Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
11 марта 2024 16:50

Иван Колесников: Оправдал для себя Николая Первого

Исполнитель роли царя в «Союзе спасения» рассказал о своей работе
Иван Колесников в фильме "Союз спасения".

Иван Колесников в фильме "Союз спасения".

Сериал «Союз спасения» (12+) показали через значительное время после выхода одноименного фильма. И этот проект оказался и полнее и размереннее, чем большое кино. В нем появились и новые роли, а сюжетные линии, лишь обозначенные в кино, вырисованы куда понятнее и интереснее.

Да и роль Николая Первого, которого в советское время историки рисовали исключительно черными красками, оказалась и масштабной, и яркой. Царю в исполнении Ивана Колесникова хочется сочувствовать. Перед нами не бездушный солдафон, а трагическая фигура, человек, который пытается справиться с бременем власти.

Иван стал гостем Радио «Комсомольская правда» (radiokp.ru) и рассказал, что он думает о своем герое. И о том, на чьей он стороне — царя или декабристов?

«Любой сделал бы также»

- Иван, вопрос к вам, как к исполнителю роли Николая Первого в сериале «Союз спасения». Вам, царям, легко? Успели вы проникнуться к императору, которого в советской школе называли Николаем Палкиным?

- Понимаете, все-таки в первую очередь он человек. Героя всегда надо оправдать. Это первое правило артиста. Каким бы ни был тот, кого ты играешь, его надо оправдать и понять, почему он поступил так, а не иначе. И вот я все думал, почему же Николай I все-таки махнул рукой, пушки начали стрелять, люди начали гибнуть. И понял для себя, что он это сделал не потому, что защищал Родину или ощущал, что как царь не может поступить по-другому. Нет, просто когда атмосфера на площади нагнеталась, он узнал, что хотят убить его семью – его детей, его жену. И мне кажется, что более человеческого оправдания и не нужно. Любой здравый человек, понимая, что его ожидает полный крах, сделал бы так же.

- Вы играли Николая I с человеческой точки зрения. Но об этом человеке существует определенный стереотип. Его представляют отсталым консерватором. Пытались узнать каким он был на самом деле?

- Мы, к сожалению, никогда не узнаем, какими были на самом деле и Николай I, и Петр I, и другие. История постоянно переписывается, та, что становится неугодной, сжигается. Появляется новая история. Но это дает карт-бланш актеру, ты можешь делать так, как считаешь нужным. Да, есть какие-то вводные. Мы знаем, что такое Декабрьское восстание. Мы плюс-минус догадываемся, как оно происходило, знаем о смерти Александра, о Южном обществе… Но остальное актер вправе делать сам. Мы не знаем, каким человеком был Николай. Нежным ли, грубым ли, как он относился к семье. Это все гораздо важнее, нежели исторические данные. Потому что мы говорим про людей.

«Они горячие и за это их любят»

- Отчасти вы правы, хотя история, конечно, это все-таки наука и на серьезном уровне ей можно доверять. Другой вопрос, что декабристы это наш национальный миф, как мифом можно назвать образ Че Гевары. В противостоянии царь — декабристы вы за кого?

- Безусловно, я за Николая I. За молодость, за порывы, оказывается, надо платить. Так создано Богом, что люди только с возрастом умнеют и понимают ими совершенные ошибки. Восстания и революции никогда не приводили ни к чему хорошему. И все разговоры о том, что потом из руин мы построим город-сад — полная ерунда. Что-то менять надо словами, надо уметь договариваться. И это безусловная истина. Нельзя кровью, оружием чего-то добиться.

Молодые ребята кипят, они горячие и за это их любят. Они хотят перемен, но человек всегда хочет перемен. Даже если у него все хорошо, ему начинает надоедать однообразие.

И то, что мы, люди, вот такие животные с мозгами, конечно, хорошо. Но с другой стороны, получается, думать очень вредно.

- Вы как Николай Первый говорите! Но революция это стихия, и, при всех ужасах, революции ведут к изменениям, к прогрессу. Петр Великий, которого вы играли в фильме «Последний царь, первый император», безусловный революционер, изменивший течение жизни России.

- Безусловно. На эту тему можно спорить до бесконечности – правильно ли летели сотни голов, правильно ли, что Санкт-Петербург построен на костях… Но факт в том, что мы имеем великий город, окно в Европу. Хвала и почет Петру за это. Не очень любил этот город, о сейчас просто влюбился в него.

Иван Колесников в фильме "Союз спасения".

Иван Колесников в фильме "Союз спасения".

«Не урок истории»

- У нас часто относятся к кино как к учебнику истории, но ведь это искусство прежде всего. «Союз спасения» и «Петр I» это все-таки скорее размышления на тему?

- Конечно, это кино, а не документальный фильм, искусство, в первую очередь. Очень тяжело это объяснить зрителю. Отсюда и комментарии — такого не было!

Фильм «Движение вверх» это компиляция событий, и если что-то на самом деле было не так, то это естественно. Важно понимать, что это видение режиссера, что в кадре актеры, а не настоящие баскетболисты. Мы не умеем играть в баскетбол. Но зритель всегда прав, потому что каждый воспринимает как хочет. Сколько людей, столько и мнений. Но все-таки надо понимать, что если ты идешь на фильм про декабристов, то это будет все-таки кино, а не урок истории.

- Вы сами становились жертвой подобных заблуждений?

- Когда я посмотрел фильм Тарантино «Бесславные ублюдки», где в конце Гитлера сжигают в кинотеатре, то вышел из кино в полной уверенности, что так оно и было. Только через несколько часов понял: да нет, все же не так! Но в этом и есть кайф! А как Тарантино оставил в живых актрису Шерон Тейт в «Однажды в Голливуде», хотя в реальности ее и убили.

Но это художественный вымысел, для этого существует кино.

- Вас не удивляет, что сейчас снимется так много исторических фильмов?

- Ну, во-первых, это красиво. И меня часто приглашают сниматься в историческом в кино. Фильмы про времена Ивана Грозного это очень тяжело, постоянно нужно клеить постиж (декоративные изделия из волос — ред.). Предельно неприятно! Тебя обильно поливают кровью, водой, жара страшная, ты потеешь… Противно, аж до дрожи.

А вот XVIII-XIX век — это очень красиво. Какими невероятными становятся женщины, наглядеться невозможно. Корсеты, кринолины…. Актрисы просто плывут в этих платьях, потому что ощущаются себя женщинами. Это очень круто. И мужики сразу становятся другими – элегантными, подтянутыми. Уже не плюнуть, бычок бросить.

Костюмы, залы, кареты сразу дают тебе и осанку, и грациозность. Очень это люблю.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Фильм с Ивлеевой сняли с проката, а Киркоров вернулся в ТВ-шоу: где справедливость? (подробнее)