«Главное, чтобы костюмчик сидел!» - изделие ростовских мастериц сразу пришлось президенту впору (Владимир Путин с Ольгой Коваленко). Фото: Александр КАЗАКОВ/РИА Новости
Одним из главных событий недавно завершившейся Московской недели моды стал показ «Бушлата из России». Того самого, который носил Владимир Путин. Кто ж не помнит видео, как на выставке российских товаров на ВДНХ симпатичная брюнетка (позже выяснилось, что это совладелица ростовской швейной фабрики DNK-Рус) с шутками-прибаутками ловко уговорила президента надеть просторный и теплый балахон до колен.
И вот корреспондент «Комсомолки» помчался в Ростов-на-Дону, чтобы посмотреть, что это за фабрика такая, да и к бушлату прицениться.
Бойкую девушку зовут Ольга Коваленко. Вместе с сестрой Анной Алексеевой они 8 лет назад основали швейную компанию, которая сейчас рушит все стереотипы о том, какой должна быть модная одежда.
Директорский кабинет - просторная и аскетичная комната на двоих: в одном углу Оля, в другом Аня. Фирмой руководят на пару. Обе тонкие, стремительные, носятся из цеха в цех по фабричным этажам, пренебрегая лифтами. Строгий деловой костюм - не в этой жизни. Тут в самый раз просторные спортивные брюки да такая же куртка-разлетайка с капюшоном. Удобно, демократично и стильно - Анна в красном, Ольга в черном. Кстати, костюмы эти собственного производства, своими дизайнерами разработанные, своими швеями пошитые. А смотрятся - импорт отдыхает.
Сначала сестры Анна и Ольга хотели шить одежду для своих маленьких дочек, но вскоре поняли, что хорошие вещи можно и другим продавать. Так родилось их швейное производство.
Фото: Владимир ПЕРЕКРЕСТ
- В 2014 году мы с Ольгой родили первых девочек с разницей в 2 месяца, - издалека начала Анна.
Ничего из того, что можно было найти в продаже, молодых мам не устроило, и решили они шить детские вещи сами. И тут же прикинули: можно ведь не только самим носить, но и людям продавать. Взяли у мужей по 30 тысяч рублей, половину потратили на ножницы и ткани и...
- …И поняли, что наших швейных навыков хватало не больше чем на ночную сорочку, - вспоминает Анна. - Одумавшись, нашли профессионального конструктора одежды, сделали лекала, разместили заказ на действующем предприятии, через соцсети организовали сбыт...
Начали с шапок и снудов. Это что-то вроде горловины свитера, которую можно и как шарф носить, и на голову натягивать вместо шапки.
- Ну и всё: продали-вложились, продали-вложились, - вкратце обрисовала Анна технологию успешного бизнеса.
Сейчас DNK - одна из самых активно развивающихся российских компаний. Выставка с президентом, кстати, это тоже не просто так. На организованный Агентством стратегических инициатив форум «Сильные идеи для нового времени» попали победители конкурса самых быстро растущих российских брендов. Сейчас фабрика насчитывает примерно 100 человек.
- Мы сразу решили, что у нас будет такая нестандартная одежда, - продолжила Анна. - Например, одними из первых начали делать принты (надписи на одежде. - Ред.) на русском. Портреты, цитаты - все это размещали на худи, футболках и другой ходовой одежде.
К принтам подошли креативно. Меня, например, позабавила удалая «Рашн Федерашн» на симпатичном бомбере. Именно так, кириллицей.
Обозреватель «КП» Владимир Перекрест: «Заодно и язык можно подтянуть!» Фото: Личный архив Владимира Перекреста
«Бушлат из России» - того же поля ягода. В кавычках - потому что на нем так и написано.
- Но ведь это же не бушлат? - осторожно делюсь сомнениями.
- Не бушлат, - легко соглашается Анна. - Это скорее пуховик. Но нам слово очень понравилось. И вся фраза - «Бушлат из России». Не писать же «Пуховик из России». Не звучит.
Хозяйкам виднее. За слова здесь отвечают.
- Еще мы делаем жилетки, а называем их телогрейками, - призналась Анна.
Толковые словари нервно шелестят страницами. Но ход мысли смелых девушек ясен: жилетка - это куда можно поплакаться, кто ж такое слово купит. То ли дело телогрейка - звучит куда убедительнее.
В общем, бушлат в публику зашел - и словом, и кроем. Гарантированно держит тепло до -35 градусов, там какой-то суперский отечественный наполнитель - аналог пуха. Кто его поставляет - «военная тайна».
- Вы напишете, все к ним кинутся, они тут же поднимут цены - и что мы будем делать? - наставляла Анна неразумного журналиста. - Это же бизнес: дружба дружбой, а табачок врозь.
