Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Происшествия
Эксклюзив kp.rukp.ru
23 марта 2024 19:55

«У людей горе, надо помочь»: что происходило на пунктах сдачи донорской крови после трагедии в «Крокусе»

Тысячи москвичей и гостей столицы сдали кровь после теракта в «Крокус сити холле»
Москвичи выстроились в огромные очереди, чтобы сдать кровь для пострадавших в "Крокус Сити Холле"

Москвичи выстроились в огромные очереди, чтобы сдать кровь для пострадавших в "Крокус Сити Холле"

Фото: Оксана ЗУЙКО

Плазма крови при терактах нужна всегда. Запасы ее есть. Но их надо пополнять.

ОЧЕРЕДЬ ДО НЕБА

Информация о том, что кровь можно будет сдать как минимум в четырех точках Москвы, появилась уже поздним вечером 22 марта.

Утром 23 марта, проезжая мимо центра крови Федерального медико-биологического агентства (ФМБА), увидел толпу сограждан, которые готовы были помочь. Подумал, что уж в Боткинской больнице, в Центре крови имени Гаврилова, народу может быть поменьше.

Фото: Оксана ЗУЙКО

Недооценил наш народ ваш корреспондент. К 10 утра очередь граждан всех возрастов от улицы Поликарпова уходила за горизонт, вернее за угол и вдаль. Тех, кому до 30, и немногим старше, было явно больше половины. Нередко встречались южные лица. Зонты оказались не у всех, но волонтеры шли вдоль многотысячной цепочки и раздавали изумрудные дождевики, и мирная колонна вскоре зазеленела, словно не в хмуром марте, а в солнечном апреле

- У кого резус отрицательный – проходят вне очереди! – кричал розовощекий юноша в модных очках.

Фото: Оксана ЗУЙКО

ЧАЙ НЕ ВОДА

- А кому чайку? – гремя двумя черными чайниками с росписью под хохлому, вторила ему немолодая волонтер с цветной прядью.

- И почем чаек? - поинтересовалась моя соседка по колонне, 72-летняя Татьяна Владимировна.

- Денег не хватит… - устало улыбнулась хозяйка чайной церемонии, - Да все бесплатно, господи…

Фото: Оксана ЗУЙКО

Белый БМВ Х5 резко затормозил у обочины, раздался свисток инспектора ГИБДД, но водитель крикнул старлею, что привез воду. И, вместе с другим, пришедшим на помощь офицером, быстро стал выгружать на мокрый асфальт упаковки с минералкой.

Татьяна Владимировна приехала с сыном и дочкой.

- Еще внук собирался, да что-то не вижу пока, - посетовала она, - Ну да у него ребенок маленький.

Сын хмуро сообщил, что погибших уже за сто. Дочь щупала маме нос, пытаясь определить степень замерзания и пыталась увести ее в один из четырех автобусов, которые подогнали на Поликарпова часам к 11 – чтобы народ в многочасовой очереди мог немного посидеть в тепле и не под противной моросью. Но закаленная прабабушка грелась чаем и, когда подтянулись телекомпании, попала под прицел их камер. Высоких слов не говорила, все по-простому:

- У людей горе, значит, надо помочь.

Фото: Оксана ЗУЙКО

Другого моего соседа с очевидной военной выправкой и седым ежиком выдернула из плотной людской цепочки группа китайской компании CCTV.

- Почему вы здесь? – поинтересовались товарищи китайцы.

- Потому что нас пытаются запугать, но плохо знают нашу историю, - отчеканил отставной офицер Сергей, - на нас давят, а мы только сплачиваемся.

После нескольких часов ожидания волонтеры, которые продолжали сновать с чаем, печеньем и призывами тех, кто с отрицательным резусом, поспешить ко входу в Центр, случился информационно-транспортный прорыв.

- Уважаемые товарищи! Два автобуса по 40 человек сейчас поедут в Склиф – там нет такой очереди, да ее вообще почти нет - приглашаем желающих! - бросили они клич.

Фото: Оксана ЗУЙКО

И обе машины были заполнены мигом.

- Дочь, ты меня из Склифа сможешь забрать? - прижал телефон к уху отставник Сергей и, коротко кивнув, прыгнул во второй автобус.

Через полчаса прозвучал похожий призыв - ехать на этот раз в детскую Морозовскую больницу – разрумянившаяся на холоде Татьяна Владимировна со своими детьми решила двигать туда.

