Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-1°
Boom metrics
Общество24 ноября 2023 19:16

Устойчивое развитие и роль образования: Как меняется подход в подготовке кадрового резерва

Эксперты дискуссионного клуба Ecumene обсудили вклад России в мировую образовательную повестку

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Дефицит кадров – серьезный вызов для российской экономики, отметил на одном из совещаний премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Восполнять его, прежде всего, призваны вузы нашей страны. Именно им отведена ключевая роль по данному направлению, включая важность непрерывного развития дополнительного профессионального образования – ключевого фактора повышения профессиональных навыков во многих специальностях (врачи, программисты, финансисты и т.д).

- Образование становится одним из ключевых инструментов для достижения целей устойчивого развития, - подчеркнул программный директор Ecumene Сергей Рыбаков. - Будучи одним из традиционных и самых масштабных социальных институтов и процессов функционирования общества, образование начинает трансформировать свое содержание и форму развития, чтобы наиболее эффективно способствовать дальнейшему выживанию и развитию цивилизации.

Вице-президент НИУ ВШЭ, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина подчеркнула: о качестве образования в России говорит тот факт, что каждый четвертый Нобелевский лауреат получил окончил вуз в нашей стране. А чтобы вузы могли и дальше совершенствовать свои обучающие программы, необходимо делиться практиками на подобных дискуссиях.

- И «Комсомолка» в этом плане уникальна, - отметила Ирина Карелина.

В ответ генеральный директор медиагруппы «Комсомольская правда», главный редактор Олеся Носова рассказала, наша основная аудитория – это родители и педагоги, поэтому тема образования для нас важна.

Генеральный директор медиагруппы «Комсомольская правда», главный редактор Олеся Носова.

Генеральный директор медиагруппы «Комсомольская правда», главный редактор Олеся Носова.

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

- Мы долгое время были самой читающей страной, сейчас уже нет, но это не значит, что мы не должны оставаться самой образованной страной, - резюмировала Олеся Носова. – Работая с аудиторией, мы видим запрос на образовательные вещи. Так, например, большой популярностью пользуется наш видеопроект «Культурный минимум», в 2-3 минутных роликах которого мы рассказываем о каких-то простых вещах, которые важно знать молодому поколению.

В УПРАВЛЕНЦЫ СО СТУДЕНЧЕСКОЙ СКАМЬИ

Ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Председатель Совета ректоров Санкт-Петербурга и Ленинградской области Алексей Демидов рассказал, что сегодня в вузах непростая ситуация с кадровым резервом для преподавательского корпуса, управленческого персонала, проректоров.

- Вопрос кадрового резерва в российской системе образования достаточно серьезно ставится еще и по причине того, что средний возраст преподавателей достаточно высок во многих вузах, - отметил Алексей Демидов. - Конечно, не возраст преподавателя определяет их работу и востребованность, но тем не менее тот факт, что такой критерий вводится для оценки деятельности вузов. уже говорит о многом. Мы пониманием, что выпала практически целая возрастная группа поколения преподавателей уровня 45-55 лет, когда работать в вузах было настолько непросто и с финансовой, и с других точек зрения, непросто было и преподавателям. Надо, конечно же, искренне поблагодарить тех, кто в не самые простые годы, не просто преподавал в вузах, а сохранил традиции и ценности системы образования, и это настоящее подвижничество.

Ректор привел пример своего университета, где вся профориентационая работа, работа по приему, во многом ведется самими студентами, которые уже, по сути, являются сотрудниками вуза, и они становятся молодыми управленцами вуза, начиная с 22 лет, сразу после его окончания.

