Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-10°
Boom metrics
Экономика
Эксклюзив kp.rukp.ru
15 ноября 2023 15:02

Покупку машины из-за рубежа сделали затратной идеей: почему россиян заставляют доплачивать сотни тысяч рублей

Автоэксперт Логинов предупредил об опасностях новых правил растаможивания машин
Правительство ввело новые правила, которые перечеркнули все выгоды от покупки иномарок в соседних странах Таможенного союза.

Правительство ввело новые правила, которые перечеркнули все выгоды от покупки иномарок в соседних странах Таможенного союза.

Фото: Дмитрий БРУШКО

Российские любители покупать автомобили за границей в шоке: нежданно-негаданно правительство ввело новые правила, которые перечеркнули все выгоды от покупки иномарок в соседних странах Таможенного союза.

- Раньше система работала так: машины, например, из Германии или США ввозили не напрямую в Россию, а через Кыргызстан, Казахстан, Армению или Белоруссию, - рассказал «КП» автоэксперт Сергей Логинов, занимавшийся доставкой иномарок в Россию.

Дело в том, что в том же Кыргызстане можно растаможить машину дешевле, чем у нас (в России стоимость растаможки - от 48% стоимости авто). А по действующим международным правилам, если товар растаможен в одной из стран Таможенного союза, то при его перемещении в другую страну импортную пошлину платить уже не надо.

То есть если автомобиль из США доставили в Кыргызстан, и там покупатель уплатил свою маленькую импортную пошлину, то все — машину можно спокойно отгонять в Россию, не платя нашей таможне ни копейки. И уже в России заплатить утилизационный сбор (не путать с таможенной пошлиной, это еще один сбор, который нужно платить при ввозе авто из-за границы).

До 29 октября утильсбор, по сути, делился на две категории:

- Льготный, от 3400 до 5200 рублей. Его платили те, кто покупал за границей машину для себя.

- Коммерческий (для организаций). Его платили те, кто покупал машину для перепродажи, и он достигает сотен тысяч рублей (см. «Только цифры»).

ПОКУПАТЬ ЧЕРЕЗ КЫРГЫЗСТАН УЖЕ НЕВЫГОДНО

Суть изменений, которые действуют с 29 октября, направлена на то, чтобы перекрыть этот «обводной канал» мимо нашей кассы.

Теперь, если россиянин ввозит автомобиль для себя через третьи страны, то он обязан уплатить утильсбор по ставкам для организаций. Объясняем на пальцах:

- Если вы купили себе машину в Германии, везете ее в Россию и делаете растаможку в РФ - платите льготный утильсбор.

- Если вы купили себе машину в Германии, везете ее в Россию и делаете растаможку в Киргизии или Белоруссии - платите коммерческий (очень высокий) утильсбор.

По словам эксперта, теперь покупать автомобили массового сегмента через третьи страны уже невыгодно.

- Это может иметь смысл только при покупке дорогих машин стоимостью примерно в 10 млн рублей, - говорит Логинов. - А кто не успел до 29 октября оформить в России паспорт технического средства на купленный автомобиль, тот попадает на утильсбор по коммерческим расценкам.

Это суммы в сотни тысяч рублей - порой треть, а то и половина стоимости машины.

ЗАРАНЕЕ НЕ ПРЕДУПРЕДИЛИ

Нововведение вызвало шквал возмущения среди автолюбителей, которые покупают машины за рубежом.

Во-первых, соответствующее постановление правительства РФ № 1722 было принято только за 12 дней до его вступления в силу - 17 октября. А на сайте Федеральной таможенной службы информация об этом появилась только 27 октября. То есть вообще за два дня до вступления в силу.

При этом покупка дорогого автомобиля — дело долгое, предоплата вносится заранее. И вот ситуация: российский покупатель уже отправил перегонщику деньги, тот купил машину в Европе, США или Корее, пригнал в Кыргызстан, Армению или Белоруссию… И вдруг вышло постановление. Как быть?

Покупателю, если он не хочет приобретать автомобиль на невыгодных новых условиях, получить свои деньги обратно уже невозможно. Только если перегонщик добровольно согласится их отдать. Но для этого он должен продать дорогую машину в Армении или Киргизии — кто ее там купит?

