Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+23°
Boom metrics
Общество10 марта 2024 18:26

Обновлять резюме и откликаться на вакансии: как устроиться на работу в компанию мечты?

И как сам бизнес привлекает талантливую молодежь, поскольку на рынке явный дефицит кадров?
Руководитель молодежного направления HH.RU Ирина Святицкая.

Руководитель молодежного направления HH.RU Ирина Святицкая.

Фото: Олег УМАРОВ.

В открытой студии «Радио «Комсомольская правда»» на площадке Всемирного фестиваля в Сочи эти вопросы обсудили Вадим Ковалев и руководитель молодежного направления HH.RU Ирина Святицкая.

ГЛАЗА В ГЛАЗА

- Ирина, вы – эксперт по вопросам трудоустройства и построения карьеры для молодых специалистов. Как построить карьеру, какие сейчас есть основные секреты?

- Мне кажется, мы как раз находимся в том месте, где молодые люди могут узнать ответ на этот вопрос. Это уникальное место, где собирается огромное количество экспертов, у которых можно узнать, услышать их карьерные пути, плюс, конечно же, я призываю всех приходить на наши карьерные секции, где мы подробнее разбираем разные интересные вопросы, которые касаются карьеры, рынка труда. И в целом нетворкинг, знакомство, те волонтеры, которые тут работают, те участники, которые приехали сюда... Мне кажется, у этих людей точно будет успех в карьере, в том числе из-за того, что они участвуют в таких мероприятиях.

- Как такие события помогают найти работу мечты, построить карьеру?

- Естественно, когда ты впитываешь знания, потому что тут огромное количество лекций, мастер-классов, различных дискуссий, ток-шоу, ты многие вещи узнаешь. И, конечно же, ты знакомишься с людьми, непосредственно можешь пообщаться с компаниями-работодателями, зарекомендовать себя, сразу договориться о каком-то собеседовании, либо уже выслать резюме. И, конечно же, знакомства, которые, может быть, и не сейчас выстрелят, но через какое-то время, если поддерживать эти контакты, могут привести к каким-то новым карьерным высотам, шагам и так далее. Поэтому как можно больше знакомьтесь и раздавайте своих визиток, если они есть.

- А если их нет – можно сделать?

- Их можно сделать. Различные QR-коды на свои Telegram-каналы, на свой сайт, если он существуют, на свое резюме, отсылать свое резюме. Это отличная площадка, где как раз молодые люди могут совершить тот самый старт карьеры. И несмотря на то, что мы живем в таком мире, где вроде все онлайн, это действительно очень удобно. Но совмещение онлайна с реальными знакомствами и реальными событиями, когда ты действительно можешь глаза в глаза посмотреть на эксперта, на своего будущего, возможно, работодателя, на своего начальника, это крайне важно.

ВОЛОНТЕРСТВО – ТОЖЕ ОПЫТ

- То есть сюжет из зарубежных фильмов, когда встречают кого-то в лифте, короткий разговор, и человек получает работу мечты, это может быть реальностью?

- Абсолютно. Но опять же с точки зрения онлайна надо подготовиться. Необходимо сделать резюме, чтобы у тебя была всегда готовая ссылка, чтобы там информация была максимально свежая на данный момент.

- Без ошибок.

- Это отдельная история. Естественно, когда мы делаем резюме, мы десять раз его перепроверяем, а лучше даем посмотреть своим знакомым, кто, например, обладает врожденной грамотностью, либо у кого такая профессия как редактор, журналист и так далее.

- Многие ребята, кто нас слушают, думают так, наверняка: у меня нет опыта, я еще только студент колледжа или института. Опыта нет, а он везде требуется. Что можно противопоставить?

- Можно противопоставить статистику. Примерно одна треть вакансий на HH.RU не требует опыта работы.

- Вообще?

- Абсолютно. Даже можно фильтр поставить в поиске: без опыта работы. Все же когда-то начинают. Это можно сделать и в колледже, и в институте, участвуя в различных проектах. После этого ты уже считаешься опытным специалистом. Главное не бояться. Каждый из нас думает, что он где-то неопытен. Подумайте, а что может являться опытом? Например, волонтерство на таком мероприятии, как Всемирный фестиваль молодежи, или участие – это огромный опыт. Можно записать в свое резюме. Различные учебные работы, курсовые, дипломные, лабораторные… Какие-то публикации, статьи… Почему об этом не написать? В зависимости от специфики, чем человек занимается, но всегда, мне кажется, можно найти опыт, даже когда кажется, что его нет на первый взгляд.

