Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
26 марта 2024 10:20

Убийца оставлял рядом с жертвами строчки из стихов Пушкина

Писатель Гоноровский сообщил, что начал работать над романом "Цербер" в 2023 году
Писатель Гоноровский сообщил, что начал работать на романом "Цербер" в 2023 году

Писатель Гоноровский сообщил, что начал работать на романом "Цербер" в 2023 году

Фото: кадр из фильма

В издательстве «ЭКСМО» только что вышел роман «Цербер». Название на слуху - недавно многие посмотрели и сериал с тем же названием. Аннотация к роману звучит привлекательно: «В книге виртуозно сочетаются детектив, триллер, исторический роман и любовная интрига.

Действие романа разворачивается в 1826 году. После подавления декабрьского восстания на Сенатской площади и арестов в Петербурге происходит серия жестоких убийств тех, кто доносил на декабристов. Возле жертв убийца оставляет записку со строчкой из стихотворения молодого поэта Александра Пушкина. За дело берутся московский сыщик Лавр Петрович Переходов и дворянин Александр Бошняк...»

Мы поговорили с одним из авторов романа и сценаристом одноименного сериала Александром Гоноровским.

ЗАЧЕМ СЕЙЧАС РОМАН О ПРЕДАТЕЛЕ ДЕКАБРИСТОВ

— Почему вы выбрали 1826 год для действия вашего романа? Что вас привлекло в этом историческом периоде?

- В 2013 году студия «Амальгама» заказала мне мини-сериал с рабочим названием «Сенатская площадь». Можно было рассказать о восстании, о декабристах или о близком к ним сюжете и героях. Так что работа начиналась с нуля. Какая эпоха прячет в себе интересные сюжеты и смыслы. Последний вариант сценария был написан в 2022 году. Над романом мы с Ильей Егарминым (второй автор романа «Цербер», заканчивал мастерскую Гоноровского - Ред.) начали работать в прошлом году. И каждый раз 1826 год звучал по-новому.

— Главный герой — Александр Карлович Бошняк, ботаник, литератор, чиновник Министерства внутренних дел, который вошел в доверие к декабристам и раскрыл планы тайного общества за полгода до восстания. Именно он расследует убийства тех, кто доносил на декабристов. Почему вы пишете о нем?

- Бошняк мне показался интересным как фигура, которая, в зависимости от времени, по-разному трактовалась официальной историей. В СССР его считали предателем, после – патриотом. Каждое время раскрашивало его по своему разумению. Такой, казалось бы, противоречивый для нас персонаж, может построить вокруг себя многоликую среду, создать иную точку зрения на окружающий мир, существовать в весьма авантюрных и детективных сюжетах, не подстраивая под себя и не меняя очевидные исторические факты.

Писатель Александр Гоноровский

Писатель Александр Гоноровский

ПОЛНАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ДОСТОВЕРНОСТЬ

— Наверняка работа над романом, основанным на реальных событиях, требовала огромного исследовательского труда?

- Изначально мои познания о декабристах были не велики. Они ограничивались библиотекой «Пламенные революционеры», замечательными лекциями Лотмана и фильмом Мотыля «Звезда пленительного счастья», на просмотр которого нас водили всем классом.

Для проработки подобных историй обязательно нужен исторический консультант. Мне повезло познакомиться с удивительным профессионалом - Ольгой Эдельман. Она обладает энциклопедическими знаниями по эпохе декабрьского восстания, очень бережно относится к фактам, которые менять не следует. Она чувствует слово и понимает литературный труд. Ее ирония с самого первого варианта спасала меня от грубых ошибок. Ольга автор многих интересных трудов, диапазон их велик – от декабристов до Сталина.

Второй автор книги, Илья Егармин

Второй автор книги, Илья Егармин

Каждый раз, когда я переписывал сценарий и роман, она была рядом. Любой вариант требовал реакции историка. Эта поддержка давала мне большую свободу выбора, помогала сконцентрироваться на сюжете и смыслах. Во время работы и над сериалом, и над романом постоянно шла работа над историческими источниками – от чтения записей допросов декабристов (они сами записывали то, что сказали на допросах), двухтомного, хранящегося в Ленинке, ботанического труда Бошняка, до изучения «Быта Пушкинского Петербурга» и мемуаров Вульфа.

— В романе фигурируют и другие исторические фигуры: военачальник Иван Осипович Витт, император Николай I, поэт Александр Пушкин. Сложно было их описывать?

- С Пушкиным было легко. В романе его стало больше, чем в сценарии. В легкости своей и простоте, он, наверное, антипод всем остальным героям романа.

