Штрафы для самокатчиков могут быть увеличены в разы.
Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО
В Москве сейчас проходит «Транспортная неделя» — форум, который организует Минтранс. Обсуждают корабли, самолеты, автобусы, а на одной из сессий говорили о средствах индивидуальной мобильности (СИМ). Главным представителем которых у нас стал электросамокат.
В зале собрались депутаты, чиновники и представители кикшерингов — сервисов аренды самокатов. Обошлось без громких заявлений. Скорее, все вместе выражали мнение: о проблемах и претензиях знаем, работаем и думаем, как все сделать лучше.
Если вас интересует вопрос, запретят ли электросамокаты, то эта тема на повестке в высоких кабинетах, не стоит. Косвенно этот вопрос затрагивали представители Минтранса и Госдумы, но дали понять — признаем СИМ как транспорт, запрет, как в Париже или Лондоне — не наш путь.
Каков же он тогда?
Правительство подписало дорожную карту развития СИМов. План действий для всех структур, в котором указано, что и где нам нужно «подтянуть». И заниматься этим будут до 2025 года. Причем часть положений надо уже претворить в следующем году.
Самокатчиков заставят сделать номера и начнут штрафовать на десятки тысяч.
Фото: Иван МАКЕЕВ
Вот что из относительно важного планируется сделать:
- установить свой скоростной режим для самокатов;
- конкретнее разобраться с маршрутам движения (где и как ездить);
- решить вопрос со страхованием ответственности;
- сделать медосвидетельствование самокатчиков при подозрении на употребление наркотиков, алкоголя.
Одно из самых интересных новшеств — штрафы для самокатчиков. Проект поправок в КоАП уже разработан и отправлен на рассмотрение в Госдуму. Сейчас за любое нарушение штраф 800 — 1500 руб. Депутаты же предлагают следующий «прайс» за проступки:
управление незарегистрированным самокатом (подробнее об этом ниже) — 500 — 800 руб., повторное нарушение — 5000 руб.;
езда на самокате без регистрационных знаков знаков — 500 руб.
поддельные номера или умышленно сделанные нечитаемыми — 5000 руб.
пьяное вождение — 5000 руб., повторное — 30 000 руб. или арест до 15 суток;
выезд на автодорогу (кроме крайнего правого ряда) — 1000 руб.
выезд на тротуар, там, где СИМ запрещены (для этого есть дорожные знаки) — 2000 руб.
вдвоем на самокате — 500 — 5000 руб.
не уступил дорогу пешеходу — 1500 — 2500 руб.
превышение скорости — 500 — 3000 руб., повторное 5000 — 30 000 руб., или арест до 15 суток;
скрыться с места ДТП — 5000 руб.
Теперь о регистрации самокатов. Об этом давно говорят и предлагают разные меры. Если в кикшеринги свой парк контролируют, то самокаты в частном пользовании никак не учтены.
Депутат Госдумы Олег Гарин сообщил, что сейчас обсуждается создание единого реестра, в который владельцы смогут подавать заявки на регистрацию. По сути аналог базы авто ГИБДД, только для самокатчиков. Регистрацию можно проводить через Госуслуги.
Другая инициатива, которая связана с этой темой — номера для СИМ. Основатель WHOOSH Дмитрий Чуйко сообщил, что идет обсуждения появления больших номеров, которые могут быть распознаны камерами наблюдения — это один из возможных проектов. Подробностями сервис обещает поделиться позже.
Директор Ассоциации операторов микромобильности Ксения Эрдман выразила надежду, что в 2024 году поднимут возрастной ценз, с которого можно становиться за руль СИМ. Поскольку сейчас правила позволяют детям с 0 лет управлять этим транспортом (пусть и под надзором родителей).
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
208 млн поездок совершили в кикшерингах за 2023 год (103,4 млн в 2022)
300 тысяч самокатов сейчас в парке всех компаний (190 тысяч год назад)
35,5 млн пользователей арендовали самокаты в России за этот год (15,5 млн в прошлом)
80% поездок на самокатах по «транспортному сценарию», то есть не для развлечения.
Данные Ассоциации операторов микромобильности.