Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Политика15 марта 2024 8:48

«Задача – стать транспортно-логистической державой»

Казахстан вкладывает $31 млрд в развитие транспортной инфраструктуры
Фото с официального информационного ресурса Премьер-Министра Республики Казахстан

Фото с официального информационного ресурса Премьер-Министра Республики Казахстан

Министерством транспорта Казахстана сформирован пул из 36 инвестиционных проектов, способных качественно развить транзитно-логистический потенциал республики. Сумма инвестиций – более 31 млрд долларов. Такие данные стали известны в ходе встречи по улучшению инвестиционного климата с участием представителей Минтранса, МИДа, Министерства финансов республики, а также АО НК Kazakh Invest и представителей бизнеса.

«Стать одним из локомотивов экономического развития страны»

Как заявил вице-министр транспорта Казахстана Талгат Ластаев, для реализации всех поставленных президентом и правительством задач в транспортной инфраструктуре, в том числе для увеличения транзитных мощностей, в ближайшие несколько лет потребуется порядка $40 млрд.

«Министерством была проведена работа по актуализации и принятию мер по увеличению пула инвестиционных проектов в сфере транспорта и логистики. В частности, в целях выработки новых подходов по вопросам привлечения инвестиций и кратного увеличения инвестиционных проектов было проведено первое заседание Рабочей группы по сопровождению инвестиционных проектов ведомства с участием местных исполнительных органов, компаний государственного и частного сектора в сфере транспорта и логистики», – отметил Талгат Ластаев.

Напомним, что в своём Послании к казахстанскому народу 1 сентября прошлого года президент Касым-Жомарт Токаев поставил задачу усилить позиции республики в качестве узлового транзитного хаба в Евразии и стать со временем полноценной транспортно-логистической державой.

«Стратегическое значение имеет полноценная реализация транспортно-логистического потенциала. Мы являемся свидетелями формирования новой экономической географии мира. Прогнозируется стремительный рост торговых потоков из Китая в Европу, Россию, Центральную Азию и обратно. Казахстан находится на перекрестке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьёзное преимущество, которое открывает широкие перспективы. Транспортно-логистическая отрасль должна стать одним из локомотивов экономического развития страны. В условиях активной конкуренции нам предстоит оперативно решить ключевые проблемы данной отрасли», – сказал президент.

Глава государства призвал в первую очередь развивать Транскаспийский маршрут, а также реализовать такие крупные железнодорожные проекты, как «Достык – Мойынты», «Бахты – Аягоз», «Дарбаза – Мактаарал», обводная линия Алматы.

Как подчеркнул казахстанский лидер, реализация транспортного потенциала республики зависит от конструктивных и добрососедских отношений со всеми близлежащими странами без исключения, включая Россию, Китай, соседей по Центральной и Южной Азии.

Планы Казахстана логичны и закономерны

Комментируя транспортно-логистические планы Казахстана, член Российско-Казахстанского делового совета Михаил Смирнов назвал их «логичными и закономерными».

«Заявка Казахстана на то, чтобы стать транспортно-логистической державой, – считает эксперт, – обусловлена его географическим положением. Исторически территория современного Казахстана занимала центральный отрезок Великого Шёлкового пути, по этой территории пролегали большие торговые маршруты и транзитные потоки. Так было исторически, так было в советское время, и это сохраняется сегодня.

Но я бы включил в понятие «транзит» не только транспорт, но и трубопроводы. Через Казахстан проходит трубопровод «Средняя Азия – Центр», в настоящее время запущенный в реверсном режиме, есть также Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который качает нефть, добытую из прикаспийских скважин, по северному побережью моря. Поэтому амбиции Казахстана логичны и закономерны. Его географическое положение создаёт объективные преимущества, которыми грех не воспользоваться, особенно с учётом российского фактора».

Ещё одним плюсом Смирнов считает тот факт, что развитие транспортно-логистической системы Казахстана полностью встраивается в китайский проект «Один пояс, один путь». А кроме того, в ближайшей перспективе ожидается рост товарных потоков между портами Казахстана, Азербайджана и, возможно, Ирана.

«Перевалка, перегрузка, обслуживание транспорта, дорожный сервис – всё это серьёзное подспорье для национальной экономики. Развитая дорожная сеть обеспечит не только транзит, она положительно отразится на внутреннем товарообороте республики. Словом, развитие транспортно-логистической системы – идея верная со всех точек зрения, к тому же она хорошо сочетается с российской концепцией развития транспортной магистрали от Санкт-Петербурга до Зауралья и казахстанской границы. Это отвечает интересам наших стран не только с экономической точки зрения, но и с точки зрения укрепления отношений», – добавил российский эксперт.

Депутат Государственной Думы от Челябинской области Владимир Павлов уверен, что все транспортно-логистические инвестпроекты, которые Казахстан планирует реализовать в ближайшее время, полностью перекликаются с целями и задачами, достигнутыми в результате переговоров на высшем уровне президентов, глав правительств и парламентов России и Казахстана.

«Они касаются развития речной инфраструктуры рек Иртыш и Урал, железнодорожного сообщения в рамках коридора «Север–Юг», где Казахстан является нашим главным партнёром в части транзитного сопровождения грузов, а также развития авиационной инфраструктуры и расширения автомобильных дорог до пограничных пунктов на всей протяжённости наших границ.

Естественно, такие инвестпроекты горячо поддерживаются российской стороной, поскольку они способствуют сплочению и экономической выгоде наших братских государств. Что касается самой идеи президента Токаева сделать Казахстан транспортно-логистической державой, то я считаю, что для развития транспортного потенциала у республики всё есть. И в первую очередь, выгодное географическое положение, поэтому у страны огромные перспективы для развития транспортных коридоров как с Востока на Запад, так и с Севера на Юг. И совершенно логично, что правительство и президент уделяют этому большое внимание и планируют такое большое количество инвестпроектов с таким большим финансированием.

Превращение нашего соседа, союзника и ключевого партнёра в транспортно-логистическую державу сверх выгодно и для России. Поэтому российские инвестиции в республику с каждым годом будут увеличиваться. А это невозможно осуществить без авиационной, речной, автомобильной и железнодорожной логистики. Так что Россия обязательно будет в этом участвовать, в том числе в рамках Соглашения о приграничном сотрудничестве, также развивая свои автодороги. Например, в этом году в Челябинской области уже начинается строительство автомобильной дороги, с расширением до четырёх полос до погранперехода в Троицке. Это как раз вклад Российской Федерации в расширение транспортного коридора, ведущего в Костанайскую область», – резюмировал российский парламентарий.

По мнению президента Национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимира Матягина, развивая свой транспортный потенциал, Казахстан работает на будущее страны.

«Самый короткий путь доставки полезных ископаемых или продуктов из России в Индию и из Индии в Россию, конечно, будет проходить через территории Казахстана и близлежащих среднеазиатских республик. Индия так же, как и Китай – крупный экономический партнёр России, развитие данного направления раскрывает определённый потенциал как для Казахстана, так и для России. Транзитный путь также будет пролегать через Иран – очень крупную экономику, Индию, на запад Китая. И самый оптимальный вариант – через Казахстан.

Руководство страны понимает, что когда-нибудь закончится турбулентность в мировой политике и начнётся процесс нормализации отношений между всеми странами. По-моему, это мудро и правильно», – считает Владимир Матягин.