СЕКРЕТЫ ПОДГОТОВКИ

- Познакомился с работодателем своей мечты, допустим, здесь, на фестивале. Обменялся контактами. Написал этому работодателю, тебя пригласили на собеседование. Какие основные здесь есть секреты?

- Все секреты в подготовке. Надо знать, чем занимается компания, в чем ее бизнес.

- Из открытых источников?

- Конечно, посмотреть сайт работодателя, что пишут различные СМИ, отзывы... То есть это и есть абсолютно обыкновенный сбор и анализ информации. Почитать про саму компанию, бизнес, непосредственно про этот департамент, отдел, руководителя отдела. И как можно больше – про должность. Чем больше мы знаем, тем лучше оцениваем: подходит мне должность, не подходит? А компания подходит? Ты читаешь про корпоративную культуру – да, нет? Собираешь про руководителя побольше информации. Это очень важно. Пойти не просто в компанию мечты, а которая действительно тебе близка.

Иногда молодой человек идет за большими брендами, не зная внутреннюю корпоративную культуру, которая может отличаться от его представлений. И компания честно, открыто об этом рассказывает, но он просто не прочитал, не узнал. Поэтому его представления могут не совпасть с реальностью. Необходимо как можно больше узнавать, готовиться, отвечать на тот самый вопрос: а почему вы хотите у нас работать? И обладая всей этой информацией, знаниями о бизнесе, легко можно ответить.

ДАВИТ НА БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ?

- Многие при поиске работы обращают внимание на отзывы, которые есть в соцсетях и на сайтах. Часть этих отзывов может быть организована конкурентами или просто человеком, который…

- Ботами сейчас.

- Поругался с кем-то в коллективе. Может, сам человек неправ сто раз, обиженный вышел из компании, написал сто плохих отзывов. Как тут правду выявить?

- Все очень просто. Сейчас мы находимся в «Сириусе», рядом море, огромное количество отелей. Мы едем отдыхать в Сочи, читаем отзывы про отель. На что мы обращаем внимание? Кому-то нужно море близко, кому-то близко аэропорт, кому-то крайне важны завтраки, а другим завтраки вообще не важны. И ты в этих отзывах, например, смотришь: завтраки ужасные, и таких сто отзывов. Но ты просыпаешься в 12 часов дня, не любишь завтракать в отеле и хочешь позавтракать на набережной. Но по всем остальным пунктам этот отель тебе идеально подходит.

То же самое мы перекладываем на систему своих и ценностей, и ожиданий от работодателя, что нам важно в нем. Кому-то нужна близость к дому, кому-то – определенный соцпакет, карьерные перспективы… Комплекс всего этого мы как пазл складываем и смотрим - эти отзывы про меня, на мои болевые точки давят, либо это совершенно меня не касается.

И ЗДЕСЬ ВОРОНКА ПРОДАЖ

- С другой стороны задам вопрос. Сейчас у нас рынок кандидата. Компании гоняются за молодыми – за всеми уже гоняются. Какие для них есть секреты, чтобы к себе самых талантливых заманить?

- Выстраивая HR-бренд, чтобы становиться тем самым работодателем мечты в головах людей. Заниматься, по сути, HR-маркетингом. Потому что, когда мы говорим про любой продукт – молоко, йогурт – у нас всплывают первые три-пять брендов. Такая же ситуация с работодателями. У потенциального молодого специалиста уже со средней школы всплывают эти бренды-работодатели. В том числе, конечно же, через участие в различных мероприятиях. Это огромная программа по выстраиванию HR-бренда. У нас специально есть секция в рамках фестиваля, где мы как раз рассказываем, как привлекать в свои компании самых молодых и талантливых.

Потому что, действительно, это огромная проблема. Только за прошлый год с 20 до 35 лет, самое интересное для большинства работодателей трудоспособное население страны, уменьшилось на 2 миллиона. Статистика будет ухудшаться просто из-за демографической ямы. Сейчас катастрофически не хватает сотрудников практически во всех сферах. Где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Но действительно конкуренция огромная. Поэтому без маркетинга, без HR-бренда никак.

- Пожелания тем, кто сейчас ищет работу мечты? Топ-2 пожеланий…

- Обновлять резюме и откликаться на вакансии. Мне кажется, это самый действенный способ. Ты начинаешь получать приглашения на работу, на собеседования и выбирать работодателя.

- А если отказ получаешь?

- Дальше действовать. Постоянно обновлять резюме, откликаться. И как любая воронка продаж, это приведет к прекрасному результату.