Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество26 марта 2024 15:00

Путешествие поездом за год подорожало в среднем на треть: как теперь сэкономить на билете

Больше всего выросла в цене поездка в плацкартном вагоне
В феврале 2024 года путешествие поездом дальнего следования в среднем стоило почти на треть (27,3%) дороже, чем в феврале 2023-го.

В феврале 2024 года путешествие поездом дальнего следования в среднем стоило почти на треть (27,3%) дороже, чем в феврале 2023-го.

Фото: Евгения ГУСЕВА

В феврале 2024 года путешествие поездом дальнего следования в среднем стоило почти на треть (27,3%) дороже, чем в феврале 2023-го. А в самом дешевом плацкартном вагоне нефирменного поезда — на 37%. Это данные Росстата.

Накануне весенних праздников представители туриндустрии плакались, что из-за неоднократной индексации тарифов пассажирские железнодорожные перевозки за два года подорожали почти на треть. Но теперь получается, что «на треть» - это уже всего за год. А впереди ведь лето и поездки на юг. В том числе и в регионы, куда на самолете сейчас не добраться.

ОТКУДА ТАКОЕ ПОДОРОЖАНИЕ

Данные Росстата — естественно, очень средние и скорее говорят об общей тенденции, а не о том, какую сумму денег надо готовить конкретному пассажиру.

Ценообразование на железной дороге у нас довольно сложное. Есть тарифы регулируемые, их утверждает Федеральная антимонопольная служба. Это плата за проезд в плацкартных и общих вагонах. Обычно она индексируется ежегодно примерно на уровень инфляции.

Плюс есть тарифы нерегулируемые (купе, СВ, люкс) — их устанавливают сами перевозчики. И тоже регулярно индексируют.

В 2023 году тарифы индексировались дважды: с января на 8,1%, а с декабря еще на 10,75%. Это касалось и плацкартных и общих вагонов, и части более дорогих купейных и прочих (где не действует система динамического ценообразования). По утверждению железнодорожников, это нужно для обновления подвижного пассажирского состава (то есть иначе не хватает денег на новые вагоны).

Но это — еще не вся арифметика. Примерно 95% перевозок «Федеральной пассажирской компании» (на нее приходятся почти все поезда дальнего следования, кроме тех, что идут в Крым) в купе, СВ, люкс и сидячих вагонах скоростных поездов — это динамическое ценообразование. Смысл такой: чем выше спрос на конкретные места в конкретном поезде и чем меньше их остается, тем выше становится цена — высчитывается она автоматически, с учетом заданных параметров. Примерно как и с авиабилетами.

Ну и наконец, цена билета складывается не только из тарифа за проезд, но и из платы за всякие сервисы (например, белье). Плата за услуги в вагонах повышенной комфортности в последний раз выросла с 1 января 2024 года (детали можно посмотреть на сайте РЖД, они сильно отличаются от типа вагона и класса обслуживания).

И еще с 1 января на 7% подорожал проезд в вагонах купе, СВ и люкс поездов в Крым (на этом направлении работает отдельный перевозчик, «Гранд сервис Экспресс»). Места в плацкартных вагонах крымских поездов подорожали, как и на остальных направлениях, с 1 декабря.

Фото: Дмитрий ОРЛОВ

ЧТО БУДЕТ К ЛЕТУ

Сейчас цены на начало июня, например, по маршруту Москва — Симферополь варьируются от 5511 руб. (самый дешевый плацкарт) до почти 170 тысяч рублей (люкс) в одну сторону. Купе, в зависимости от поезда, может стоить и от 9638 рублей, и от 10550 рублей, и от 12432 рублей (самый дорогой вариант — в самом быстром поезде).

Москва -Анапа — от 4919 рублей в плацкарте и от 7488 рублей в купе (верхние полки) в одну сторону. Кстати, будете смеяться, но на 3 -4 июня плацкартные места в некоторых поездах уже раскуплены полностью. Кто забыл, напомним: продажа железнодорожных билетов нынче открывается за три месяца (90 дней).

Голову во всем этом, конечно, сломать можно. Главное, что стоит помнить: при общем «среднестатистическом» подорожании варианты билетов могут быть очень разными. В том числе железнодорожники дают довольно разнообразные скидки, в зависимости от ситуации. И если очень надо уехать куда-то подешевле, лучше планировать поездку заранее и изучить разные варианты, а не покупать первый попавшийся билет сгоряча.

Фото: Дмитрий ОРЛОВ

КАК СЭКОНОМИТЬ НА БИЛЕТЕ

Вариант 1. Невозвратный тариф.

Действует в купейных вагонах при перевозках внутри России.

