Премия Рунета-2020
Россия
Москва
0°
Boom metrics
Общество26 ноября 2023 21:01

Пункты выдачи заказов, рестораны и интернет-магазины - какие компании пользуются спросом и где сегодня можно купить готовый бизнес или франшизу

Лидером первого рейтинга интернет-ресурсов, где сегодня можно найти и приобрести готовый бизнес или франшизу, стал Авито

В октябре 2023 года агентство “РБК Исследования рынков” представило первый рейтинг интернет-ресурсов, где сегодня можно найти и приобрести готовый бизнес или франшизу. Лидером рейтинга и самой популярной платформой - по итогам анализа количества и динамики обновления предложений и опроса деловой аудитории сайта РБК, которые за последний год интересовались покупкой готового бизнеса или франшиз, - стал Авито. По итогам исследования, 87 процентов предпринимателей назвали Авито площадкой, которую они используют с целью поиска предложений о продаже готового бизнеса. Еще 74% бизнесменов обращаются на Авито для выбора и покупки франшизы.

“Комсомолка” разобралась, как Авито за несколько лет прошел путь от классифайда до самой популярной площадки для B2B-коммерции, какие компании и сферы деятельности сегодня пользуются спросом у россиян и как грамотно подойти к выбору готового бизнеса или франшизы.

ПОВОРОТНЫЙ 2022 ГОД

Пандемия и события в мире, которые за этим последовали, без преувеличения перевернули сознание миллионов людей. Факторов много, но тенденция прослеживается вполне ясная.

Сегодня почти 70 процентов жителей России подумывают о собственном бизнесе, при этом каждый третий изучает этот вопрос тщательно и в деталях. Таковы данные исследования, проведенного аналитическим центром НАФИ (Национальное агентство финансовых исследований) и обнародованного в июне 2023 года. В своем бизнесе людей привлекает потенциально более высокий доход, отсутствие контроля со стороны руководства и возможность самостоятельно управлять рабочим графиком.

По словам экспертов, поворотным стал 2022 год: многие специалисты должны были пересмотреть привычную структуру доходов и вышли на рынок в поисках новых источников заработка. По разным оценкам, количество регистраций новых ИП и ООО год к году выросло примерно втрое, пришло время изменений, пертурбаций, смены мест жительства, поиска новых возможностей и так далее.

- В последнее время мы наблюдаем, как растет в России интерес к предпринимательству. Пандемия разогнала этот тренд: мир изменился и продолжает трансформироваться. Весной 2022 года тенденция только усилилась - из-за приостановки работы и ухода иностранных компаний на рынок вышли большое количество классных специалистов с накопленным опытом опытом, пониманием бизнеса и капиталами, готовые инвестировать во что-то свое, - рассказал “Комсомольской правде” руководитель макрокатегории "Готовый бизнес и франчайзинг" и "Оборудование и товары для бизнеса" на Авито Илья Дудковский.

По статистике платформы, вместе с числом предложений о продаже компаний или развитии франшиз, на Авито активно растет и количество посетителей, интересующихся вложениями в готовый бизнес. В компании это называют “эффект снежного кома”: ежемесячная аудитория платформы превышает 60 млн пользователей по всей стране, а категорию «Готовый бизнес и франчайзинг» посещают почти 3,4 млн действующих или потенциальных предпринимателей. Это те, кто, возможно, пока думают о покупке бизнеса и только присматриваются к предложениям. Часть из них задают вопрос, звонят по предложениям или пишут в чат –то есть совершают шаги в поиске актива.

БИЗНЕС УЖЕ НЕ КАЖЕТСЯ ТАКИМ РИСКОВАННЫМ

Кто же эти 70 процентов людей, которые за последние два года пришли к идее развивать собственное дело?

По словам экспертов, среди них много специалистов среднего звена, которые успели поработать в компаниях и корпорациях, набраться опыта и приобрести полезные навыки. Именно они все чаще задумываются над тем, чтобы уйти в “свободное плавание”.

- Для них покупка готового бизнеса или франшизы - это возможность диверсифицировать источники доходы, - объясняет Илья Дудковский. - Более того, у них чаще всего есть и накопленный капитал. Для одних ключевым фактором является возможность работать на себя, а доход в перспективе может превзойти альтернативные предложения от работодателей. Для других - это отличная возможность попробовать себя в чем-то новом в изменившихся обстоятельствах.

К слову, как показал опрос, проведенный исследовательским агентством ORO в сентябре 2023 года, основной причиной для покупки готового бизнеса и франшизы предприниматели называют желание увеличить текущий заработок (51 процент опрошенных). В числе других факторов - желание заняться тем делом, о котором всегда мечтал (41 процент) и инвестировать средства (31 процент). Для 24 процентов опрошенных это связано с готовностью сменить сферу деятельности.

- Во времена перемен многие сумели изменить свое отношение к бизнесу как рисковому делу, - объясняет Илья Дудковский. - Тем более, если речь идет о малом или даже микро-бизнесе, где процессы и инструменты управления кажутся более прозрачными и понятными.

По его словам, риски сохраняются всегда, но многих ошибок можно избежать, если грамотно подойти к выбору бизнес-направления или конкретной компании.

ГОТОВЫЙ БИЗНЕС ИЛИ ФРАНШИЗА?

Кто-то рассматривает все предложения, а кто-то готов вкладываться только во франшизу. В чем разница?