Когда подошел ЛиАЗ для желающих сдать кровь в 1-й Градской, стоявшие за мной студенты Саша и Оля, которые пришли сюда пешком, поскольку живут на Беговой, решились ехать на Ленинский проспект.

Больше сотни людей разъехались по больницам Москвы, но больше тысячи остались. Они читали закатанные в пластик листы с противопоказаниями против сдачи крови, которые раздавали все те же добровольцы.

Фото: Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ

ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ

Возвышавшиеся у меня за спиной экс-студенты 1-го московского меда 2009-го и 2023-го годов выпуска вслух громко комментировали все пункты в том смысле, что абсолютно здоровых людей не бывает, и если все это учитывать скрупулезно, половине очереди надо разбегаться по домам.

Но разбегавшихся не наблюдалось. А вот покуривающие вейпы и сигареты иногда отбегали в сторонку.

Люба с Тимирязевской, впервые сдающая кровь мама пятилетней дочки, к исходу шестого часа не выдержала и пробралась внутрь центра, чтобы узнать, не закроют ли его к 16.00, как первоначально грозились. Вернулась с благой вестью: принимать будут до последнего добровольца.

В это же время вдоль очереди шаркающей кавалерийской походкой двигался человек в медицинской маске и вещал:

- Врачи устали, они тоже люди, если есть возможность и желание, сдайте кровь в других больницах или приходите завтра.

Но все, кто решился сдать свои 400 граммов в других местах, уже отбыли.

Фото: Оксана ЗУЙКО

Во внутреннем дворике в нескольких точках рассредоточились полицейские с автоматами, запускали группами по 6 человек, все проходили через рамку металлоискателя. Быстро заполняли бумаги, но долго стояли в бесконечных очередях - получали жетоны с номерами, которые появлялись на электронных табло на первом и втором этажах.

- Да, лексус 350-й, да, все документы готовы, - объяснял невидимому собеседнику плотный молодой человек в кроссовках New Balance и куртке Helly Hansen, - подожди, мой номер анализ сдавать, перезвоню.

- А меня мои минус шесть подвели, - признался уютный толстячок, в очках с толстыми линзами, - Сказали, не будут рисковать, вон теперь друга Ваню жду.

У Вани с обветренным лицом проблем со зрением явно не было.

- 407-й! - зычно выкрикнул волонтер из одного конца коридора в другой, дублируя цифры на табло. Ему эхом отозвались другие добровольцы.

Фото: Игорь ЕМЕЛЬЯНОВ

Так это ж мой номер! Не веря своему счастью, бодрым почти строевым шагом вошел в кабинет, где три опытные женщины-терапевта давали добро на сдачу донорской крови или отшивали зарвавшихся в своем лукавстве граждан, считающих, что их здоровье позволяет хоть завтра в космос.

- Какой-какой год? – с недоверием посмотрела в результат анализа крови строгая, но справедливая терапевт Татьяна Сергеевна, - Какие-какие лейкоциты? Нет, нам такие лейкоциты не нужны, раздевайтесь до пояса, и вены на ногах покажите.

Внешний вид совсем не впечатлил зоркого врача, а после измерения давления она показала мне на экран электронного тонометра и осуждающе покачала головой.

В это время за соседним столом крепкий паренек вдвое моложе меня оправдывался, что у него давным-давно ремиссия и чувствует он себя отлично.

Но кровь ни ему ни мне в этот вечер сдать было не суждено.

Покидая Центр имени Гаврилова в полвосьмого вечера, я увидел последнюю в этот день пациентку центра, молодую и бодрую, у которой явно был шанс сегодня принести пользу на этом маленьком, но важном участке - через пару часов. Опустевший последний автобус с табличкой «Для доноров» уютно сиял огнями напротив входа, машины ГИБДД почти все разъехались.

За эти 11 часов я увидел такое количество правильных, бескорыстных людей в одном месте, какого не видел, наверное, очень давно. Их никто ни к чему не призывал. Они сами пришли. Просто, чтобы помочь.

А повторную попытку можно будет сделать через несколько недель…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Памятка для тех, кто хочет стать донором: что запрещено перед сдачей крови

Служба крови напомнила правила и противопоказания для доноров (подробнее)

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Оперативник объяснил, почему террористов из «Крокус Сити Холла» задержали только в Брянской области (подробнее)