Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+1°
Boom metrics
Общество22 ноября 2023 4:00

Слепая балерина стала скульптором: Лина По видела образы во сне и воссоздавала их с невероятной точностью

75 лет назад скончалась гениальная Лина По
Лина Михайловна за работой.

Лина Михайловна за работой.

Полина Горенштейн родилась 18 января 1899 года в Екатеринославе (советский Днепропетровск). Поступила в Высшие хореографические мастерские при Большом театре в Москве и одновременно - на скульптурный факультет Высших художественно-технических мастерских (знаменитый ВХУТЕМАС). Но проучилась на скульптора всего полгода: «Я не хотела разбрасываться и всецело отдалась искусству танца». Выступала на сцене под псевдонимом Лина По, который сотворила из своего имени.

Лина получила диплом режиссера-балетмейстера. Ставила спектакли, сама танцевала. Но в 35 лет жизнь ее перевернулась. Полина перенесла на ногах обычный грипп. Возникло осложнение - энцефалит. Ноги, руки оказались парализованы, полностью потеряно зрение, частично - слух. Вдобавок к этим бедам от нее ушел муж-режиссер...

Казалось, жизнь кончена.

Такой балерина была до болезни. Фото: Wikimedia Commons

Такой балерина была до болезни. Фото: Wikimedia Commons

«Настоящий мышонок»

- Два года Лина провела в столичной клинике профессора-невролога Дмитрия Шамбурова, - рассказывает директор Центрального музея Всероссийского общества слепых Алла Огаркова. - Постепенно вернулся слух, заработали руки-ноги. Но балерина осталась слепой.

Как-то она слепила из хлебного мякиша мышонка. Медсестра, увидев зверушку на постели пациентки, истошно закричала. Думала, настоящий! Для профессора же мышонок стал добрым знаком. Он посоветовал Лине заниматься лепкой, чтобы развивать моторику пальцев, отвлечься от мрачных мыслей, обрести смысл жизни. Принес пластилин, дощечку. Лина клала ее на грудь и, лежа, лепила на ней кукол, фигурки животных, людей. Здесь же, в клинике, изваяла первую свою скульптуру.

Шамбуров познакомил пациентку со знаменитым живописцем Михаилом Нестеровым.

- За ваше будущее я спокоен, - сказал тот, посмотрев ее первые работы. - Вы будете хорошим скульптором.

Лина упоенно занялась ваянием. Навыки работы с пластилином, глиной, гипсом сохранились у нее из прошлой, «зрячей» жизни. Спустя год после выписки из клиники ее скульптуры выставляют в Музее изобразительных искусств им. Пушкина и на других столичных площадках.

Мелкие детали автор делала при помощи ногтя мизинца. Фото: Александр БАТАНОВ/ТАСС

Мелкие детали автор делала при помощи ногтя мизинца. Фото: Александр БАТАНОВ/ТАСС

Проверка веером

В 1939-м Московский союз советских художников отправил к Лине для проверки солидную комиссию. Не верили, что слепая может творить такие произведения. Лина Михайловна как раз закончила лепить фигуру танцующей Кармен.

- Ваша испанка очень хороша, - сказал ей художник Борис Яковлев. - Но мне кажется, будь у нее в руке веер, стала бы еще лучше.

Лина взяла пластилин, под пристальными взорами комиссии быстрыми точными движениями вылепила миниатюрный раскрытый веер и тут же вставила его в правую руку Кармен: «Вы правы, пусть танцует с веером».

Так комиссия удостоверилась, что слепая По ваяет сама. Вскоре ее приняли в Союз советских художников.

В начале войны Лину эвакуировали в Башкирию. Она плела маскировочные сети для танков, за что была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.». И творила, хотя фигурки, слепленные утром из печной глины (другого материала не было), к вечеру разваливались...

