Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
8 ноября 2023 0:00

Если нужен модный бренд, приходите в секонд-хенд! Как вещи попадают в магазины бэушной одежды и стоит ли их покупать

Корреспондент «КП» устроилась на работу в магазин бэушной одежды. И узнала, как туда попадают товары, когда их покупать дешевле и можно ли урвать себе фирменные вещи по бросовой цене
Среди гор поношенных вещей в таких магазинах можно отыскать настоящие жемчужины.

Среди гор поношенных вещей в таких магазинах можно отыскать настоящие жемчужины.

Фото: Александра БУДАЕВА

Признаюсь честно: устраивалась на эту работу я с некой долей предубеждения. Мне казалось странным по собственной воле купить вещь, которую до тебя носил кто-то другой. И все же в день увольнения из «секонда» я уходила с целым пакетом брендовых шмоток. Сейчас объясню, как так вышло.

ОТКУДА БЕРУТСЯ ЭТИ ВЕЩИ

Для эксперимента я выбрала мини-сеть секонд-хендов. Хозяйка - многодетная мать Марина. У нее есть два магазинчика, аккаунты в соцсетях, идет разработка своего сайта. Бизнесу уже почти 15 лет: он пережил взлеты, падения, пандемию, сейчас выживает в условиях санкций.

- Раньше я брала больше вещей из Италии и Бельгии. Это всегда был яркий, красивый товар. После начала СВО Бельгия работать с нами отказалась, с Италией тоже все стало сложно. Теперь основные поставки идут из Америки, - рассказывает мне Марина. Ей 44 года. Одета просто, неброско. Но каждая вещь на ней - от известных брендов: Tommy Hilfiger, Armani, Ralph Lauren. Все приобретено через свой же секонд-хенд.

- А откуда вы берете вещи? Это, наверное, непроданный товар из магазинов, да? - наивно спрашиваю я у нее в день трудоустройства.

- Конечно, нет. Непроданная одежда идет в сток-центры. Вся наша одежда - б/у, но хорошего качества. В Европе люди сдают одежду, которая им больше не нужна, в специальные места. Ее потом сортируют, дезинфицируют и распределяют по мешкам. Категории могут быть разные в зависимости от того, есть ли ярлыки, видимые дефекты и известные марки. Еще бывает сортировка по типу одежды (только верхняя одежда или только джинсы, к примеру), - объясняет мне Марина. - Я переплачиваю за отборный товар, за качество, поэтому не продаю вещи килограммами, как картошку. У каждой есть своя цена.

ПОДГОТОВКА ТОВАРА

Свой магазинчик Марина обустроила в цокольном этаже жилого дома. Торговый зал небольшой, но удобно зонирован. Склад больше примерно в два раза. Вдоль стен стоят бесконечные вешалки с вещами. По мнению хозяйки, там пока что пустовато, скоро товара будет гораздо больше.

Вещи она заказывает на специализированном сайте, ездит за ними в Санкт-Петербург, потом выгружает большие холщовые мешки, и начинается «веселье»: одежду надо сперва рассортировать: «лето» убирается в долгий ящик, «зима» развешивается на вешалках. Верхняя одежда - отдельно, свитера, платья, джинсы, юбки - все по категориям. Потом на каждый товар специальным «пистолетиком» крепится этикетка, на которой Марина позже собственноручно напишет цену. Именно поэтому она в лицо знает абсолютно все, что проходит через ее магазин. А потом наступает время «парить».

- Мы отпариваем абсолютно все: одежду, обувь и даже сумки. Ты сама посмотри, в каком виде все приходит, - Марина кивает мне на пальто красивого фиолетового цвета, которое так измято, что даже непонятно, какого оно размера. - Ну и плюс - это дополнительная дезинфекция.

И даже скептик Александра не устояла перед покупкой бренда.

И даже скептик Александра не устояла перед покупкой бренда.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

Как ни странно, вещи, которые я извлекаю из мешка, пахнут приятно. Да, они сильно измяты, но целы, все пуговицы на месте, краски не выцвели.

- На Западе культура ношения вещей иная. Это мы, пока до дыр не заносим, не расстанемся с любимой футболкой. Там же многие обновляют гардероб каждый сезон, - объясняет мне Марина, видя мое удивление.

А уж бренды… Мамма мия! Hugo Boss, Armani, Michael Kors, Lacoste, Calvin Klein, Adidas, Nike, Zara… В какой-то момент поймала себя на том, что нежно прижимаю к себе куртку от Levi Strauss. Мужскую. Чтобы справиться с приступом шопоголизма, бегу прочь со склада. И попадаю в еще более губительную западню - в торговый зал.

КАК И КОГДА ПОКУПАТЬ БРЕНДЫ

В это время там девушка лет 25 примеряет прекрасный винтажный плащ от Burberry. Винтажными называют вещи из XX века, которые вновь вошли в моду сейчас. Вещь оригинальная, на ней даже есть бирка с серийным номером, в названии - буковка s (до 1999 года название бренда писалось как Burberry`s). Стоит плащ 16 500 рублей, и видно, что покупательница сомневается.

- Он идеальный. Похожую модель, но в клетку, я видела в ЦУМе за 280 тысяч, - говорит Марина и тем самым решает судьбу плаща. Кстати, ее слова - чистая правда. Я позже проверила в интернете.

Когда покупательница уходит, продавщица Маша рассказывает мне: такие дорогие вещи чаще продаются через интернет. Да, в зале подобный винтаж тоже есть, но тут он может висеть несколько дней, а то и пару недель. А стоит вывесить фото в интернете - улетает мгновенно.

- Покупатели у нас разные бывают: есть те, кто приходит именно за брендами, и они купят их за ту цену, что мы ставим. Есть перекупщики: купят у нас что-то, а потом своим клиентам втридорога втюхивают. В некоторых секонд-хендах товар постепенно подвешивают в зал по мере необходимости. Мы же каждое 10-е число полностью обновляем зал, в этот день у нас тут просто столпотворение, - делится секретами моя «коллега». - За неделю до этого устраиваем тотальную распродажу - начинаем с 30% и так до 90%, так к нам приходят окрестные бабушки с дедушками, которые не могут позволить себе более дорогие покупки. В итоге распродается почти все.

- А мы чем хуже? Мы же можем тоже какую-то вещь задешево купить? - озвучиваю я идею, которая буквально витает в воздухе. - Скажем, убрать ее из зала, а потом в день тотальной распродажи купить за копейки.

- Ты не одна тут такая умная, - хмыкает Маша. - Сделаешь так - и мигом вылетишь. Видишь вещь, которая нравится, - покупаешь ее на общих основаниях, иначе в брендах тут ходили бы только мы и наша родня, а магазин разорился бы. Тут кругом камеры, да и Марина все вещи наперечет знает, так что номер не пройдет. Кстати, наши покупатели тоже регулярно пытаются подобное провернуть: пытаются припрятать вещь, которая им понравилась, в укромный уголок или перевесить в другой отдел. Именно поэтому в начале и конце смены, плюс в течение дня надо проходить по залу и наводить порядок. Со временем ты тоже научишься с одного взгляда видеть вещи, которые лежат не на своих местах.

Вместо послесловия

Вместо послесловия

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН