Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды14 марта 2024 0:00

Куртка Караченцова досталась Атосу, Абдулов в двух фильмах носил один и тот же костюм: наряды, которые путешествовали по хитам советского кино

Некоторые костюмы героев советских фильмов переезжали из ленты в ленту. Вспоминаем самые яркие из них
В детективе 1980 года «Сицилианская защита» Абдулов одет в элегантный белый костюм-тройку. Фото: Кадр из фильма

В детективе 1980 года «Сицилианская защита» Абдулов одет в элегантный белый костюм-тройку. Фото: Кадр из фильма

Конечно, только самые внимательные зрители могли заметить: герои разных советских фильмов иногда одеты в одну и ту же одежду. Некоторые наряды и правда переезжали из ленты в ленту. И в первую очередь это касалось исторического кино, которое активно снимали в 1970 - 1980-х.

Как рассказали «КП» в Музее «Мосфильма», на всех крупнейших киностудиях СССР работали собственные реквизиторские цеха.

- Если в запасниках костюмов разных эпох не находилось подходящей для роли одежды, ее делали своими руками.

Специалисты объясняют это эпохой тотального дефицита, когда нужные вещи просто негде было достать. Приходилось выкручиваться тем, что можно было купить в стандартных магазинах «Ткани» и «Фурнитура».

Платья имени Маргариты Тереховой

Интересно, что многие подобные истории связаны с фильмом «Собака на сене», который в 1977 году сняли на студии «Ленфильм» по комедии испанского классика Лопе де Вега. Именно под него группа реквизиторов под началом художника по костюмам Татьяны Острогорской создала целый набор новеньких костюмов. При этом с полдюжины нарядов шились персонально под Маргариту Терехову, которая сыграла в фильме главную женскую роль.

Наряд Маргариты Тереховой (вверху) через три года перешел Екатерине Райкиной (вснизу). Фото: Кадр из фильма

Наряд Маргариты Тереховой (вверху) через три года перешел Екатерине Райкиной (вснизу). Фото: Кадр из фильма

Позже актриса вспоминала:

- Острогорская творила чудеса. Эти платья, воротники необыкновенные из самых простых кружев! Татьяна пропитывала их каким-то особым составом, чтоб они так красиво стояли, умела найти редчайшие ткани.

Собственно, «Собака на сене» - это история начала XVII века. По сюжету графиня Диана (Маргарита Терехова), искушенная вниманием ухажеров-дворян, влюбляется в безродного секретаря (Михаил Боярский). А дальше - любовные страсти, песни, пляски, неловкие ситуации...

Черное бархатное платье, обшитое «жемчугом», в котором блистала Терехова, позже засветилось еще в нескольких картинах. После «Собаки на сене» это одеяние «поработало» в другой ленте с участием той же Тереховой - «Благочестивая Марта» (1980). Но на этот раз его носила киношная сестра Миледи, которую сыграла Екатерина Райкина, дочь знаменитого сатирика. Затем в этом платье дефилировали героини фильмов «Кладбище погибших кораблей» (1987) и «Дон Сезар де Базан» (1989).

Черное бархатное платье, обшитое «жемчугом» носила киношная сестра Миледи, которую сыграла Екатерина Райкина. Фото: Кадр из фильма

Черное бархатное платье, обшитое «жемчугом» носила киношная сестра Миледи, которую сыграла Екатерина Райкина. Фото: Кадр из фильма

Кстати, еще одно новое платье из «Собаки...» - красное, с пышным стоячим воротником - Терехова едва случайно не загубила во время съемок. По сценарию она ссорилась с героем Михаила Боярского и должна была дать ему несколько пощечин. Актер, говорят, попросил партнершу действовать как можно натуральнее. И Терехова так увлеклась, что разбила «возлюбленному» нос. Художники опасались, что реквизит окажется запачкан кровью. Но обошлось. Правда, это платье больше нигде не снималось.

От маркиза - графу, от графа - поручику

Николай Караченцов в «Собаке на сене». Фото: Кадр из фильма

Николай Караченцов в «Собаке на сене». Фото: Кадр из фильма

Николай Караченцов в «Собаке на сене» играет маркиза, который пылко ухлестывает за Дианой и, как полагается приличному итальянцу (по сюжету дело было в Неаполе), поет у нее под окном серенады. В кадре он появляется в рыжем кожаном колете (куртке без рукавов) с большими пуговицами. Спустя несколько месяцев этот наряд временно уедет из Ленинграда «в Париж» - на съемки фильма «Д Артаньян и три мушкетера» (1978) и станет частью образа благородного Атоса, он же граф де Ла Фер (Вениамин Смехов). А еще через два года тот же колет наденет Олег Видов, поручик из «Благочестивой Марты».

Рыжий кожаный колет станет частью образа благородного Атоса в фильме «Д Артаньян и три мушкетера». Фото: Кадр из фильма

Рыжий кожаный колет станет частью образа благородного Атоса в фильме «Д Артаньян и три мушкетера». Фото: Кадр из фильма

Тот же колет наденет Олег Видов, поручик из «Благочестивой Марты». Фото: Кадр из фильма

Тот же колет наденет Олег Видов, поручик из «Благочестивой Марты». Фото: Кадр из фильма

Мужское - женское

И еще о «Собаке на сене». В финале герой Боярского появляется на собственной свадьбе в максимально торжественном наряде: белая куртка с кружевным воротником, обшитая тесьмой, и украшенный узорами белый плащ. Как говорят, использовать такое роскошество в кино всего один раз было бы настоящим преступлением. Поэтому тот же плащ художники позже надели на Роксану (Ольга Кабо) в «Сирано де Бержераке» (1989), а куртку (но с другим воротником) примерил сын Атоса виконт де Бражелон (Сергей Шнырев) в фильме «Мушкетеры двадцать лет спустя» (1992). Причем в одной из сцен рядом со Шныревым появляется Боярский. Интересно, узнал ли Михаил Сергеевич реквизит одного из своих первых фильмов?