При этом самый коварный пункт постановления – который мы объясняли на пальцах чуть выше - изложен так, что для многих выглядит как китайская грамота: транспортное средство должно быть ввезено «без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (за исключением таможенной процедуры таможенного транзита)». Кто что-то понял, поднимите руку.

А речь как раз о том, что если хочешь платить льготный утильсбор, то должен растаможить авто в России.

- В общем, никто ничего не понял. Люди подумали, что это что-то несущественное, и узнавали, что попали на очень большие деньги, только на таможне, - рассказал эксперт.

В интернете полно сообщений с жалобами на то, что у людей просто нет денег на доплату утильсбора. «Нам ничего не объяснили», - жалуются они.

- Я ввезла машину в Россию до вступления изменений, оплатила по льготной ставке для физлиц 3400 рублей в субботу 28 октября, - пишет одна из покупательниц на интернет-форуме. - А в понедельник 30 октября выяснилось, что в субботу таможня не приняла платеж, наверное, потому что был выходной. И мне говорят на таможне, что могут только посочувствовать: нужно оплачивать уже по коммерческим ставкам.

Минпромторг: сэкономить не получится

- Действительно, к нам поступает много таких обращений, - подтвердили «КП» в Минпромторге. - Но большинство из них не содержат конкретных данных для проведения консультации. Для корректного и оперативного рассмотрения таких обращений рекомендуем указывать конкретные обстоятельства ввоза транспортного средства с приложением копий подтверждающих документов.

При этом Минпромторг достаточно ясно дал понять, что те, кто везет машины через третьи страны, обязаны платить утильсбор по полной программе — без льгот.

«Обращаем внимание, что схемы импорта в Россию с привлечением третьих лиц и организаций-посредников, которые оказывают услуги по растаможиванию автомобилей на территории стран ЕАЭС и предлагают экономию за счёт манипуляций с налоговыми, таможенными и иными обязательствами, не подпадают под правила ввоза с применением льготной ставки утильсбора. В отношении ввезённых таким образом автомобилей утильсбор оплачивается по полной ставке», - говорится на сайте Минпромторга.

Генпрокуратура: взяли утиль на контроль

Ситуацией с «конским утильсбором», как называют его автолюбители, уже заинтересовалась и Генпрокуратура.

«В связи с многочисленными обращениями граждан о проблемных вопросах, возникающих при взимании таможенными органами утилизационного сбора, Генеральной прокуратурой Российской Федерации ситуация взята на контроль, запрошены позиции уполномоченных ведомств по обозначенной проблеме, - сообщается на сайте надзорного ведомства. - Сообщая о нарушениях при взимании утилизационного сбора и несогласии с его размерами, целесообразно излагать обстоятельства ввоза автомобиля, его технические характеристики, наименование взимающего сбор таможенного органа, прилагать необходимые подтверждающие документы и материалы либо их копии. Выполнение указанных предписаний ускорит рассмотрение жалоб компетентными органами».

Генеральная прокуратура Российской Федерации взяла на контроль ситуацию с взиманием утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввозимых физическими лицами с учетом новых требований закона.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

КСТАТИ

В официальном сообщении есть и другие важные моменты, в которых непросто разобраться. Растолковать их нам помог автоэксперт Сергей Логинов.

1. Платежи берет таможня

Первым пунктом в официальных сообщениях идет то, что теперь платежи собирает не налоговая, а таможня.

- Смысл здесь в том, что уже не удастся занижать стоимость автомобиля для уменьшения таможенных платежей, - говорит Логинов. - У таможни есть таблица рыночной стоимости по моделям и годам выпуска.

2. Кто сейчас может претендовать на льготный утильсбор?

Далее оговаривается, что для льготной ставки по утильсбору нужно выполнить ряд условий:

- быть физическим лицом;

- ввозить автомобиль для личного пользования;

- обязаться не продавать его в течение 12 месяцев;

- на второй и последующие автомобили, купленные в течение 12 месяцев, льгота по утильсбору не распространяется.