- Покупая готовый бизнес, вы приобретаете уже сформировавшийся актив, который может максимально быстро начать приносить прибыль. У готового бизнеса уже есть помещение, оборудование, сотрудники обучены, процессы работают, - объясняет Илья Дудковский. - Бренд принадлежит вам, и вы можете делать с ним, что захотите.

Те же, кто ищет франшизу, предпочитают начинать свое дело самостоятельно, но “под крылом” уже известного франчайзера. При этом они избегают возможных рисков, связанных с опытом управления предыдущим владельцем бизнеса. Иными словами, не покупают накопленные ошибки или потенциальные долги прошлого владельца, если такие есть.

- Дополнительным преимуществом покупки франшизы является доступ к уже популярному и раскрученному мастер-бренду с лояльной аудиторией, готовым пулом поставщиков и отработанными бизнес-процессами, которые можно быстро и легко тиражировать на свое открывшееся предприятие, - добавляет Илья Дудковский.

ЧТО ПОКУПАЮТ

Довольно предсказуемо, большинство россиян не покупает фабрики и заводы - такие капиталы есть не у каждого. Плюс, производство требует более спецефических, профессиональных знаний. Для микро, малого и среднего бизнеса ТОП-3 приоритетных направлений для поиска возглавляют пункты выдачи заказов, они стабильно удерживают лидерство на протяжении последних нескольких лет. В то же время, по словам Ильи Дудковского, заметно вырос спрос на покупку предприятий общественного питания.

- Этот тренд мы наблюдаем с начала прошлого года, а в текущем году предприятия общественного питания вошли в тройку и заняли вторую строчку среди самых крупных категорий на платформе по доле спроса. Интерес к вложениям в этот бизнес можно объяснить развитием внутреннего туризма и ростом популярности ресторанных франшиз. С одной стороны, мы видим, что все больше россиян начинают активно путешествовать по стране и хотят иметь возможность посещать местные кафе и рестораны. С другой - с уходом иностранных заведений быстрого питания владельцы российских сетей активно проявляют интерес к развитию франчайзинговых сетей в регионах, - говорит Илья Дудковский.

Замыкают тройку самых востребованных направлений интернет-магазины. В частности, онлайн-торговля: спросом пользуются компании, которые помогают предпринимателям с регистрацией магазинов на популярных маркетплейсах или предлагают комплексные решения по работе с онлайн-площадками, которые включают помощь с подбором ассортимента для интернет-магазина, поиском надежных поставщиков как внутри страны, так и за рубежом, и логистику.

- Мы благодарны предпринимателям за то, что они оценили наши усилия и выбирают нас. Из разговоров с бизнесом мы видим, что рекомендации, популярность и инновационность остаются теми ключевыми качествами платформы, которые обеспечивают готовность инвесторов или владельцев компаний рассмотреть возможности приобрести готовый бизнес или франшизу на Авито. Мы активно работаем над тем, чтобы сделать платформу еще более удобной и безопасной для пользователей. В частности, мы планируем и далее развивать, и вводить новые инструменты, которые помогут потенциальным покупателям легче находить целевой объект, - заключает эксперт.

КУПИТЬ БЕЗ РИСКА. СОВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ

Вкладывая деньги в уже готовый проект, вы приобретаете налаженные и отработанные процессы, также контакты партнеров и поставщиков - можно сразу начинать зарабатывать! Но, разумеется, к выбору бизнеса стоит подойти со всей серьезностью.

— Выбирайте направления, где у вас уже есть опыт, квалификация или хобби, — советует Илья Дудковский, руководитель макрокатегории «Готовый бизнес и франчайзинг» НА Авито. — Логично, если врач-стоматолог захочет купить стоматологическую клинику, парикмахер — салон красоты, а работник производства — собственное производственное предприятие.

Обычно стоимость бизнеса равняется его годовой прибыли (то есть прибыль за месяц умножаем на 12). В некоторых случаях ценник будет выше - речь, например, о салонах красоты или ресторанах, если они располагают дорогим оборудованием и недавно сделали ремонт.

Фото: Shutterstock

Считается, что готовый бизнес с доходностью от 100 тысяч в месяц стоит около 2 миллионов рублей и окупается за 20-22 месяца, то есть примерно за 2 года. В идеале, за полтора. И совсем замечательно, если за год.

Не стесняйтесь задавать собственнику и брокеру, который сопровождает сделку, любые вопросы. Почему решили продать проект? “Хороший” ответ - выгорел или переключился на другой бизнес. “Плохой” - появились препятствия для работы, в том числе на законодательном уровне, или же поблизости открывается сильный конкурент.

Будет ли продлеваться аренда с собственником помещения? Включен ли в цену товарный остаток? Глупых и неуместных вопросов здесь быть не может.

И обязательно изучите отзывы в Сети, если речь идет о сфере услуг и общепите. У пункта выдачи или кафе, к которому вы присматриваетесь, может быть уже подмочена репутация - исправить это будет сложно. В то же время отзывы укажут на слабые места, с которыми стоит поработать.

В общем и целом, лететь в бизнес сломя голову - плохая идея. Выезжайте на место, где расположена точка, оцените локацию, проходимость и удобство для клиентов. Здраво оценивайте все плюсы и минусы, берите паузы на раздумие и помните: маловероятно, что кто-то решит продавать успешный бизнес за небольшую цену.

Реклама. ООО “КЕХ КОММЕРЦ”. ИНН 7710668349 erid: LjN8KPZVU