Плащ героя Боярского вполне гармонично смотрелся на Ольге Кабо. Хотя о стиле унисекс тогда в СССР еще мало кто слышал. Фото: Кадр из фильма

Плащ героя Боярского вполне гармонично смотрелся на Ольге Кабо. Хотя о стиле унисекс тогда в СССР еще мало кто слышал. Фото: Кадр из фильма

Тот же плащ художники позже надели на Роксану (Ольга Кабо) в «Сирано де Бержераке». Фото: Кадр из фильма

Тот же плащ художники позже надели на Роксану (Ольга Кабо) в «Сирано де Бержераке». Фото: Кадр из фильма

Белая тройка

Впрочем, и в картинах про новое время одежда тоже активно путешествовала. Забавный случай произошел в начале 1980-х с Александром Абдуловым. Актер славился высоким ростом (192 см!), и одежду нужного размера, которая соответствовала бы эпохе и образу героя, подобрать для него из запасников было непросто. Иногда ее нужно было шить персонально под Александра Гавриловича. А это расходы. Видимо, поэтому и вышел курьез. В детективе 1980 года «Сицилианская защита» Абдулов одет в элегантный белый костюм-тройку (брюки, пиджак, жилет). А в 1982 году та же комбинация появляется на актере в «Чародеях» (2). Впрочем, вряд ли кто-то протестовал против такого повторения: костюм актеру действительно очень шел!

В 1982 году та же комбинация появляется на актере в «Чародеях». Фото: Кадр из фильма

В 1982 году та же комбинация появляется на актере в «Чародеях». Фото: Кадр из фильма

Нелюбимое горчичное

Рассказывают, что один из нарядов, в которых Барбара Брыльска играла в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1976), польской актрисе очень не нравился. Чуть ли не до скандалов доходило! Речь идет о горчичного цвета платье с поясом. Чем не угодил реквизит, неизвестно. Но тремя годами ранее то же платье носила одна из героинь детектива «Опасный поворот» (1972), которую играла Антонина Шуранова. Может, с этим и были связаны протесты Брыльской? Возмущалась, что «это» до нее уже кто-то носил?

- Ты знаешь, Надя, мне кажется, твое платье я уже на ком-то видел. Фото: Кадр из фильма

- Ты знаешь, Надя, мне кажется, твое платье я уже на ком-то видел. Фото: Кадр из фильма

То же платье носила одна из героинь детектива «Опасный поворот» (1972), которую играла Антонина Шуранова. Фото: Кадр из фильма

То же платье носила одна из героинь детектива «Опасный поворот» (1972), которую играла Антонина Шуранова. Фото: Кадр из фильма

Впрочем, у других актрис подобных проблем не было. Так, платье в синюю клетку похорошевшей Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа» (1978) всего год спустя мелькнуло в эпизоде «Экипажа» (1979), а другой наряд, темное полупрозрачное платье, мы видим на героинях «Старого Нового года» (1982) и «Ищите женщину» (1982).

А ЕЩЕ БЫЛ СЛУЧАЙ

Гардероб из своего шкафа и шифоньеров коллег

Интересный случай произошел на съемках фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985). Фильм - история женщины (Ирина Муравьева), которая очень хочет понравиться коллеге по работе (Александр Абдулов), а тот не обращает на нее внимания. Это время тотального дефицита, когда модные вещи приходится добывать с боями. По сюжету героиня Муравьевой даже к фарцовщику обращается. Однако стильной современной одежды среди реквизита «Мосфильма» не нашли. Неужели самим бегать по подпольным продавцам импортных шмоток с длинным списком, тратя при этом бюджетные деньги?

Надя Клюева стала появляться в кадре в настоящей одежде лауреата Госпремии СССР Муравьевой. Фото: Кадр из фильма

Надя Клюева стала появляться в кадре в настоящей одежде лауреата Госпремии СССР Муравьевой. Фото: Кадр из фильма

Естественно, это было невозможно. Однако выход нашли. После своего преображения инженер конструкторского бюро Надя Клюева стала появляться в кадре в настоящей одежде лауреата Госпремии СССР Муравьевой. В этом списке белая шубка, платья, кофточки. Но кое-что одалживали и коллеги-актрисы. Например, Татьяна Васильева дала поносить подруге широкополую красную шляпу, а Лариса Удовиченко - кепку в шотландскую клетку. Ту самую, с красным помпончиком, про которую персонаж Леонида Куравлева пошутил: «О, сам Олег Попов к нам пожаловал?», намекая на сходство со знаменитым клоуном.

Кстати, модник Абдулов тоже иногда приезжал на съемки «в своем» - в том же черно-коричневом свитере он потом засветился в нескольких телеинтервью.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Фильм с Ивлеевой сняли с проката, а Киркоров вернулся в ТВ-шоу: где справедливость? (подробнее)