Вдова Чехова расплакалась

- Многие работы Лины По посвящены танцам народов мира, - продолжает рассказ Алла Огаркова. - Целая галерея статуэток. Это понятно. Бывшая балерина прекрасно знала пластику тела танцующих. Аналогичная история с «Девушкой, расчесывающей волосы».

«Я мыла голову, и один поворот, жест заставил меня почувствовать образ моей будущей скульптуры, - рассказывала Лина Михайловна. - Я застыла и простояла в этой позе, вероятно, с полчаса, стараясь запомнить напряжение мускулов, все свое тело в этом повороте...»

- А как вы объясните сходство ее портретов с оригиналами?

- Лина Михайловна сама поведала историю создания бюста любимого писателя Чехова: «Этот образ пришел ко мне ночью во сне. Пришел зримо, трехмерно, я почувствовала все объемы у себя в пальцах. Я разбудила сестру и попросила замесить глину». Увидев бюст, вдова классика Ольга Леонардовна Книппер-Чехова расплакалась. Настолько похож Антон Павлович!

А Пушкин за год являлся ей во снах восемь раз. Только после этого Лина По взялась ваять Александра Сергеевича. Поэт тоже получился очень похожим.

Бюст Пушкина находится в Музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге. Фото: Исследовательский центр «Эксперт»

Бюст Пушкина находится в Музее-квартире поэта в Санкт-Петербурге. Фото: Исследовательский центр «Эксперт»

- Но почему именно во сне?

- Это феномен «внутреннего зрения» слепых. До болезни, приведшей к слепоте, балерина не раз видела портреты классиков литературы. Потом их образы красочно всплыли в ее снах.

В эвакуации она создала известную скульптуру «Возвращенное детство». Скуластая башкирская мадонна обнимает удочеренную русскую девочку, родителей которой убили фашисты. Моделью была башкирская девушка Гадибэ. Лина По долго ощупывала пальцами ее лицо, а потом по памяти лепила. Тут помогло осязание.

Весной 1948-го Лина По побывала в гостях у писателя Михаила Пришвина в подмосковном селе Дунино. Вот запись в его дневнике: «Слепая скульпторша сидела в моем кресле и спрашивала меня о зяблике, какой он и какой вид у меня перед глазами. Она просила разрешения потрогать мое лицо... Рассказывала свою удивительную историю. Она слышать не хотела, когда люди называли ее слепой. Она видела то, что ей надо было видеть в себе, и тем жила и дышала, что делала свои видения понятными для всех».

Лина Михайловна неслучайно трогала лицо писателя. Собиралась ваять его бюст. Помешала очередная болезнь. 26 ноября она скончалась на операционном столе.

Похоронили легендарную скульпторшу на Новодевичьем кладбище.

АВТОРИТЕТНО

Ваяла ночью в уме

- Обычно ночью она в уме лепила фигуру, портрет или композицию штрих за штрихом, в той последовательности, как это потом будет делаться руками, - раскрывал академик Сергей Коненков секрет творчества слепого мастера. - Так проходила она скульптуру во множестве эскизов, не прикасаясь к материалу. Лина Михайловна говорила, что уставала она в эти дни больше, чем во время лепки.

За 12 лет ослепшая балерина создала около 120 скульптурных работ. Большинство из них выставлены в столичном Музее Всероссийского общества слепых. Фото: Исследовательский центр «Эксперт»

За 12 лет ослепшая балерина создала около 120 скульптурных работ. Большинство из них выставлены в столичном Музее Всероссийского общества слепых. Фото: Исследовательский центр «Эксперт»

Лепила она пальцами, ногтем мизинца отделывая тончайшие детали лица, небольшим костяным стеком (основной инструмент скульптора в виде лопаточки. - Ред.) пользовалась лишь в редких случаях. Иногда отсутствие жесткого каркаса, который она не в силах была сделать, или деформация пластилина от тепла вызывали множество осложнений, порой доводивших скульптора до отчаяния. Только необыкновенная выдержка, терпение и любовь к своему делу давали Лине По довести произведение до конца.