она на немецком). Еще, вполне вероятно, фильму достанется «Оскар» за звук - за те приглушенные звуки воплей и пальбы, которые, не умолкая, доносятся из-за забора концлагеря на лужайки Хёссов.

«Маэстро»

Биографический фильм про легендарного композитора и дирижера Леонарда Бернстайна, который был геем*, но при этом очень любил свою жену.

Шансы на победу: в главной категории - ноль. Премьера «Маэстро» состоялась на Венецианском кинофестивале, где разразился небольшой скандал: режиссер и исполнитель главной роли Брэдли Купер, чтобы сыграть Бернстайна, приклеил себе огромный нос, и кое-кто усмотрел в этом антисемитский шарж. К «Оскарам» высосанный из пальца скандал подзабылся, но фильм от этого шедевром не стал. В его производстве участвовали тяжеловесы (продюсерами стали Стивен Спилберг, Мартин Скорсезе и режиссер «Джокера» Тодд Филипс), и это типичный «оскаровский» байопик, так что семь номинаций он все-таки получил. Смешно будет, если награду получат гримеры за тот самый куперовский шнобель (а все идет к тому, что получат).

«Оппенгеймер»

Трехчасовая драма про вдохновенного Роберта Оппенгеймера, создателя атомной бомбы. Он блистательно решает сложнейшую научную задачу, но потом случается Хиросима, а мир встает на грань гибели - и Оппенгеймер не может не винить в этом себя.

Шансы на победу: практически стопроцентные. «Оскар» сам плывет «Оппенгеймеру» в руки после того, как он получил все остальные самые значимые индустриальные награды. В отличие от недавних победителей, «Все, везде и сразу», «CODA» и «Земли кочевников», это наконец-то классический «оскаровский» фильм: огромный бюджет, невероятные сборы в 960 миллионов долларов, большой стиль.

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Кадр из фильма «Оппенгеймер»

Кстати, если (точнее, когда) «Оппенгеймер» получит «Оскара» за лучший фильм, он станет самым кассовым победителем за всю историю после «Титаника» и третьего «Властелина колец». Это если не учитывать инфляцию. А если учитывать, впереди всех будут «Унесенные ветром», за 85 лет собравшие более четырех миллиардов долларов, тот же «Титаник», чьи сборы приблизились к трем с половиной миллиардам и «Звуки музыки» (2 миллиарда 892 миллиона).

«Оставленные»

1970 год. На рождественских каникулах все ученики престижной школы разъехались по домам, в здании остались трое несчастных: старшеклассник, преподаватель и повариха. У юноши очень большие проблемы в семье, у преподавателя не сложилась карьера и вообще жизнь, у поварихи только что погиб сын. Сначала они цапаются, но постепенно, конечно, становятся лучшими друзьями.

Шансы на победу: симпатичная ретро-трагикомедия Александра Пэйна нравится подавляющему большинству зрителей и критиков, но сил для того, чтобы победить в категории «Лучший фильм», у нее не хватит. Однако Да’Вайн Джой Рэндолф гарантированно победит в категории «Лучшая актриса в роли второго плана», а у Пола Джиаматти есть шанс на статуэтку в категории «Лучший актер».

«Прошлые жизни»

2000 год: в Сеуле живут 12-летние мальчик и девочка, Хэ Сун и На Ён. Они дружат, болтают, вместе играют и гуляют, но этому скоро придет конец: родители На Ён (девочки) эмигрируют с ней в Канаду. 2012 год: выросшая и пробующая силы в качестве драматурга На Ён (теперь ее зовут Нора Мун) обнаруживает Хэ Суна в соцсетях и начинает с ним общаться по видеосвязи. Они снова болтают часами, а потом девушка решает, что пора сделать паузу: встретиться лично они не могут (билеты из Нью-Йорка в Сеул или наоборот стоят слишком дорого), а просто так теребить прошлое - значит отвлекаться от построения своего сияющего будущего. Проходит еще 12 лет, и они все-таки встречаются, гуляют по Нью-Йорку, постепенно понимая, что их болтовня была главным, что случилось в жизни. Это и была любовь, к которой они отнеслись слишком беспечно.

Шансы на победу: скромная, интеллигентная мелодрама Селин Сон собрала неплохой урожай призов: Национальное общество кинокритиков США назвало ее лучшим фильмом 2024-го, Американский киноинститут включил в топ-10 лучших лент, еще у нее две главные премии «Независимый дух» (за фильм и режиссуру). Но на «Оскаре» у «Прошлых жизней» всего две номинации (вторая - за лучший оригинальный сценарий), и, похоже, авторы удовлетворятся уже тем, что их заметили.

«Убийцы Цветочной Луны»

1920-е годы, округ Осейдж (Оклахома). На землях, населенных индейцами, найдены залежи нефти. Деньги хотят прибрать к рукам подлецы-белые в лице заместителя шерифа (Роберт Де Ниро) и его не шибко умного и бесхарактерного племянника (Леонардо ДиКаприо).

Шансы на победу: Мартин Скорсезе, конечно, живой классик, и сейчас у него больше номинаций за режиссуру, чем у любого другого живого постановщика. Но так исторически сложилось на «Оскаре», что Скорсезе номинировать готовы, а награждать не спешат. У него всего одна статуэтка (за не самый выдающийся фильм «Отступники»). «Убийцы Цветочной Луны», скорее всего, повторят судьбу других трехчасовых эпосов Скорсезе - «Банд Нью-Йорка» и «Ирландца», у которых было по 10 номинаций и ноль «Оскаров». Или почти повторят: на этот раз отличные шансы на «Оскар» за лучшую женскую роль у Лили Глэдстоун.

