Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
23 ноября 2023 4:00

Бузова берет хиты подешевле, Анна Асти на песнях не экономит: Сколько стоили самые знаменитые хиты российских звезд

«КП» выяснила, сколько артисты платят авторам за хиты
Анна Асти - одна из самых востребованных сегодня исполнительниц. Фото: Личный архив Анны Асти

Анна Асти - одна из самых востребованных сегодня исполнительниц. Фото: Личный архив Анны Асти

Еще три года назад первые строчки музыкальных чартов занимали шуточные песни Антона Пустового - «Цвет настроения синий», «Пьяная вишня», «Ибица». Хиты молодого автора пела вся эстрада - от Филиппа Киркорова до Анны Семенович. Пустовой не скрывал, что, когда его песню записал Киркоров, он стал миллионером. Стоимость треков хитмейкера доходила порой и до 2 млн рублей за одну мелодию.

Сейчас же, после пандемии коронавируса и на фоне общего мирового кризиса, на вершину хит-парадов взлетели выжимающие слезу песни о несчастной любви. На этой волне новой эстрадной «царицей» провозгласили лиричную Анну Асти. Покинув группу «Артик и Асти», Анна Дзюба (настоящее имя артистки) осталась без единого хита в творческом багаже. Цена свободы была высока - запрет на исполнение треков, которые сделали ее популярной: «Грустный дэнс», «Девочка, танцуй» и других.

Правда, из группы Анна ушла не с пустыми руками, а прихватив Диму Лорена, одного из главных авторов «Артик и Асти». Они записали альбом «Феникс», а недавно выпустили и второй - «Царица». Оба сборника вмиг разлетелись по соцсетям. Главный хит первого альбома Асти - дуэт с Филиппом Киркоровым «Хобби».

Дима Лорен прославился песнями «Грустный дэнс», «Девочка, танцуй», «Под гипнозом», «Истеричка» и продолжает создавать хиты. Фото: loren/VK

Дима Лорен прославился песнями «Грустный дэнс», «Девочка, танцуй», «Под гипнозом», «Истеричка» и продолжает создавать хиты. Фото: loren/VK

- В моей жизни все главные женщины были на букву «А», наверное, поэтому я так сблизился с Аней. Она пригласила меня к себе домой, рассказала, что ушла из группы, и предложила записать дуэт. Мы остались у камина вдвоем, и я услышал Аню, поверил в нее. И нас услышал еще один человек, автор этой песни Дима Лорен. Я считаю, он сегодняшний Игорь Николаев. Игорь ведь в свое время тоже так писал песни - чем жили, о том и пели. Поэтому тогдашние песни надолго попадали в сердце, - рассказывал Киркоров.

- Сейчас Дима Лорен - самый дорогой автор в шоу-бизнесе. Его треки стоят от 3 млн рублей, - сообщила «КП» певица и звезда ток-шоу Анна Калашникова, которая тоже планирует заказать хит у модного автора.

Не каждая мелодия может «выстрелить»

По мнению экспертов, сегодня спрос в шоу-бизнесе превышает предложение. Звезды готовы выкладывать за новые песни миллионы, но окупятся ли эти вложения - большой вопрос.

- Кроме Лорена, сейчас нет явных хитмейкеров. Очень быстро меняются запросы слушателей, сложно угадать с трендами, - объяснил «КП» промоутер Сергей Лавров. - Недавно мы обсуждали с певицей Валерией, у кого стоит купить хит. Но так и не определились, кто мог бы «выстрелить». Тут ведь какая история: не факт, что песня, которую напишет Дима Лорен для начинающего певца, гарантированно попадет в чарты. Одно дело, когда ее поет Асти в своей манере. От Ани ждут таких песен. Другому артисту могут не подойти такие слезные баллады. Похожая история была с песенником Олегом Шаумаровым, который в свое время много писал для Максима Фадеева и его артистов. В исполнении Фадеева эти песни («Орлы или вороны», «Вдвоем», «Стану ли я счастливей») гремели, а другим певцам песни Шаумарова, увы, не помогли.

Олег Шаумаров работал с Филиппом Киркоровым, Николаем Басковым, Лолитой, Славой, Максимом Фадеевым, Григорием Лепсом и другими артистами. Фото: olegshaumarov/VK

Олег Шаумаров работал с Филиппом Киркоровым, Николаем Басковым, Лолитой, Славой, Максимом Фадеевым, Григорием Лепсом и другими артистами. Фото: olegshaumarov/VK

Помните, сколько хитов для Полины Гагариной написал Геннадий Дудин - «Меланхолия», «Обезоружена», «Драмы больше нет», «Ревность»... Потом их творческий тандем распался, Дудин продавал свои песни за полтора, а то и два миллиона рублей, но они в исполнении других артистов так и не стали хитами. Каким-то чудом удается попасть в тренды создателю хита Лолиты «Раневская», экс-участнику группы «Винтаж» Алексею Романову. Его треки по-прежнему стоят очень дорого - от миллиона рублей за песню, но тут игра стоит свеч: композиции его авторства взлетают на вершины чартов.

Фадеев берет по 6 млн рублей

А вот старая гвардия песенников по-прежнему дорого оценивает свои труды. Правда, маститые композиторы пишут песни только для тех, с кем давно сотрудничают.

- У Ильи Резника и Игоря Николаева хит может стоить и 2 млн рублей. Но они не с каждым согласятся работать, для них важен талант музыканта, - говорит Сергей Лавров.

Игоря Николаева не раз признавали «Композитором года». А для знаменитой песни в исполнении Шуфутинского «Третье сентября» именно Николаев написал текст.

Игоря Николаева не раз признавали «Композитором года». А для знаменитой песни в исполнении Шуфутинского «Третье сентября» именно Николаев написал текст.

Фото: Лариса КУДРЯВЦЕВА/ЭГ

- У всех наших известных авторов немалые гонорары. У Максима Фадеева и Виктора Дробыша песни стоят несколько десятков тысяч долларов (несколько миллионов рублей. - Ред.). Впрочем, они могут и подарить песню. К примеру, Игорь Крутой иногда пишет Ирине Аллегровой по дружбе, - объясняет «Комсомолке» эксперт шоу «Пусть говорят», музыкальный критик Денис Сорокин. - Я слышал, что Фадеев писал под заказ песни для начинающих артистов и за 6 млн рублей (в Москве за эти деньги сегодня можно купить крохотную однушку, а в регионах - жилье попросторнее. - Ред.). Стали ли эти песни хитами - другой вопрос. Лучше, конечно, писать самому, как это делает, к примеру, Люся Чеботина.

Однако сама Люся, которая прославилась благодаря хиту «Солнце Монако», заверила «КП», что и у авторов-исполнителей трат немало.

- Все равно нужны дополнительные деньги на запись песни, на фотосессию для обложки трека, на видео. В итоге, даже когда пишешь сама, все равно больше миллиона рублей тратишь на выпуск песни. И никаких гарантий, что песня зайдет. Если музыкант хочет, чтобы песню услышали, нужно хорошие деньги вкладывать в раскрутку в соцсетях. Я уже могу позволить себе такие траты. А начинающим музыкантам тяжело. Приходится надеяться только на удачу, - говорит Чеботина.

А КТО ЕЩЕ?

Можно уложиться в 100 - 150 тысяч

Среди ветеранов сцены есть и те, кто оценивает свои услуги весьма скромно. К примеру, в последнее время в шоу-бизнесе все чаще мелькает имя автора Владимира Ильичева. Сейчас маэстро активно сотрудничает с Юрием Антоновым. Песни Ильичева поют Ирина Аллегрова («Переключу»), Григорий Лепс («Зима»), Стас Михайлов («Ты моя половина») и многие другие. При этом у него самый бюджетный ценник.

- У него можно купить песню и за 100 - 150 тысяч рублей. Хотя музыканту все равно потом придется потратить почти столько же на запись песни в студии, - сообщил «КП» звукорежиссер Владимир Пагов.

ПОДСЧЕТ

Антонову каждый месяц «капает» по 2 миллиона

- В советские годы была иная система, чем сейчас. Хиты исполнители не покупали, песни для них подбирали художественные руководители коллективов, - рассказал «КП» промоутер Евгений Морозов. - Сейчас таких людей называют продюсерами. Такую роль, например, в свое время играл руководитель «Веселых ребят» Павел Слободкин, раскрутивший Аллу Пугачеву и Александра Буйнова. К худрукам коллективов или же в филармонии, к которым были прикреплены артисты, из Союза композиторов поступали уже отобранные на худсоветах песни. Мол, вот вам разрешенный репертуар, пойте! Песенники зарабатывали за счет отчислений от авторского общества. Самыми богатыми тогда были Евгений Крылатов (его песни исполняли во многих фильмах) и Юрий Антонов (хиты его авторства звучали во всех ресторанах). Да и сейчас Антонов благодаря таким своим нетленкам, как «Летящей походкой», имеет более 2 млн рублей в месяц дохода за счет авторских отчислений. Безусловно, это большие деньги, но если сравнивать с зарубежными музыкантами, то тот же Пол Маккартни получает авторские в размере 80 млн долларов в год!

