Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество10 марта 2024 18:15

Чем современные молодежные движения отличаются от советских?

Бизнес все больше внимания уделяет сплачиванию коллектива
Председатель Координационного совета Общественной палаты России по сетевым сообществам Ольга Голышенкова.

Председатель Координационного совета Общественной палаты России по сетевым сообществам Ольга Голышенкова.

Фото: Олег УМАРОВ.

Молодежь – будущее любого предприятия. А поскольку Россия находится в демографической яме, то бизнес все более активно конкурирует за молодых специалистов. Как их привлечь и сплотить? В открытой студии «Радио «Комсомольская правда»» на площадке Всемирного фестиваля молодежи этот вопрос с Вадимом Ковалевым обсудила президент Ассоциации граждан и организаций по содействию развитию корпоративного образования «МАКО», председатель Координационного совета Общественной палаты России по сетевым сообществам Ольга Голышенкова.

СПЛОШНЫЕ ЯМЫ: ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ, КАДРОВЫЕ…

- Добро пожаловать на фестиваль. У нас тут весело и шумно.

- Да, и среди студенческой аудитории я вижу все больше ребят в одежде, представляющей крупнейшие российские компании. Это случайно?

- Это не случайность. Поскольку мы гордимся тем, что наш ежегодный форум сообществ молодых специалистов «Форсаж», который проводим в форме палаточного лагеря в Калужской области, в 2023 году стал первым событием Всемирного фестиваля молодежи. Мы на «Форсаже» готовились вместе с молодежными делегациями крупнейших российских (и не только) корпораций, чтобы встретить международную аудиторию максимально интересной и интеллектуально насыщенной программой, всех, кто интересуется Россией, работой в России, российскими брендами и нашими стратегическими отраслями.

- Почему работодатели большое внимание уделяют молодым специалистам? Казалось бы, плати нормальную зарплату, организуй условия труда в соответствии с законодательством – и всё.

- Ах, Вадим, не все так просто. Надеюсь, что вы вопрос задавали не всерьез, а подразумевая провокацию. Потому что, молодежь нужна всем и всегда, так как кадры должны восполняться. Если люди становятся более зрелыми, а потом они стареют и уже не так способны выполнять те работы, которые необходимо, надо всегда иметь линейку за собой тех, кто будет восполнять этот кадровый дефицит. То есть всегда, во все времена, в любой стране, в любом контексте молодежь на предприятиях нужна, а для этого надо работать с детьми и молодежью.

Но вы правы, что сейчас российские компании очень активизировались в работе с молодежью. У нас демографическая яма. Есть исследование, где употребляются такие страшные термины, как «демографическая яма», «кадровая яма», «квалификационная яма». То есть сплошные ямы, ямы, ямы. Что это такое? Это говорит нам о том, что молодых людей крайне мало. Еще меньше тех, кто способен выполнять те задачи, которые нужны нашим крупным компаниям.

- А задачи становятся всё сложнее…

- …сложнее и сложнее. Компетенций нужно больше. Вузовская система еще не справляется с подготовкой специалистов. А нужных людей, с нужными квалификациями и в нужных городах еще меньше. Поэтому сейчас те компании, которые сделают какое-то уникальное ценностное предложение для талантливой молодежи, которая готова долго учиться в технических вузах, долго проходить карьерную лестницу, жить в не очень благоприятных условиях в малых городах и по-прежнему быть вовлеченными в свою работу, это становится задачей номер один. И это очень сложная задача.

СВОИМ ВЕРЮ

- Еще в советские времена была такая история – молодежные советы на крупных предприятиях. Мы наследники той системы. Но нынешняя молодежь живет в новой реальности. Как сейчас завоевать сердца молодых сотрудников, как сделать так, чтобы после работы они шли не домой, на уютный диван, а занимались какими-то общественными проектами, развивались, учились?

- Да, в Общественной палате работу с нашим Координационным советом по сетевым сообществам начинали именно с молодежных советов. Три года назад стартовал первый эксперимент, как работать с молодыми людьми, которые хотят объединиться в сообщества, которые были бы им интересны, и которые были бы полезны компании. Я хочу сказать, что советские Советы молодежи, конечно, изжили себя. Во многом по формальному принципу работали, но там были, конечно же, как и везде, здравые основания, связанные с их вовлеченностью, с тем, что они чувствовали себя силой, с тем, что они могли принимать определенные решения. Сейчас идет перезапуск молодежных советов во всех компаниях. Обычно называются сообщество молодых специалистов (СМС), или сообщество молодых работников, или, как в «Роскосмосе» и многих технологических компаниях, СМУС – советы молодых ученых и специалистов. Потому что ученые и специалисты вместе нужны как кадровый резерв компании.

Ты пронизан социальной тканью, и чувствуешь себя принадлежным, идентичным с определенным сообществом, общиной, с которой ты разделяешь ценности, в которой, ты знаешь, что тебя поддержат, и по рабочим вопросам в том числе. Это не обязательно про досуг, волонтерство и социальные проекты, хотя и это тоже. Это и про работу вместе, про сетку взаимопомощи, про своих. Потому что сейчас молодежной культуре очень серьезен такой тренд… Я слушаю своих, я читаю своих в сетевых сообществах, я верю только своим, я доверяю только своим. Вот эти свои, они и есть сообщество. Поэтому важно это сформировать на рабочем месте. Потому что люди хотят тогда там работать, туда приходить.