Лучший режиссер

Джонатан Глейзер («Зона интересов»)

Йоргос Лантимос («Бедные-несчастные»)

Кристофер Нолан («Оппенгеймер»)

Мартин Скорсезе («Убийцы Цветочной Луны»)

Жюстин Трие («Анатомия падения»)

Победит, в чем ни у кого нет ни малейших сомнений, Кристофер Нолан, единственный на планете режиссер-суперзвезда, одним своим именем привлекающий в кинотеатры десятки миллионов людей. Наверняка у многих академиков пробегала мысль, что он достоин «Оскара» за «Темного рыцаря» или за «Начало», но те картины казались недостаточно солидными даже для того, чтобы номинировать Нолана за режиссуру. На этот раз все совпало: и тема хорошая, и исполнение основательное. И вообще - французы, те на «Сезаре» уже выписывают Нолану почетный приз за вклад в мировое киноискусство, а американцы чем хуже?

Кристофер Нолан

Кристофер Нолан

Фото: REUTERS

Лучшая актриса

Аннет Бенинг («Дайана Найэд»)

Лили Глэдстоун («Убийцы Цветочной Луны»)

Кэри Маллиган («Маэстро»)

Эмма Стоун («Бедные-несчастные»)

Сандра Хюллер («Анатомия падения»)

Здесь соревнуются прежде всего Стоун и Глэдстоун (американские киножурналисты не преминули обратить внимание на схожесть их фамилий, прозвав все это «битвой камней»). У Эммы уже есть «Оскар» за «Ла-ла-ленд» (хотя никто не сомневается, что ее работа в «Бедных-несчастных» сложнее и интереснее, чем в мюзикле Дэмьена Шазелла). У Лили есть множество призов за ее очень сдержанную игру в фильме Скорсезе, плюс этнически она представительница коренных народов Америки, а индейцы «Оскара» еще не получали (это важный, хоть и не имеющий ни малейшего отношения к искусству фактор). Смешать все карты могла бы Сандра Хюллер: Variety на условиях анонимности недавно спросил нескольких академиков, за кого они голосуют, и оказалось, что многие выбирают немку, «потому что ни одна другая актриса к ней и близко не подошла в смысле актерской игры». Помимо «Анатомии падения», Хюллер впечатляюще выступила и в «Зоне интересов» в роли «королевы Освенцима» Хедвиг Хёсс. Впрочем, в ее неожиданный триумф все же как-то мало верится.

Эмма Стоун

Эмма Стоун

Фото: REUTERS

Лучший актер

Пол Джиаматти («Оставленные»)

Колман Доминго («Растин»)

Брэдли Купер («Маэстро»)

Киллиан Мерфи («Оппенгеймер»)

Джеффри Райт («Американское чтиво»)

Явный фаворит - Киллиан Мерфи, но ему может поставить подножку чудесный Пол Джиаматти. Оба давно заслужили награду. У остальных шансов практически нет.

Киллиан Мерфи

Киллиан Мерфи

Фото: REUTERS

Лучшая актриса в роли второго плана

Эмили Блант («Оппенгеймер»)

Даниэль Брукс («Цвет лиловый»)

Да’Вайн Джой Рэндолф («Оставленные»)

Америка Феррера («Барби»)

Джоди Фостер («Дайана Найэд»)

Да’Вайн Джой Рэндолф уже получила, кажется, все, какие можно призы за роль школьной поварихи, только что потерявшей сына на Вьетнамской войне. «Оскар» ей гарантирован, и это вполне справедливо.

Лучший актер в роли второго плана

Стерлинг К. Браун («Американское чтиво»)

Райан Гослинг («Барби»)

Роберт Дауни-младший («Оппенгеймер»)

Роберт Де Ниро («Убийцы Цветочной Луны»)

Марк Руффало («Бедные-несчастные»)

Здесь, как и в случае с Да’Вайн Джой Рэндолф, все совсем просто: Роберт Дауни-младший начинает и выигрывает. В одной категории с ним - отличные актеры, но конкурентов у него сейчас нет. Причем наградят 58-летнего Дауни-мл. не за конкретную роль, а за всю долгую карьеру, в которой были и удачи, и провалы, и окончательное (как казалось) падение из-за нарко- и алкогольной зависимостей, и внезапный взлет в виде Железного человека к статусу самого высокооплачиваемого актера в мире. В конце концов, он просто отличный актер, он чертовски обаятелен, и его все любят.

Лучший международный фильм

«Зона интересов» (Великобритания)

«Идеальные дни» (Япония)

«Общество снега» (Испания)

«Учительская» (Германия)

«Я, капитан» (Италия)

Победит «Зона интересов». Не будь ее, были бы шансы у поэтических «Идеальных дней» Вима Вендерса про дзен и искусство ухода за туалетами и у «Общества снега» Хуана Антонио Байоны о команде регбистов, попавших в авиакатастрофу и оказавшихся в заснеженных Андах почти без надежды на спасение. Было бы забавно, если бы французы выдвинули на «Оскар» «Анатомию падения», - она бы точно составила конкуренцию фильму Джонатана Глейзера. Но из-за каких-то разногласий в тамошнем оскаровском комитете выдвинули «Рецепт любви» - тоже отличный фильм, вот только в пятерку номинантов, увы, не пробившийся. * - движение ЛГБТ в России признано экстремистским и запрещено.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Зачем вернули «Фабрику звезд» на ТНТ и Филиппа Киркорова в шоу «Маска» (подписывайтесь на наш подкаст)