На электросамокат - только изучив правила дорожного движения
Электросамокат - вещь, без которой современную Москву уже трудно представить. Рост их популярности впечатляет - еще несколько лет назад самокатов не было вовсе. А сегодня арендовать их можно у каждой станции метро.
За очень короткое время электросамокаты прошли путь от развлечения для молодежи до одного из самых удобных видов городского транспорта.
Все больше москвичей признают: да, самокаты это очень удобно. Впрочем, невероятный рост популярности объяснимо приводит к тому, что количество тех, кто хочет ездить на самокате больше тех, кто знает, как это делать по правилам.
В октябре Правительство России утвердило дорожную карту мероприятий по безопасному использованию средств индивидуальной мобильности, или СИМ (так их официально называют электросамокаты с 1 марта - прим. ред.).
Каждому - по самокату. Вдвоём на один - нельзя!
Документ предусматривает новые штрафы для водителей электросамокатов, поправки к ПДД и другие меры, призванные сделать использование нового вида транспорта комфортным и безопасным для всех. Уже к концу 2023 должны быть разработаны поправки к КоАП, где для нарушителей на самокатах будут предусмотрены реальные штрафы. Их также обяжут останавливаться по требованию сотрудников ГИБДД.
А на Транспортной неделе в Москве, которая прошла 15-17 ноября, средствам индивидуальной мобильности посвятили отдельный круглый стол. На нем, среди прочего, обсудили развитие инфраструктуры, дорожную карту Минтранса и социальную роль кикшеринга в развитии российских городов.
Между тем, еще до того, как разговоры о поправках в ПДД и штрафах начали звучать в публичном пространстве, в России появилась первая Школа Вождения электросамокатов - ее запустил один из лидеров рынка, оператор Whoosh. В конце 2023 ей исполняется уже два года. “Комсомолка” узнала, чему там учат.
2 МИЛЛИОНА ВЫПУСКНИКОВ
Электросамокат в Москве - не роскошь и не игрушка, а полноценное средство передвижения. Удобно выйти из метро где-нибудь на “Алтуфьево” и арендовать самокат, чтобы добраться до дома быстрее. Больше не нужно идти пешком, и время в пути сокращается почти в 4 (!) раза.
Горожане это оценили - и активно регистрируются в кикшеринговых сервисах (кикшеринг - это прокат электросамокатов в переводе с английского). Не надо ждать автобус, не надо искать место для парковки - удобно. У популярного сервиса проката Whoosh, база пользователей выросла на 69 процентов с конца 2022: сейчас у сервиса 20 миллионов зарегистрированных аккаунтов. Не отстает и Яндекс Go с “Юрент”, два других известных оператора.
Стандартная тарификация - поминутная, где каждая минута стоит порядка 7-8 рублей, плюс цена за старт аренды - около 50 рублей. Это делает электросамокаты реальным конкурентом такси. Только, в отличие от последних, электросамокаты в пробках не стоят.
Правда, не все водители самокатов помнят - на нем вы быстрее и тяжелее пешеходов, поэтому вопрос соблюдения правил дорожного движения касается комфорта и безопасности не только самокатчика, но и окружающих его горожан. Именно поэтому в Whoosh и запустили Школу Вождения - чтобы научить горожан ездить более этично и аккуратно.
Еще осенью 2021 когда ПДД для самокатов не было, на сайте оператора появился раздел с рассказом о всех значимых правилах дорожного движения и рекомендации по управлению электроскутером.
А летом 2022 года школа вышла на улицы в Москве и других городах России, а также в Беларуси и Казахстане. Для учеников были обустроены даже специальные площадки с искусственными препятствиями. Все как в автошколе!
Как рассказали “Комсомолке” в Whoosh, за все время обучение в “электросамокатной” школе прошли почти 2 миллиона россиян. Из них несколько тысяч - в формате оффлайн, то есть на площадках и с реальным инструктором.
Электросамокаты уже стали неотъемлемой частью нашей жизни
НА ПОЛОСУ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА НЕ ВЫЕЗЖАТЬ, НА ЗЕБРЕ - СПЕШИВАТЬСЯ
Корреспондент “Комсомолки” опробовал эти необычные курсы вождения на себе.
Первое и самое главное: как и где ехать на самокате, - вопрос не только ваших личных предпочтений. Он четко прописан в ПДД.
Главное место для самоката - велодорожка или велополоса. Если их нет, то ехать можно по тротуару. Только нельзя забывать, что главный здесь - пешеход. Поэтому передвигаться на СИМ надо так, чтобы никого не пугать и уж конечно - не травмировать.
А если вдруг на вашем пути нет ни велодорожки, ни тротуара, то можно выехать на обочину автодороги. При этом ни в коем случае не встраивайтесь в общий поток! Передвигаться по обочине дороги можно только до тех пор, пока не доберетесь до следующего тротуара или велодорожки.
Важно еще, что скорость передвижения на самокате ограничена - там где есть пешеходы - не более 25 км/ч, но этот вопрос кикшеринги взяли на себя. На самокатах Whoosh быстрее и не разогнаться, а там, где пешеходов очень много, где горожане отдыхают, самокат сам дополнительно замедляется - до 15 или 10 км/ч.
Третье важное правило - на электросамокате нельзя ездить с пассажиром! Ни с большим, ни с маленьким. Риск получить травму или задеть пешехода возрастает в разы. Делать этого не стоит.
И еще одно критически важное правило - переходим дорогу только пешком. Не на самокате, как любят делать многие.
В Школе Вождения рассказывают и о том, как быть в спорных ситуациях. Например, вы задели пешехода или столкнулись с машиной. Что делать? Оказывается, сервис предусмотрел страховку - она стоит символические 35 рублей и покрывает расходы на всех, кто попал в неприятную историю вместе с вами.
В общем, даже тем, у кого есть автомобильные права, база знаний по электросамокатам будет полезна. Например, важно помнить, что нужно притормозить, проезжая мимо арки или выезда из двора, а бордюры выше 3 сантиметров - для электросамоката непреодолимое препятствие.
Время от времени в Москве и других крупных городах звучат призывы вовсе запретить электросамокаты, дескать, нет кикшеринга - нет проблемы. Однако запретить - самое простое и не всегда самое правильное. Без электросамокатов Москва лишится вида нового транспорта, который помогает миллионам людей добираться до точек назначения.
Гораздо важнее научить горожан ездить аккуратно и воспитанно, ввести штрафы для злостных нарушителей - и, главное, не забывать применять их в нужной ситуации. Первый штраф, второй - а там, глядишь, новоиспеченный пользователь кикшеринга и сам сбросит скорость, будет вежлив с пешеходами и не поедет по зебре “верхом”.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
70 оффлайн школ Whoosh проведены в 36 городах России, Казахстана и Беларуси в этом году
208 млн поездок совершили пользователи трех крупнейших кикшерингов (Whoosh, Юрент, Яндекс) за 2023 год
Около 300 тыс электросамокатов работали в городах России
36,5 млн пользователей зарегистрированы хотя бы в одном приложении кикшеринга