Продажи спиртного растут, потому что растет потребление
Фото: Алексей БУЛАТОВ
То ли радоваться, то ли нет. Продажи алкоголя растут, потребление, соответственно, тоже. Речь идет о январе и феврале нынешнего года. Аналитики Росалкогольтабакконтроля посчитали, что в сравнении с аналогичным периодом 2023 года, россияне выдули коньяка и игристого в среднем на 10% больше. Первый по продажам вырос на 9,3% до 23,7 млн литров, а второе - на 10,9% до 34,5 млн литров.
Остальные алкогольные напитки тоже прибавили в продажах, но не так стремительно. Водка показала рост на 1,2%, а виноградные вина – на 3,7% (см. «Конкретно»). Если говорить об общих цифрах, то продажи спиртного (не считая того, что продается в общепите, а также пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи) в России в январе - феврале 2024 года выросли на 4,7% до 364,9 млн литров.
- Продажи растут, потому что растет потребление, — пояснил логику роста руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. – Но! Январь и февраль - недостаточные периоды для какого-либо анализа. Продажи января складываются из новогодних продаж с 1 по 10 января. А на них влияют продажи декабря, в течение которого иногда потребитель больше закупает спиртного, а иногда меньше. Если его напугали перед этим, что с 1 января акцизы повысятся, то он будет закупаться до Нового года, если нет, то будет докупать необходимый объем в праздники. Посмотрим, что будет дальше - серьезного роста продаж алкоголя в 2024 году я не ожидаю. Правда, у нас пока не учитываются продажи в новых регионах, там еще не запустили систему учета ЕГАИС.
По словам эксперта, повышение роста продаж игристых вин пока не догоняет показатели прежних лет.
- Мы на треть отстаем от 2011 года, тогда производилось 200 млн литров шампанских и игристых, а продавалось вместе с импортом 280 млн литров, потом все резко изменилось, — говорит Вадим Дробиз. – В 2012 году была создана категория «винные напитки» и в нее попали те игристые вина, которые производились с технологическими нарушениями (виноматериала в них было мало). Таковых оказалось – 70-80 млн литров. Таким образом, рынок шампанских и игристых вин распался. Ситуация начала меняться в 2020 году, когда государство повысило ставки акциза на винные газированные напитки. С тех пор продажи игристых вин пошли в рост, но до показателей 2011 года нам еще далеко.
Фото: Дмитрий ОРЛОВ
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ
Новые «февральские» санкции: чем они грозят экономике России (подробнее)