Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Политика
Эксклюзив kp.rukp.ru
21 ноября 2023 16:50

Его презирали русские пилоты, а он сходил с ума от страха: Как жил и бесславно умер летчик-перебежчик Беленко

Военный обозреватель Баранец: бежавший летчик Беленко боялся встречи со мной
Виктор Беленко.

Виктор Беленко.

Фото: YouTube

Стало известно о смерти в США летчика Виктора Беленко, сбежавшего из СССР на истребителе. Он обещал встретиться в Америке с журналистом «Комсомольской правды», но испугался жестких вопросов.

А умер, как и многие перебежчики — от алкогольного цирроза печени, в одиночестве и страхе преследования.

БАРТЕР ПО-АМЕРИКАНСКИ

Осенью 1998 один из военных институтов США пригласил меня на форум военных журналистов. В то время я собирал неизвестные детали побега советского летчика Виктора Беленко в Японию. Один из японских журналистов (работавший в Москве) рассказал мне, что сопровождал Беленко во время его перелета из Токио в США «в окружении сотрудников ЦРУ». Запомнилась вот такая деталь его рассказа: «В самолете американцы напоили Беленко русской водкой и у него развязался язык. И он все время приговаривал: «Ну что вам еще рассказать? Вы спрашивайте, спрашивайте». А потом еще и добавлял: «Вот вы об этом знаете? Нет. Ну тогда я расскажу». От японского коллеги я и узнал, что перебежчик находится в штате Колорадо, в академии ВВС США, где «читает лекции» американским летчикам о состоянии Военной авиации России, ее боевой технике.

Вот тогда я и решил устроить с американским институтом «бартер»: вы мне устраиваете встречу с Беленко, а я согласен выступить со своей лекцией на форуме. Ну и, как говорится, ударили по рукам.

Через неделю я уже был в Колорадо и ждал обещанной мне встречи с предателем. Мне хотелось посмотреть ему в глаза.

МиГ ПЕРЕБЕЖЧИКА

Но стоит хотя бы кратко напомнить о том, как Беленко стал предателем.

6 сентября 1976 года старший лейтенант Виктор Беленко - летчик 503-го авиаполка ПВО в Приморье (аэродром Соколовка) перелетел в Японию на новейшем тогда советском перехватчике МиГ-25П. Потребовал встречи с военными США. И передал им самолёт со всей секретной аппаратурой на борту. А затем был переправлен в США, где получил политическое убежище. Разрешение на американское гражданство ему подписал лично президент Джимми Картер.

В Америке Беленко консультировал ВВС США. Его военный билет и полётный журнал хранятся в музее ЦРУ в Вашингтоне.

Япония вернула СССР МиГ-25П, но урон, который нанес предатель, был колоссальным: только на переделку системы опознавания «свой-чужой» Советскому Союзу пришлось потратить из госказны сумму, равную $2 миллиардам. Некоторые другие секреты стоили еще дороже. Еще одна деталь, характеризующая предателя: Беленко был категорически против возвращения истребителя в СССР советуя американцам «оставить самолет для дальнейшего изучения».

Предсерийный образец самолета МиГ-25П. Фото: РСК "МиГ"

Предсерийный образец самолета МиГ-25П. Фото: РСК "МиГ"

ОБМАН

Прошел один день, второй, третий, я коротал дорогое время в гостинице академии ВВС в Колорадо, а офицер-куратор, который должен был устроить мою встречу с Беленко, стал «вилять хвостом». То у Виктора напряг со временем, то он приболел. Тогда я предложил устроить разговор по телефону. Беленко отказался. «Напишите свои вопросы на бумаге, и я передам их по факсу», - предложил мне офицер. Я написал. Штук 30 вопросов. Проходит еще день. И снова отказ: «У вас очень жесткие вопросы, Виктору они не понравились» (ну еще бы! Например: «Тебе никогда не приходило в голову желание застрелиться?»).

Затем последовало: «Извините, Беленко слег в госпиталь. Надолго». И все же у хитроглазого американского офицера, видимо, проснулись остатки совести: на прощание он сжалился и по большому секрету сообщил мне, что в Нью-Йорке живет человек, который «почти все знает о жизни Беленко в США». И дал мне его телефон. На следующий день я был уже в Нью-Йорке и встретился с «хроникером» предателя. Он даже назвался «большим другом бывшего советского пилота». Несколько месяцев Джон и Беленко жили на ранчо, хозяином которого был отставной американский генерал.

Документы советского летчика Беленко теперь - экспонат музея ЦРУ. Фото: сia.gov

Документы советского летчика Беленко теперь - экспонат музея ЦРУ. Фото: сia.gov

ЧТО Я УЗНАЛ ОТ ДЖОНА?

1. Первый год пребывания Беленко в США он по 5-6 часов в день давал «интервью» американским разведкам. И получал за это гонорары. Одновременно он был в академии ВВС США консультантом по боевым самолетам СССР. Включая, разумеется, и МиГ-25П.