При производстве бушлата здесь едва ли не первыми в России стали использовать свободный крой оверсайз - это когда вещь выглядит на пару размеров больше. И смотрится оригинально, и практическая польза есть. Можно пододеть что-нибудь теплое, тогда и минус 50 нипочем. Манжеты внутри рукава плотно охватывают запястья, не давая холоду пробраться к телу, а длина почти во весь рост и наглухо застегивающийся капюшон - самое оно для любителей валяться в снегу, сидеть у проруби с удочкой или гулять по ветреным ростовским набережным.
Бушлат вывели в свет еще в 2018-м - на Неделе моды в Москве.
Вместе с начальником отдела маркетинга Татьяной Грошевой мы идем по фабрике. Кузница идей - отдел дизайна. Сидят девушки и рисуют. Здесь же и словечки свои для принтов придумывают. Один из последних хитов - «Я женат». Работницы в восторге: мужьям, говорят, покупаем и заставляем носить.
- А «Я замужем» выпускать не собираетесь? - интересуюсь.
- Нет! - смеется Татьяна.
Подход здесь серьезный: из 10 дизайнерских предложений только одно идет в производство. Удалось увидеть, как это делается. Вслед за нами стремительно влетели в студию Анна с Ольгой, без предисловий сели с дизайнерами в кружок - и понеслось. Один лист в сторону, другой, третий… И вдруг:
- А! Вот!! Ге-ни-аль-но!!! - восклицает Ольга. И тут же мне:
- Уберите камеру!
В обстановке строжайшей секретности коллекция выруливает на старт. Тема - «Роскосмос». С ними ростовчанки задружились еще в 2021 году.
- Мы хотим, чтобы эту коллекцию носила не только страна, но и весь мир, - делится Анна. - В одежде с символикой NASA у нас ходят, а вы видели, чтобы в «Роскосмосе» ходили за границей?
Другой знаковый партнер - «Союзмультфильм». Девушки уговорили их разрешить выпускать на одежде Чебурашку, Волка с Зайцем, Ёжика в тумане… Коллекция зашла на ура, стали запрашивать и взрослые размеры - родители тоже захотели Чебурашку поносить…
Тем временем обсуждение новинок продолжается. Скоро лето - и DNK собирается выпускать коллекцию «На море». Только буквы какие-то странные: как в зеркальном отображении. Оказывается, это специально для селфи - чтобы на снимке получалось как надо.
Не забыли девушки и про родной город.
- Наш культурный код в этом сезоне - селедка и конь, - поделилась Татьяна Грошева. - Их и будем рисовать на одежде.
«Разработке и внедрению новой техники - наши знания, опыт и труд!» - гласит плакат над раскроечным столом. Когда-то в этих стенах располагалось Ростовское специальное проектно-конструкторское бюро, которое разрабатывало средства управления для систем ПРО. Швейницы плакаты сохранили, а дух времени перенесли на одежду.
Но если в советские времена нередко кроили так, чтобы оставалось побольше отходов для изготовления внеурочного левака, то у современного частника отходов минимум - помогают специальные компьютерные программы.
- Раскладка у нас практически без выпадóв, - сыплет терминами закройщица Оксана Прилуцкая. - А если выпадá и есть, то перекраиваем их на внутреннюю часть карманов или на футболочки для малышей.
Сейчас на швейной фабрике трудятся около 100 человек.
Фото: Владимир ПЕРЕКРЕСТ
Не стонут ли фабричные девушки под гнетом санкций? Нет, держатся. Уровень локализации на предприятии - около 70%, рассказала Татьяна Грошева. Это прилично. Всю фурнитуру и вспомогательные изделия - от широкой эластичной резинки для штанов до собачек на молниях - производят в России. Компания заказывает у смежников не просто кнопочки, например, а с буквами DNK. Фирмá!
Но вот с тканями проблема. Качественный хлопок приходится заказывать в Турции.
- Если с черной и белой тканью у нас нормально, то дополнительные цвета, да еще чтобы ярко и красиво выглядели, найти сложно, - говорит Грошева. - И не всегда наши производители тканей угадывают, что будет модным в сезоне: предлагают, например, отрезы с котиками, а они уже неактуальны...
ВОПРОС РЕБРОМ
- Бушлата у нас нет, - говорит Ольга Коваленко. - Владимир Владимирович в нем и ушел. Надеюсь, он его носит, ему в нем очень тепло, хорошо и бушлат греет его нашей любовью!
- А деньги? В рознице он двадцать пятьсот как-никак...
- Это коммерческая информация, мы ее не раскрываем.
- Вы спросили президента, можно ли использовать его изображение на вашей продукции. А без разрешения нельзя?
- Многие используют изображение Путина, но мы считаем, что некорректно без разрешения. Поэтому и спросила.
- И он отказал…
- Он ответил: «Я же надел ваш бушлат - это лучше, чем изображение».
- Ну не разрешил же?
- А мы пока не знаем. Интрига сохраняется. В следующий раз, когда встретимся, попросим уточнить.