- На сегодняшний день из 8 проректоров по Университету промышленных технологий и дизайна, четверо до 40-ка лет, но при этом они уже имеют стаж работы проректорами более 8-ми лет каждый, - сказал Демидов. - Все они прошли наш кадровый инкубатор, как мы называем для себя, когда они, будучи студентами вуза, начиная со 2-3 курса, совмещая с учебой на дневном отделении, уже начинали работать в приемной комиссии в довузовской системе, довузовских школах. Это давало им возможность не просто получать зарплату, а почувствовать и узнать лучше свой университет. В итоге по окончании вуза многие из них занимают посты начальников управлений, руководителей отделов, преподавателей.

- Предлагаю рассматривать высшее образование, как элемент государственной кадровой политики. Есть ощущение, что из роли представителей образования сам образовательный процесс становится самоцелью, не связанной с потребностями реального рынка труда, - дополнил и.о. Директора ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин. - В этом смысле мы более явно чувствуем связь образования и кадровой политики в единой системе публичной власти, потому что самоопределены как целостный системообразующий элемент единой системы публичной власти, ответственные за первичную подготовку студентов на программах высшего образования и личностно-профессиональное развитие слушателей "вторичную подготовку" - на программах повышения квалификации, профпереподготовки и подготовки кадров высшей квалификации.

И.о. Директора ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин.

И.о. Директора ИГСУ РАНХиГС Руслан Корчагин.

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Если раньше в системе образования Советского Союза, по словам Руслана Корчагина, у нас были отдельные университеты, которые готовили кадры для высшей школы, институты - для подготовки специалистов для отраслей народного хозяйства, отдельную систему высших партийных школ и Академию общественных наук при ЦК КПСС, для подготовки партийных кадров, нам необходимо извлечь опыт и подумать над пересборкой образовательной системы, которая будет результативно и эффективно работать в современных условиях.

- Хотел бы обратить внимание, когда обращаюсь к студентам, говорю о том, чтобы они извлекали опыт прошлого, действовали в настоящем и мечтали о будущем, - сказал эксперт. - В моем представлении мы должны готовить студентов, которые приходят к нам за первым образованием, из будущего их профессиональной деятельности, используя инструменты педагогики. Но с теми, кто уже работает, мы в первую очередь должны работать из настоящего, используя инструменты андрагогики, потому что они более субъектны, они задают нам конкретные вопросы, на которые ждут конкретные, релевантные ответы на их запросы, а они [запросы] из настоящего. Все это предполагает более активное взаимодействие с работодателями и работу с их ожиданиями.

ОЛИМПИАДА OPEN DOORS КАК ВХОДНОЙ БИЛЕТ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ

А знаете ли вы, что иностранная молодежь, которая приезжает учиться в Россию в большинстве выбирает три направления – финансовый менеджмент, предпринимательство, информатика и искусственный интеллект. Об этом рассказала вице-президент НИУ ВШЭ, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные Университеты» Ирина Карелина. Однако наши университеты предъявляют действительно высокие входные требования по качеству образования в магистратуру и аспирантуру. Иностранный абитуриент часто не соответствует тем критериям, которые мы предъявляем для того, чтобы он мог учиться в российских университетах. Государственная повестка диктует, что как минимум 425 тысяч иностранных студентов нужно привлечь в наши университеты. Сейчас количество квот – 30 тысяч. Однако пока нет возможности заполнить их на том уровне, на котором хотелось бы.

Вице-президент НИУ ВШЭ, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина.

Вице-президент НИУ ВШЭ, исполнительный директор Ассоциации «Глобальные университеты» Ирина Карелина.

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

- Один из наших флагманских проектов – Олимпиада Open Doors, - сказала она. - Этот проект мы задумали еще в 2017 году. Надо сказать, что не сразу нам удалось его развернуть и сделать таким успешным и масштабным, каким он является на сегодняшний день. Во-первых, этот проект направлен на привлечение только иностранных граждан в магистратуру и аспирантуру российских университетов. Все наши университеты прекрасно владеют технологиями привлечения иностранных граждан в бакалавриат: мы умеем работать со школьниками, с их родителями, через панели Россотрудничества работаем очень активно. Но магистратура и аспирантура оказалась той сложной ступенью, перешагнуть которую даже ведущим университетам, интегрированным в международную повестку, оказалось очень сложно. Во-вторых, это меняет нашу ментальность. Кого мы хотим получить? Мы хотим воспитать будущих исследователей? Мы хотим, чтобы после того, как они у нас защитили кандидатские диссертации, а затем уехали в свою страну о создали с нами в коллаборации? Или мы хотим, чтобы они остались в нашей научной повестке и были тем самым необходимым элементом и проводником резерва кадров, владеющим международным опытом?