В нынешнем году этот тариф означает скидку в 20% от обычной стоимости билета. Но сдать его и получить обратно деньги нельзя (за исключением «уважительных» случаев типа внезапной болезни пассажира или отмены поезда).

Хороший вариант, если планы - совершенно четкие. Важно еще и то, что скидка действует в любой сезон, в том числе и самый «горячий» летний, а не только тогда, когда никто никуда ехать не хочет. Но есть детали: билет надо купить не позднее, чем за пять дней до даты отправления поезда включительно. И ехать вы будете в последнем купе вагона.

Вариант 2. Сезонные коэффициенты

Они действуют для билетов в плацкартные вагоны. И в купе и СВ тех поездов, для которых не предусмотрено динамическое ценообразование (за исключением поездов в Крым).

Смысл прост: в не сезон билеты продаются с понижающим коэффициентом к базовому тарифу (то есть дешевле), а в сезон — с повышающим (дороже). Сезонные коэффициенты утверждаются сразу на весь год (см. «Справку «КП») . Так что можно самостоятельно спрогнозировать, когда билет на тот же самый поезд вам обойдется дороже, а когда дешевле — и на сколько.

Вариант 3. Динамическое ценообразование

Оно охватывает 95% перевозок в вагонах купе, СВ, люкс и сидячих вагонах скоростных поездов «Федеральной пассажирской компании» (то есть без местных «Ласточек» - там другая система).

По этой системе цена билета может измениться буквально в течение часа или даже нескольких минут — если вдруг обнаружится повышенный или пониженный спрос.

Понятно, что в сезон «динамические» билеты взлетают в цене. Но не на все места и поезда. Как правило, на поезда, которые отправляются в 4-5 утра, спрос ниже — и система это тоже учитывает. А верхнее место будет стоить дешевле, чем нижнее.

Чаще всего, чем раньше покупается билет, тем он дешевле — стоимость возрастает по мере сокращения числа нераспроданных мест. Но не в сезон может быть и наоборот — если билеты плохо раскупают, их цена ближе к отправлению будет падать.

Фото: Дмитрий ОРЛОВ

Вариант 4. Ездить группой

Для организованных групп от 10 человек билеты продаются по специальным тарифам, со скидкой.

СПРАВКА «КП»

Сезонные коэффициенты на 2024 год

(в вагонах, где не действует динамическое ценообразование)

24 марта – 2 апреля +12% к тарифу

3 апреля – 27 апреля -9%

28 апреля – 8 мая +13%

9 мая – 8 июня +8%

9 июня – 12 июня +12%

13 июня – 31 августа +20%

1 сентября – 17 сентября +13%

18 сентября – 31 октября -10%

1 ноября – 25 декабря -12%

26 декабря – 31 декабря 0%

Сезонные коэффициенты в плацкартных вагонах Гранд Сервис Экспресс

(поезда в Крым)

21 - 31 марта +20% к тарифу

1 - 24 апреля -20%

25 апреля - 4 октября +20%

5 октября - 25 декабря -20%

26 - 30 декабря +20%

31 декабря -20%

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Как дорожали билеты на поезд

Плацкартный вагон скорого нефирменного поезда, на 100 км пути

(Средняя стоимость проезда / Изменение к предыдущему году)

Февраль 2023 - 208 руб. +32%

Март 2023 - 207 руб. +20%

Апрель 2023 - 237 руб. +36%

Май 2023 - 268 руб. +50%

Июнь 2023 - 268 руб. +25%

Июль 2023 - 269 руб. +25%

Август 2023 - 206 руб. -3%

Сентябрь 2023 - 207 руб. +14%

Октябрь 2023 - 195 руб. +9%

Ноябрь 2023 - 240 руб. +39%

Декабрь 2023 - 217 руб. +11%

Январь 2024 г. - 227 руб. +6%

Февраль 2024 г. - 290 руб. +37%

Купейный вагон скорого фирменного поезда, на 100 км пути

(Средняя стоимость проезда / Изменение к предыдущему году)

Февраль 2023 - 466 руб. +13%

Март 2023 - 490 руб. +16%

Апрель 2023 - 531 руб. +18%

Май 2023 - 562 руб. +20%

Июнь 2023 - 557 руб. +8%

Июль 2023 - 543 руб. +3%

Август 2023 - 502 руб. -3%

Сентябрь 2023 - 483 руб. +5%

Октябрь 2023 - 471 руб. +7%

Ноябрь 2023 - 484 руб. +16%

Декабрь 2023 - 528 руб. +8%

Январь 2024 г. - 525 руб. +14%

Февраль 2024 г. - 545 руб. +20%

(Данные Росстата)