Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-3°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
14 ноября 2023 3:55

Путешествие в Европу с русским паспортом: Поляки нищают, воют от дефицита бензина и дизеля, но слова в свою защиту сказать бояться

Корреспондент «Комсомольской правды» отправился в Европу, чтобы навестить могилу деда, погибшего в Польше в Великую Отечественную [Часть 4]
Поездка на заправку для рядового поляка превращается в увлекательный квест: есть бензин или нет - это всегда загадка. Если повезло и заправиться можно, готовь кругленькую сумму. Фото: Канал BielskieDrogi в социальной сети

Поездка на заправку для рядового поляка превращается в увлекательный квест: есть бензин или нет - это всегда загадка. Если повезло и заправиться можно, готовь кругленькую сумму. Фото: Канал BielskieDrogi в социальной сети

Часть 4. Начало смотрите на странице

ВЫКРУЧИВАЮТСЯ

Из Варшавы мой путь лежит на Вроцлав с пересадкой в Познани. Пока жду поезда, есть время прогуляться по вокзалу. Удивительно, но, несмотря на поздний вечер (отправление в 23 часа), народа на вокзале полно, поезда - битком. И едет далеко не только молодежь, которая старается на всем сэкономить, но и довольно зрелые люди: вот подъезжает пара на велосипедах. Обоим лет по 40. Ставят своих железных коней на специальной стойке в тамбуре и проходят на места.

Железнодорожный транспорт в Польше стал популярен совсем недавно - буквально год назад. Если раньше безоговорочным лидером были автобусы или личные машины, то теперь все по-другому. И все из-за цен на топливо. Даже притом что последние несколько месяцев они снижались, стоимость все равно впечатляет: 95-й бензин на уровне 1,5 евро (около 150 рублей за литр). Дизель чуть дешевле, но для нашего глаза все равно запредельно - под 140 российских рублей.

Из-за роста цен на бензин в Польше отменили большую часть пригородных и междугородных автобусов и сделали ставку на железную дорогу. От этого сильно пострадала логистика - людям стало сложнее добираться до работы из соседних городов, а цены выросли.

МОЯ ХАТА С КРАЮ

Пока я рассуждаю о судьбах польской транспортной системы, прозвучал свисток кондуктора - отправляемся. Вагон забит до отказа.

Минут через двадцать - первая остановка. В вагон вваливаются трое молодых людей и девушка. Всем лет по 18 - 20. Сели. Заговорили. Громко. Речь украинская, а мат русский. Чего больше - не разберешь. В руках у каждого по 2 банки - одна с пивом, другая - с энергетиком. Минут через 15 начали петь песни, а дальше все по известному сценарию - «Ще не вмерла», и на закуску «Слава Украине».

Уставший народ не поддержал, и это ребяткам не понравилось - пошли вдоль кресел, призывая пассажиров скандировать вместе с ними. Кто-то по-дурацки улыбался в ответ, кто-то даже пытался подпевать и скандировать, но ни один даже не попытался их утихомирить.

Этот политический митинг продолжался недолго - в вагон вошел полицейский патруль, и украинские патриоты усмирились, уткнувшись в телефоны. Но как только стражи порядка скрылись в тамбуре, подвыпившая девица достала из кармана электронную сигарету и закурила, выпустив из себя облако дыма. Все, вчетвером, громко заржали, раскупорили банки и пустили сигарету по кругу. В вагоне опять сплошной «молчок».

Маршрут

Маршрут

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

ПОЛЯКИ ЗАКИПАЮТ

Наблюдая эту картину, я познакомился со своим соседом. Им оказался пожилой белорус из Гомеля, назвался Николаем. Говорит, во Вроцлаве у него сын учится на программиста.

- Надо помогать, - вздохнув, говорит он. - Нашел себе девочку, вместе снимают квартиру, она с Украины, работает. Вот еду, устроюсь на работу и буду детям помогать.

Показываю ему на шумную ватагу украинских хулиганов.

- Ну что вы хотите, дети еще совсем, - участливо замечает мой собеседник. - Моя невестка не такая, тихая, спокойная, работящая и хозяйственная.

По словам Николая, молодым украинцам в Польше весьма неплохо живется. Государство их содержит, выплачивая пособие по 500 злотых (10 000 российских рублей) в месяц, пока не исполнится 18 лет. Не бог весть какие деньги, конечно, но на пиво с вейпом хватит. Хотя сами беженцы недовольны - мало. Цены-то растут на все. Теперь они требуют увеличения пособий на несовершеннолетних.

- А вообще знаете, рядовые поляки стали возмущаться привилегиям, которые предоставляются украинским беженцам, - делится белорус. - Ведь для них даже медицина бесплатная, а для поляков - нет. Коренным жителям тут достаются только растущие цены и отсутствие работы.

- А почему в ночной электричке так много народа?

- Мне, например, рано утром на собеседование во Вроцлаве - нашел работу на стройке, - объясняет Николай. - Кто-то в Познани до позднего вечера гулял и развлекался, а теперь едут домой, остановок поезд делает очень много, автобусов-то нет. Вообще поезда тут на первом месте, хоть и не всегда удобно - долго и стало дорого. Альтернативы нет, вот цены и растут.

ДЛЯ ПОНИМАНИЯ

Цены на билеты в поездах тут и правда нешуточные. Да и ценообразование не поддается логике: скажем, доехать из поселка Томашов-Болеславецкий до Вроцлава (127 километров) стоит 646 российских рублей, а обратно на том же самом поезде - 806 рублей.

А путешествие почти в три раза короче - туда и обратно - обошлось мне почти в 1100 рублей.

2-часовая поездка из Болеславца до Дрездена (320 км) - почти 4000 рублей туда-обратно.

Так что в поездках на общественном транспорте поляки оставляют немало своих денег, особенно сейчас, когда бензина нет, автобусы отменили и пришлось пересесть на поезда.

К СЛОВУ

На момент написания материала из Польши пришла новость: на всех заправках пропало дизельное топливо. Совсем. А бензин стал дефицитом. К колонкам выстраиваются многочасовые очереди. Хозяева заправок вывешивают объявления: «Топливо отсутствует из-за аварии».

И регулярных поставок в ближайшее время не предвидится: в очередях на нефтеперерабатывающих комбинатах стоят сотни большегрузов, а на подъездных путях замерли километры железнодорожных составов.

Сами поляки объясняют это так: правительство пытается доказать несгибаемость антироссийского курса и лидерство по русофобии в Европе. То есть стараются быть образцовыми ненавистниками России и образцом для подражания для других стран. Только вот о собственной экономике они никак не позаботились: сначала громко кричали об отказе от российской нефти, хотя ни для кого не секрет, что втихую получали ее по нефтепроводу «Дружба», а когда весной Россия прекратила поставки, оказались на грани катастрофы.

Продолжение следует. Все части смотрите на странице