2. Со временем интерес разведок к нему стал угасать, из него выкачали все, что считали нужным. Тогда Беленко стал предлагать свои услуги спецслужбам США, но жаловался, что ему мало платят. И диктовал размер гонорара.

3. Ему помогли устроиться вторым пилотом на гражданский самолет местных линий. Он летал между Колорадо и Цинцинатти. И рассказал «другу Джону», что как-то в форме американского пилота он ехал на эскалаторе по аэропорту. А на другом эскалаторе, навстречу двигались три пилота российского Аэрофлота. Беленко рассказывал: «Один их них, похоже, узнал меня, и таким испепеляющим взглядом ошпарил, что я не выдержал, спрыгнул с эскалатора и убежал в какую-то подсобку. Они охотятся за мной!».

4. США выделили Беленко жилье, отставной полковник Джордж Уиш, шефствующий над перебежчиком, подарил ему ключи от своего автомобиля «Dodge Charger».

Но наблюдение разведок за ним не прекращалось. Беленко (он отрекся от брошенной им в СССР жены и ребенка) женился на испанке, но брак длился недолго. К тому же он серьезно запил, да так, что его укладывали в клинику для алкоголиков. Там же врачи заметили у него паранойю, - он постоянно жаловался на слежку «людей из Москвы».

Ему посоветовали изменить внешность, - отрастить усы и бороду, сделать пластическую операцию. Но пить он не перестал.

5. Однажды на авто перебежчик попал в серьезную аварию (врезался в асфальтовый каток), а когда вылечился, стал доказывать в суде, что его напоили отравой русские разведчики и они же перепилили шланги с тормозной жидкостью в его машине. По просьбе предателя ЦРУ срежессировали его «гибель в автокатастрофе». В прессе опубликовали некролог. А самому Беленко изменили имя и фамилию.

ОБИДА НА НАЧАЛЬСТВО И МЕСТЬ

После побега Беленко в части, где он служил, начался служебный погром. Многих летчиков сняли с должностей и сильно понизили.

А «в целях всестороннего изучения личности офицера-предателя» были допрошены 116 человек из числа родни и сослуживцев. Были собраны горы данных о его здоровье, отношениях с командованием и в семье, отношении к советской власти. При этом данных об изменнических намерениях не поступало.

1976 год. Жена пилота Беленко, получившего политическое убежище в США, Людмила Петровна, его мать Людмила Степановна (справа) и первый заместитель заведующего отдела печати МИД СССР Л.В. Крылов во время пресс-конференции. Фото: ТАСС

1976 год. Жена пилота Беленко, получившего политическое убежище в США, Людмила Петровна, его мать Людмила Степановна (справа) и первый заместитель заведующего отдела печати МИД СССР Л.В. Крылов во время пресс-конференции. Фото: ТАСС

Не были подтверждены и распространяемые на Западе слухи, что Беленко до побега был завербован разведкой США.

Все оказалось гораздо проще: перебежчик признался американцам, что затаил сильную обиду на тех командиров, которые не хотели переводить его с должности летчика-инструктора (в военном училище) в строевую часть. Хотя он написал с десяток рапортов.

Он даже обращался к начальнику училища с просьбой уволить его из армии. Мол, не желает служить с командирами, злоупотребляющими алкоголем. Когда же Беленко все же перевели в строевую часть, там командиры на полгода задержали ему очередное воинское звание. «После таких издевательств я зверел от злобы, - откровенничал с американцами Беленко. - Потому решил отомстить за унижения. И стал искать случай для побега». По его же признаниям, за год до ЧП у него случилась беседа «со случайным попутчиком», который сказал, что американцы, вероятно, дали бы кучу денег, чтобы заполучить МиГ-25. «Поначалу я не придал этому разговору значения, но вскоре у меня появился план. Мой налет на МиГ-25 был уже больше 30 часов. Я знал эту машину, как себя»…

Еще одна любопытная деталь побега, которая была обнаружена в ходе расследования. Пользуясь попустительством техника самолета, Беленко заправил полные баки машины, вместо дозволенной половины залил под горловину. Техник удививлся, - дескать не положено. Пилот ему соврал: «Буду летать дольше, чтобы дважды не заправляться»…

БЕССЛАВНЫЙ КОНЕЦ

В 2000 году Беленко дал интервью американскому корреспонденту на авиашоу в штате Висконсин, Там было такое признание:

- На шоу я встретился с космонавтом Игорем Волком. Он говорит: «Ты же вроде бы умер!», - я ответил: «Не так быстро». ЦРУ распространил слухи о моем убийстве, чтобы отбить охоту у других.

И вот теперь, осенью 2023-го он умер по-настоящему. От цирроза печени. За его гробом шли только два человека - сыновья Том и Пол...