Социологический опрос показал: судя по всему, в наших больницах сейчас лечат лучше, чем в поликлиниках.
Фото: Александр ГЛУЗ
Около 40% российских пациентов в целом удовлетворены качеством и доступностью медпомощи по полису ОМС. А примерно каждый пятый (21,9%) — не доволен. Такие данные представила замдиректора исследовательского центра «Социальная механика» Татьяна Фомина на круглом столе в рамках XIV Всероссийского конгресса пациентов, который проходит в эти дни в Москве.
При поддержке Всероссийского союза пациентов (ВСП) специалисты центра провели социологическое исследование «Оценка доступности и качества медицинских услуг по полису ОМС в РФ в 2023 году». Участниками стали более 1700 респондентов из 81 региона России. Опрос показал: судя по всему, в наших больницах сейчас лечат лучше, чем в поликлиниках.
Претензии к амбулаторной медпомощи (приемы у врачей «районок», сдача анализов, УЗИ и т. д.) высказали почти четверть пациентов, 24,4%. Тогда как лечение в стационарах не устроило только 14% больных. А 56% заявили, что «удовлетворены в той или иной степени» (в поликлиниках этот показатель 43%).
Эксперты по здравоохранению подтверждают: ситуация в первичном (амбулаторном) звене действительно более сложная. С одной стороны, здесь самая высокая нагрузка на врачей. Ведь все мы первым делом идем к терапевту или вызываем врача на дом. С другой стороны, дефицит докторов и медсестер в поликлиниках острее, чем в больницах. Сами медики нередко признаются, что в стационарах зачастую работать с профессиональной точки зрения интереснее и выплаты больше.
Эксперты по здравоохранению подтверждают: ситуация в первичном (амбулаторном) звене действительно более сложная.
Фото: Артем КИЛЬКИН
Чем недовольны пациенты в поликлиниках
Топ-3 самых частых претензий выглядит так:
1. Долгое нахождение в очереди перед кабинетом врача (более 20 минут от назначенного времени) - 85%.
2. Отсутствие нужного специалиста в поликлинике и (или) невозможность к нему записаться - 84%.
3. Невозможность получить все необходимые услуги в одном месте - 83,6%.
Также пациенты жалуются на такие трудности:
- долгое ожидание приема узкого специалиста после записи (более 14 рабочих дней, положенных по закону) - 79%;
- сложно дозвониться до поликлиники, чтобы записаться на обследование, прием или получить справочную информацию - 75,9%;
- долгое ожидание инструментальных исследований - рентген, МРТ, КТ, УЗИ (по закону срок ожидания обследования - не более 14 рабочих дней) - 71%.
«Примерно таким же был рейтинг наиболее распространенных проблем и в прошлом году, - отметила Татьяна Фомина. - А вот с затруднениями при вызове врача на дом сейчас сталкиваются меньше пациентов. В 2022-м этот показатель составил 57%, в текущем году - 48,5%».
Что касается больниц, то, оценивая их работу в целом более высоко (см. выше), россияне называют самой частой проблемой необходимость покупки лекарств за свой счет. Напомним, что по закону при стационарном лечении назначенные врачом препараты должны выдавать бесплатно.
Почти каждый пятый опрошенный пациент (18,4%) заявил, что недоволен отношением медперсонала, включая «некорректное поведение медицинских работников». При этом нужно иметь в виду, что больные люди из-за своего сложного состояния не всегда оправданно обвиняют врачей и медсестер, говорят специалисты. В целом же медикам доверяют (удовлетворены отношением к себе в той или иной степени) около половины пациентов. Над повышением этого показателя нужно серьезно работать, признали участники круглого стола. Известно, что успех лечения на 30-50% зависит от взаимопонимания между доктором и больным.
Также эксперты отметили, что все больше людей готовы отстаивать свои права, если сталкиваются с проблемами при попытке получить медпомощь. «Давно пора перестать верить в миф, что врачи «будут мстить», если на них пожалуешься. Практика постоянно подтверждает: это не так. Если пациенты, чьи интересы нарушены, обращаются за помощью в свои страховые медицинские организации, то в дальнейшем отношение к ним более внимательное. И медпомощь оказывают более качественно», - подчеркнул президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко.
По данным исследования, при проблемах с получением медпомощи россияне чаще всего идут к руководству поликлиники или больницы (34%). Либо обращаются в страховую компанию, выдавшую полис ОМС (29%). Напомним, страховщики по закону уполномочены оказывать содействие в защите прав пациентов.
На третьем месте - жалобы в Минздрав. На четвертом - в региональные органы здравоохранения. На пятом - в прокуратуру.