По словам продюсера Морозова, популярность песни напрямую зависит от музыканта, а не от автора.

- Вспомните легендарную песню «Там, где клен шумит» поэта Леонтия Шишко. Сначала ее спела в 50-е годы Людмила Зыкина. Песня прошла незамеченной. Но когда ее спустя десятилетия перепел ВИА «Синяя птица», она стала всенародным хитом, а Шишко заработал на ней 100 тысяч рублей (средняя зарплата в те годы составляла примерно 100 - 120 рублей. - Ред.). По советским временам - огромные деньги, - говорит Морозов.

По дружбе достался хит «Николай» и Николаю Баскову.

- Эта песня была написана моей замечательной подругой и прекрасной певицей Натали, - делится с «Комсомолкой» Николай Басков. - Я позвонил ей и говорю: «Наташа, напиши песню про развод. Я же как раз в разводе, не женат. У меня разные песни есть, а про развод - нет!» В итоге в первую же неделю выхода клип на эту песню собрал более 20 миллионов просмотров.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Мне «Кабриолет», тебе - велосипед

Григорий Лепс купил свой хит «Рюмка водки» у певца из Кургана Евгения Григорьева, выступающего под псевдонимом Жека, всего за 300 долларов (26 700 рублей по нынешнему курсу).

Алла Пугачева приобрела для Кристины Орбакайте песню «Лайт» у звезды «Евровидения» Юлии Самойловой за 100 тысяч рублей. А песня «Будь или не будь» обошлась Алле Борисовне в 100 долларов (около 9 тысяч рублей по текущему курсу). Этот скромный гонорар от артистки получила певица Любаша.

Хит Владимира Матецкого «Я буду жить для тебя» стоил певице Анжелике Агурбаш 40 тысяч евро (3 млн 800 тысяч рублей).

Ирина Дубцова написала песню «1000 свечей» для Филиппа Киркорова за 10 тысяч евро (970 тысяч 400 рублей).

По словам поэта Ильи Резника, Любовь Успенская, ставшая первой исполнительницей его песни «Кабриолет», раскошелилась всего на 50 долларов (около 4500 рублей). Как вспоминает Илья Рахмиэлевич, именно в эту сумму Любови Залмановне обошелся трехколесный велосипед для его сына, который артистка подарила ему в знак благодарности за песню.

ЛУЧШИЙ МОЙ ПОДАРОЧЕК

Бузова свою первую композицию получила даром

За эстрадным успехом Ольги Бузовой, как оказалось, тоже стоит старая гвардия хитмейкеров. Запеть звезду шоу «Дом-2» уговорил музыкант и продюсер Леонид Величковский (экс-участник группы «Технология» и бывший продюсер Лады Дэнс). Леонид находит для Оли молодых авторов и потом с помощью модной аранжировки создает хиты. Песни «под ключ» у Величковского стоят от 150 тысяч рублей.

Именно Величковский нашел для Бузовой ее первый хит «Под звуки поцелуев», написанный молодым автором Павлом Кирабом. По словам песенника, он заработал на этом треке «несколько тысяч долларов».

- Самая дорогая, кстати, моя песня - «Принимай меня», - рассказала «КП» Ольга Бузова. - Больше миллиона стоил только трек. Без записи, без сведения, без мастеринга. Затраты на песни большие. Но я не жалею. Я скорее жалею на одежду. Лучше песню хорошую куплю.

Но самый главный хит, как оказалось, достался Бузовой абсолютно бесплатно. Об этом не так давно рассказал звезда хип-хопа ST (Александр Степанов). Мол, он просто подарил Оле «Мало половин» и в придачу написал потом для артистки (уже за гонорар) еще две песни - «Она не боится» и «Чемпион». Правда, от авторских за «Мало половин» не отказался, получает достойные отчисления. По словам рэпера, песни его авторства стоят от 20 тысяч долларов (1 млн 800 тысяч рублей).