Эксперт отметила, что здесь возникает огромное количество инструментов, которые используют университеты. Это и постдоки – люди, которые, защитив свои диссертации, получили первый реальный опыт в исследовательских проектах. Сейчас такие программы делает примерно 2/3 наших ведущих вузов, привлекая из других организаций к себе молодых исследователей, которые недавно защитили диссертации.

НИУ ВШЭ в свое время выступила одним из первых университетов, которые создали программу кадрового академического резерва и стала делиться опытом, как это делать и какой результат можно получить от этой программы.

НЕ ВОСТОКОВЕДЕНИЕМ ЕДИНЫМ

Сегодня, в связи с заметным расширением взаимодействия России со странами Азии и Африки, первейшим вопросом является подготовка нового поколения специалистов, связанных с Азией и Африкой. Об этом говорил директор Института стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Маслов. Актуальной становится подготовка кадров в области взаимодействия с этими регионами, создание практикоориентированных программ, повышения качества и профессионализма преподавания.

- Одновременно это должно способствовать и продвижению российских образовательных интересов в данных регионах, а также установлению новых партнёрств в области науки и технологий с ведущими научно-образовательными школами стран Азии, прежде всего Китая, - сказал Алексей Маслов. - Сегодня уровень и охват подготовки явно недостаточен, серьёзные подходы к изучению этих регионов подменяются изучением восточных языков или отдельных аспектов. В настоящий момент крайне важным является создание системы комплексной подготовки нового поколения специалистов по странам Азии и Африки на базе ведущих российских школ.

При поддержке Минобрнауки РФ была разработана программа подготовки востоковедов и африканистов. Впервые за 40 лет Россия обращает внимание на целевую подготовку специалистов по этому региону.

- Это значит, что государство будет выделять специальные стипендии востоковедам, поддерживать практикоориентированные программы, которые отвечают современным вопросам взаимодействия с Азией и Африкой, поддерживать годовые и полугодовые стажировки, будут созданы группы лабораторий по ведущим университетам для подготовки молодого поколения до 39 лет в области Азии и Ближнего Востока, - подчеркнул эксперт.

ЗОЛОТОЙ ВЕК ГЕОЛОГИИ

Огромная работа в области международного сотрудничества проводится и в сфере экологии. Ректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Юрий Панов уверен, наступает еще один золотой век геологии, в стране разрабатываются большие программы по геологоразведке. В связи с этим в мире к нашему геологическому образованию огромный интерес. Ведь авторитет русской, советской, российской геологической школы непререкаем в мире.

Ректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Юрий Панов.

Ректор Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе Юрий Панов.

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

- Мы чувствуем огромный интерес к нашему университету со стороны зарубежных студентов, - сказал Юрий Панов. - Только в прошлом году в университете побывали полномочные представители более 36 стран мира, в основном, это страны Африканского континента, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Все страны интересует, особенно Африку, два аспекта: недропользование и сельское хозяйство. В марте под эгидой Минобрнауки РФ провели в нашем университете форум «Россия - Африка: сотрудничество в сфере образования, науки и технологий в области недропользования», в котором приняли участие представители 28 государств. Сегодня мы активно развиваем образовательное и научное сотрудничество с рядом Африканских стран и стран Юго-Восточной Азии.