- Это бренд работодателя, какая-то специальная одежда. Что еще, какие тут секреты в создании идеального сообщества?

- Сейчас мы говорим о визуальном представлении идентичности, но идентичность намного глубже, чем визуальное представление. Потому что мерч, любые основания, по которым ты себя выявляешь и отмечаешь, это только верхушка айсберга. А идентичность, она же глубинная. Это ценности, причем не такие, которые написаны где-то и никому неведомы, а те, которые ты действительно исповедуешь и проживаешь, которые соответствуют ценностям сообщества и компании. Это совместные дела. Деятельность совместная – это важнейший социальный клей для сообществ. То есть, если мы вместе с тобой делаем общее дело, вовлечены в него, тогда мы тоже чувствуем идентичность, и это выражается в мерче, бренде и т.д.

Бренд тоже связан с ценностью. Этот бренд экоориентированный, а этот – нет. Ну, и так далее. Сейчас очень много возможностей делать прекрасные события онлайн. Но офлайн тоже должен быть, люди должны чувствовать тепло друг друга, они должны посвящать друг другу время. И если корпорация, компания понимает, она специально выделяет для этого время, место, она позволяет это делать и даже поддерживает, первые лица компании присутствуют, первые лица регионов присутствуют и поддерживают, тогда верность и приверженность этому бренду, доверие к такому работодателю среди молодежных сообществ возрастает в разы.

ЛИДЕР – ЭТО ТОТ, ЗА КЕМ ИДУТ ДРУГИЕ

- Ребята, которые прошли школу «Форсажа», как они получили право принимать участие в работе Всемирного фестиваля молодежи? Кто эти ребята?

- Чтобы получить право принять участие в «Форсаже», они проходят годовой отбор в своих компаниях. Например, одна из ярких историй – компания ПАО «РусГидро». Ее руководство с 2011 года, увидев «Форсаж» и приняв в нем впервые участие, поняло, какой это прекрасный инструмент для оценки отбора и вывода своих сотрудников в межкорпоративное пространство, межотраслевое пространство, на федеральный, национальный, глобальный уровень. Но чтобы этого достичь, нужно выбирать лучших из своих, кто будет твоим лицом. Поэтому они запустили программу кадрового отбора и кадрового резерва, и теперь получается, что «Форсаж» вшит в кадровую программу и является ярким, вознаграждающим, но и развивающим этапом в жизни молодого работника.

Поэтому мы, например, сотрудников, которые попадают в программу узнаём за три дня до «Форсажа». Очень важно делать такие отборы. Потому что они приезжают уже с чувством собственной ценности, достоинства, понимания того, что сюда попадают только избранные.

Мы выбирали и на фестиваль по такому же принципу. Все самые лучшие «форсажисты», с лучшими идеями для фестиваля, вот они и были приглашены для отбора на фестиваль.

- Случайных людей здесь нет точно.

- Нет, потрясающие люди. Если вы зайдете в наш зал международного технологического хаба, Минпромторга и «Форсажа», вы увидите, насколько это умные, глубокие, вовлеченные, прекрасные молодые люди.

- Форум международный. Не могу не спросить, особенно, когда определенная часть мира с нами дружить не хочет, как выстраиваются горизонтальные связи, как они помогают?

- Вообще-то, уже упомянутый «Форсаж», тоже международный форум. В этом году у нас было очень много стран, часть этих ребят здесь, на фестивале. Конечно, это страны глобального Юга, страны Азии, страны Африки, страны Латинской Америки. Но и от европейских стран очень много здесь, на фестивале, участников, которые во многом попали сюда вопреки. Потому что есть сообщества – экспертные, волонтерские, профессиональные, деловые, которые сохранили и человеческие отношения, и интерес к культурам других, и желание делиться и обмениваться важными знаниями. Например, есть сообщество ученых, которые понимают, что наука выше политики, что мы должны сотрудничать и помогать друг другу. Это на самом деле здорово и внушает оптимизм. Потому что очень много молодых людей, которые хотят дружить, хотят двигаться дальше, и расстраиваются из-за того, что такая политическая ситуация в мире.

- Твои советы радиослушателям, кто сейчас работает на том или ином предприятии, хочет стать лидером какого-то сообщества, создать его (может быть, его еще нет), сделать какие-то шаги в общественном поле внутри компании?

- Прежде всего, надо понимать, что модное слово «лидерство» прежде всего про ответственность, ответственность за других. А не про власть, как многие думают. Как только ты можешь брать ответственность за других, как только ты можешь понимать, что ты больше, чем ты, и только тогда ты выражаешься и проявляешься, тогда ты можешь претендовать на то, чтобы называться лидером. Это первое важное понимание.

Второе. Ты должен, будучи лидером, а тем более лидером сообщества, понимать, что там работают другие законы управления. Это не административная система, где многие выросли, особенно работая в корпорациях, и где по вертикали ты приказываешь, и все строится. Это сетевая система, где ты с помощью влияния, убеждения, внутренней мотивации людей, вдохновляющих целей, твоего собственного подбадривания, поддержки и искреннего интереса к людям можешь их вести за собой. Потому что может так оказаться, что ты пошел, а за тобой никого нет, и ты не можешь никак их заставить. Поэтому это совершенно другой механизм лидерства, управления сообществом, вовлекающий и вдохновляющий.