Есть еще один важный персонаж, который карал доносчиков. Чем больше мы его узнаем, тем больше ему сочувствуем.

Бошняк - он загадка. Частично мы узнаем о нем важное в самом финале.

Команда авторов и редакторов

Команда авторов и редакторов

— Послесловие написала историк Ольга Эдельман. О чем из него узнают читатели?

- Послесловие - серьезное и важное дополнение к повествованию. В нем читатель больше узнает об исторических личностях, которые стали персонажами романа, о поиске баланса между вымышленным и документальным материалом. Возможно, изучая послесловие (а его надо именно изучать) читатель почувствует себя на месте автора, которому только предстоит выбрать своих героев.

В издательстве «ЭКСМО» только что вышел роман «Цербер».

В издательстве «ЭКСМО» только что вышел роман «Цербер».

ЦЫГАНОВ И КЯРО В ГЛАВНЫХ РОЛЯХ

— В одноименном сериале отличный подбор актеров. Бошняка играет Сергей Марин, Витта - Евгений Цыганов, Каролину Собаньскую — Вера Колесникова. Вы как-то участвовали в кастинге? И довольны ли тем, как ваш сценарий воплотился в кино?

- В сериале действительно есть несколько хороших персонажей, которых играют Марин, Трибунцев, Муляр, Горбатов, Кяро. Есть отличная операторская работа Петра Духовского. Но, к сожалению, сериал вышел невнятным. Я не принимал участия в выборе актеров и имел возможность познакомиться с результатом лишь вместе со зрителем. Жанр триллера требует своего ритма, атмосферы, интонации. Я же не всегда понимал, что происходит, не понял - чем закончилось, не уловил смыслов, ради которых важно было рассказать эту историю.

Талант режиссера во многом зависит от возможности вести диалог со сценаристом во время подготовительного, съемочного периода, монтажа и озвучания. От этого зависит и финальное качество сценария, над которым продолжается работа вплоть до завершения проекта. Сценарист подстраивает сценарий под выбранных актеров, под локации, учитывает упущенные возможности, ищет дополнительные сюжетные ходы и смыслы. Он помогает режиссеру выработать видение истории и осуществить его. Многие режиссеры этого не понимают.

СТОИТ ЛИ ЧИТАТЬ ТЕМ, КТО СМОТРЕЛ СЕРИАЛ

— Сергей Марин, сыгравший Бошняка, озвучил аудиоверсию книги

- Мы старались написать текст, который, несмотря на стилизацию, был бы легким и занимательным в чтении. В сериале видно, как Марин может точно работать со словом. В его исполнении получился настоящий аудиоспектакль.

— Чего ждать от книги тем, кто уже посмотрел сериал?

- Нет никакого интереса симулировать прозу, расписывая сценарий в роман, повторяя то, что уже сделано. Интересно двигаться дальше - в отработке сюжета, в отрисовке персонажей, в монтаже смыслов. Сценарий часто пишется под режиссера, под его особенности и возможности. Но это всегда Прокрустово ложе. Роман же ограничен лишь возможностями автора. Очень надеюсь, что читатель в романе увидит свободный и интересный текст. Для тех, кто уже посмотрел фильм, книга многое поставит на свои места, поможет по-новому взглянуть на историю.

С историком

С историком

— Тем, кто еще не смотрел сериал и не читал книгу, с чего посоветуете начать?

- Сценарий и роман – такие два драчливых кота, которых в одну клетку не посадишь. Думаю, следует читать книгу.

— Издательство ЭКСМО номинировало роман «Цербер» на премии «Ясная поляна» и «Большая книга». Что для вас значат эти номинации и как оцениваете шансы на победу?

- Пять лет назад повесть «Собачий лес» попала в шорт-лист «Большой книги». Было интересно и важно услышать мнение жюри. Наверное, у современного сценариста и прозаика не так много внимательных читателей и зрителей. Если читателей станет больше, то я буду очень этому рад.

- История вышла занимательная, будет ли продолжение «похождений» Бошняка?

- В романе есть намек на следующую более закрученную детективную историю. Но просто исторический детектив писать скучно. Продолжение, помимо сюжетного интереса, должно по-новому исследовать и развивать смыслы той эпохи, которой вот-вот исполнится двести лет.

- Александр, в этом году вашей сценарной мастерской исполняется 10 лет. Каковы результаты?

- Мастерская продолжает меняться. Практикуя индивидуальный подход в обучении, мы пытаемся достичь результатов, которые недоступны при обычном методическом подходе. Теперь мастерская работает в тесном контакте со студией. В мастерской учатся писать, в студии – работать на результат. Посмотрим, что будет дальше.