УСПЕТЬ ПОЙМАТЬ ТРЕНД

Об учете базовых трендов, являющихся важной частью нашего собственного корпоративного обучения в системе высшей и общей школы, говорила президент Южного федерального университета, Председатель Совета ректоров вузов Юга России Марина Боровская.

- Инструменты обучения нам известны, образовательные программы - инструмент прекрасный. Иногда мы увлекаемся структурными изменениями, которые нас затягивают, - отметила она. - Но, мне кажется, мы, как профессиональное сообщество, должны задуматься о содержании образовательных программ – и в этом наша главная и важная задача. Как только мы поймём, что именно содержание программы, умение поймать тот тренд, который родится через 3-5 лет, куда выйдут наши выпускники, должен стать важнейшей частью процесса воспитания востребованных кадров, именно они будут закалены той самой рамкой, в которой находится глубина и содержание образовательной программы. Ну и конечно, тренды, которые складываются. Вот несколько лет мы вроде как уловили тренд и сразу появились IT- специалисты, программисты и IT-компании как результат развития отрасли. И за 3-8 лет эти специалисты стали ведущими топ-менеджерами в каждой из компаний, работающих в цифровом мире.

Президент Южного федерального университета, Председатель Совета ректоров вузов Юга России Марина Боровская.

Президент Южного федерального университета, Председатель Совета ректоров вузов Юга России Марина Боровская.

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Сформировалась целая отрасль IT. Насколько в этой области нужны только айтишники? Нет, нужны специалисты всех профилей: экономисты, физики, биологи, управленцы, потому что именно они меняют содержание и обеспечивают цифровых технологий как отрасли. Сейчас мы находимся на этапе формирования новой отрасли - экологии. Нужны не просто специалисты со знанием экологии, а специалисты, понимающие, что экономические модели меняются, безотходное производство становится трендом, и целый происходит целый ряд других преобразований. Если в 60-е годы мы уже имели такой уровень развития, обращали внимание на безотходное производство и циркулярную экономику, сегодня важно понимать, что за счет развития цифровых технологий у нас снова расширяются возможности, и это должно найти отражение во всех наших направлениях подготовки, от создания новых материалов, отработки социологических, когнитивных процессов, которые происходят в этой сфере до развития необходимых навыков и компетенций путём создания биологических и геологических станций как части образовательных практик обучающихся. Сегодня студенты требуют реальных компетенций. Это позволит создавать базовую основу в соответствии с целями устойчивого развития, которые сейчас для нас важны.

Молодёжь хочет понимать, в каких глобальных научно-исследовательских процессах она участвует, и в решении каких мировых задач могут пригодиться их знания. Например: охрана окружающей среды, питьевой воды, лечение рака, исследования космоса.

БЕЗ УЧАСТИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ НЕ ОБОЙТИСЬ

- Связка вуза с работодателями позволяет успешно реализовывать стратегию подготовки кадров под существующий запрос и быстрые изменения, — отмечает ректор УрФУ Виктор Кокшаров. — Мы вовлекаем индустриальных партнеров в образовательный контур, только так можно подготовить кадры максимально эффективно. Задача практикоориентированности решается в УрФУ через проектную деятельность и привлечение к этому процессу представителей предприятий. Это позволяет нашим студентам получать дополнительную профессиональную квалификацию, и заказчиками здесь выступают индустриальные партнеры».

Ректор УрФУ подчеркивает, что сейчас проектным обучением в вузе охвачено 21 500 студентов, а к 2025 году эта цифра должна превысить 30 000. В 2023/24 учебном году количество основных образовательных программ в проектном формате составит 226, проектов — около 5 500, партнеров — 400, а количество проектов, реализованных по заявкам партнеров, — около 2500. Доля студентов, обучающихся в проектном формате, сейчас составляет около 45%.

Совместно с индустриальными партнерами в УрФУ разработали и запустили образовательные программы, которые максимально отвечают требованиям рынка труда по конкретной специализации. Речь идет о программах с такими компаниями, как «СКБ Контур», ТМК, «Синара», «ВГТРК-Урал», «УГМК-здоровье», «Сбербанк», «Наумен», НПО автоматики, «МРСК-Урала», СВЭЛ, АО «РЭС Групп».