В ТЕМУ

Кем была утоляющая печали Натали

Интересная история и у первого хита Григория Лепса - «Натали». Песню для Григория написали по его заказу друзья - композитор Евгений Кобылянский и поэт Анатолий Долженков. В 90-е, когда Лепс пел в сочинском ресторане «1.3.7», он был безответно влюблен в девушку по имени Наташа Дебрянская. Она была пассией криминального авторитета (ныне уже покойного) и, по слухам, тогдашнего продюсера музыканта.

- Лепс страстно ее любил, до умопомрачения! Но понимал, что у него ничего не получится с ней, потому что она девушка его друга. Сильно страдал, - вспоминает приятель музыканта.

В 1996 году, через несколько дней после выхода клипа «Натали», который Гриша посвятил той самой Наталье, Дебрянская погибла в автокатастрофе. Убитый горем артист угодил с нервным срывом в больницу. Неизвестно почему, но русскую девушку Наташу похоронили на сочинском грузинском кладбище, в отдельном крыле, где покоятся и предки Григория.

- У Наташи нет памятника, - вспоминает знакомый Дебрянской. - Только надгробие. На нем выгравирована Мадонна. Гриша, когда приезжает в Сочи, приходит к ее могиле.

ЗАКУЛИСЬЕ

«Девочка моя синеглазая» Жени Белоусова - не про женщину, а про компьютер

Хит «Девочка моя синеглазая» достался покойной звезде 80-х Жене Белоусову абсолютно бесплатно. Артиста взяли под свое крыло поэт Любовь Воропаева и композитор Виктор Дорохин. Написали для Жени несколько песен, которые до сих пор крутят на радио.

Парадокс: пародийный текст песни публика восприняла всерьез! Фото: Евгений МАТВЕЕВ/Global Look Press

Парадокс: пародийный текст песни публика восприняла всерьез! Фото: Евгений МАТВЕЕВ/Global Look Press

Как рассказывает Любовь Воропаева, они зарабатывали в те годы весьма неплохо, поскольку делили с Белоусовым прибыль с его концертов.

- Песня «Девочка моя синеглазая» посвящена исключительно компьютеру Виктора Дорохина, который мы между собой называли «синеглазой девочкой», - призналась «КП» Воропаева. - Этот хит я написала в качестве пародии и издевки над Виктором и Женей. Они мне говорили: можешь спрятать свою поэтическую натуру далеко-далеко и сделать нам простой, пошлый текст? К тому времени мы написали для Жени песню «Алушта» - красивую, лиричную. Уже была готова песня «Ночное такси». Но Женя с Виктором говорили, что «Алушта» - это пробный шар, а «Ночное такси» - это второй хит, а первого хита нет. И они меня мучили страшно! И я просто в качестве стеба за полчаса написала на кухне «Девочку мою синеглазую» и в конце оставила приписку «Пошли вы оба на...» (смеется).

Подсунула этот листок им под дверь кабинета, и вдруг вылетает сияющий Дорохин, обнимает меня: «Это то что надо! Это стопроцентный шлягер!» И у Женьки была точно такая же реакция: «Люба, наконец-то! Витя, пиши скорее музыку!»

После выхода этой песни богатство просто свалилось на нас. Мы были так заняты, что у нас не было времени считать деньги. В стране был дефицит, ничего толком не купить.

С черного входа приходилось отовариваться. Брали все на две семьи - на нас и на Женю. Плюс еще Женя отсылал все это своей маме и жене Лене. По современным понятиям денег у нас было очень много, но мы не могли превратить их во что-то ценное.

Как только была возможность, скупали все. Предлагают японские холодильники - берем сразу два. Потом купили по стиральной машине итальянской. Стиралки нам привезли с инструкцией, где все было на итальянском. А тогда интернета не было, вот мы и сидели с женой Белоусова Ленкой ночами и пытались понять, как пользоваться этой машинкой. Когда появились первые кооперативные магазины, мы туда заходили и скупали все, что лежало на полках. Какие-то несчастные китайские часы, турецкие майки, жуткие сервизы для микроволновок. Потом, конечно, все это раздаривали.

Машину Женя и Виктор взяли прямо с завода АЗЛК. Женька купил синий «Москвич», а мы - белый. Чуть позже купили еще по «девятке» прямо с завода в Тольятти. Потом кто-то предложил иномарку, Женя сразу загорелся: «Хочу!» Взяли ему маленькую «Хонду».

Мы не зацикливались на этих гонорарах. Думали о творчестве, потому что были очень молодыми, амбициозными.