Большие надежды в УрФУ возлагают на проект «Цифровые кафедры», который поддерживает баланс спроса и предложений на рынке труда IT-отрасли, обеспечивает приоритетные отрасли экономики высококвалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями. Для реализации обучения в 2022 году разработано и утверждено 25 программ дополнительного профессионального образования, а до конца 2023 года их будет уже 30.

- В рамках участия в программе «Приоритет-2023» у студентов УрФУ есть возможность получения дополнительной квалификации в 158 образовательных программах бакалавриата и специалитета одновременно с освоением основной программы, — говорит Виктор Кокшаров. — В 2023/24 учебном годудополнительных образовательных программ будет уже более 50, количество дополнительных квалификаций — более 25, а численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования с правом получения на бесплатной основе дополнительной квалификации, — более 22 000.

ВРЕМЯ БЕРЕЧЬ РЕСУРСЫ

Устойчивое развитие – это про ответственное использование любых ресурсов: природных, денежных, времени людей.

- В этом смысле, когда студент сейчас кое-где и кое-как учится несколько лет, чтобы получить какой-то диплом, а потом не находит работу или устраивается курьером, менеджером в торговый зал, — это тоже непроизводительное расходование ресурсов общества, - подняла непростую тему партнёр «Яков и партнёры» Елена Кузнецова. - На этого студента масса времени и усилий людей потрачены, да и он сам нерационально растратил годы своей жизни. Необходимо помочь всей нашей системе образования правильно сориентировать студента и подготовить его так, чтобы он был востребован и принес наибольшую пользу экономике и обществу в целом, и в то же время сам получил наибольшее удовлетворение от того, что он делает.

Партнёр «Яков и партнёры» Елена Кузнецова.

Партнёр «Яков и партнёры» Елена Кузнецова.

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Эксперт рассказала, что нужно приблизиться к работодателям, как делают наши лучшие университеты, распространить эти лучшие практики на все университеты, лучше подготовить студента к рынку труда, – исключительно важно особенно сейчас, когда люди становятся самой большой ценностью.

- Мы переходим к дефицитному рынку труда, к экономике высоких зарплат, что, кстати, хорошо для устойчивого развития, поскольку, на мой взгляд, высокие зарплаты способствуют социальной устойчивости общества, а также стимулируют компании внедрять лучшие возможные технологии, - отметила Елена Кузнецова. - Поэтому не потерять каждого человека, помочь ему лучше подготовиться и найти свое место в обществе и жизни – самая важная задача в системе образования.

С другой стороны к теме ресурсов подошел доктор политических наук, доцент, декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев.

Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев.

Декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Павел Селезнев.

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

- Страна вкладывает серьёзные бюджетные средства в подготовку кадров. Посмотрите, сколько наших талантливых и умных специалистов разбросано по всему миру, сколько специалистов в силу ряда причин были вынуждены, например, в 90-е годы уйти в бизнес, чтобы прокормить семью, - сказал он. - Это к вопросу о том, когда мы награждаем наших ребят, которые побеждают на олимпиадах по математике, физике, химии в Швейцарии, Китае, мы отслеживаем, как и где эти ребята, потом уже повзрослев, находят себя в экономике страны, или наши оппоненты их перехватили грантами, и они поехали учиться в другие страны? Поэтому, когда говорят, что мы вышли из Болонской системы, встает вопрос о том, а были ли мы в ней, на самом деле? Мы свою систему образования максимально адаптировали, сделали ее гибкой под них, под их стандарты и правила, но вот этой мобильности полноценной двухсторонней я, может, конечно, и ошибаюсь, но не почувствовал. А вот то, что наши многие лучшие ребята были забраны туда, — это однозначно да.