Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-2°
Boom metrics
Общество27 ноября 2023 10:59

Вакцины есть, ракеты запускаем, посуду производим — чего нам еще не хватает

Медиагруппа «Комсомольская правда» провела конференцию «Сделано в России»

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Обсуждали прорывы 2023 года и перспективы 2024-го. Бизнес-ландшафт кардинально изменился: на рынок вышли новые игроки, а старые бренды нарастили производство и в сжатые сроки вынуждены были решать проблему импортозамещения.

— Проблема импортозамещения для нас актуальна уже очень много лет. Но февраль 2022-го поставил эту задачу в категорию: «Либо мы это сделаем, либо…» — начал ведущий дискуссии и автор деловых программ на Радио «КП» (97,2 FM) Антон Челышев.

К участию пригласили широкий пул экспертов. Нам было интересно охватить как можно больше отраслей. Собрать срез мнений по ситуации.

ВУЗЫ В ПОМОЩЬ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЮ

Лев Валерьевич Борисов, заместитель генерального директора холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех

Лев Валерьевич Борисов, заместитель генерального директора холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

Начали разговор с фармацевтики и медизделий. Еще пандемия показала, как важно иметь собственное производство лекарственных препаратов, в том числе вакцин, всевозможных расходников медицинского назначения. И самое важное — высокотехнологичного медицинского оборудования.

— В составе Ростеха мы решаем задачи импортозамещения не первый год. Есть соответствующая программа, которая планомерно реализуется, — поделился заместитель генерального директора «Швабе» Лев Борисов. — Последние несколько лет комплектующие иностранного производства в медицинской технике в значительной степени были заменены на отечественные. Сейчас продолжаем снижать долю зарубежных компонентов, обеспечивая высокое качество нашей продукции. Например, Уральский оптико-механический завод им. Э. С. Яламова модернизировал неонатальную линейку, которая включает реанимационную систему для новорожденных. Раньше нагревательную часть этого оборудования производили в ЕС. После прекращения поставок мы смогли наладить производство компонентов в сжатые сроки. Быстро выполнить эту задачу помог Уральский федеральный университет. Сейчас материал спокойно производится, проблем нет.

Лев Борисов отметил, что сейчас рынок медтехники претерпевает изменения. Прежние цепочки кооперации не работают, поэтому перед промышленностью стоит задача по наращиванию отечественной медтехники. Холдингу создавать продукты высокого класса помогает взаимодействие с вузами и научно-исследовательскими институтами.

Успехами похвастался (да так, что гордость берет!) заместитель директора «АнтенМед» Алексей Софронов. Самарское предприятие занимается оснащением медучреждений.

— Раньше на рынке высокотехнической продукции работали исключительно европейские компании. Мы создали наши умные операционные. Они на 100% локализованы — продукция только отечественных производителей. Всю инженерию делаем в Самарской области. А ведь операционная — это не только само оборудование. Программное обеспечение, возможность видеоконференций, мобильные станции рентгенолога, хирурга. Наша инженерия сводит осложнение после операций к минимуму.

Севастьян Олегович Рабдано, руководитель Центра исследований и разработки СПбНИИВС ФМБА России, кандидат физико-математических наук

Севастьян Олегович Рабдано, руководитель Центра исследований и разработки СПбНИИВС ФМБА России, кандидат физико-математических наук

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

В производстве лекарственных препаратов, вакцин и сырья для их выпуска ситуация пока в процессе решения.

— У нас первоочередная задача — обеспечивать потребности рынка: людям нужно защищаться от инфекций, — говорит руководитель Центра исследований и разработки СПбНИИВС ФМБА России, кандидат физико-математических наук Севастьян Рабдано. — Импортозамещение в фармацевтической области — сложный процесс. Производство зарегулировано, много правил и норм. Многие продукты на нашем рынке — воспроизведенные, не оригинальные. Чтобы создавать новые продукты, нужно создавать научные знания. Удачный пример — вакцины от коронавируса. Другая проблема — оборудование и сырье для выпуска препаратов. Много из этого не производилось в России. Отмечу, что процесс переходный, до конца задача не решена, на это уйдет еще несколько лет.

«НАЧАЛИ ВЫПУСКАТЬ У НАС — СТАЛО ДЕШЕВЛЕ»

Часть беседы посвятили потребительским товарам — тем, которые непосредственно покупает рядовой житель города или села. Участники конференции соглашаются: покупатели стали больше смотреть в сторону российских производителей.

Виктория Владимировна Лебедева, генеральный директор компании IDILAND

Виктория Владимировна Лебедева, генеральный директор компании IDILAND

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

— Хотя долгое время никто не обращал внимания. Из-за этого складывалось впечатление, что все у нас не так хорошо. Сейчас люди берут продукцию в руки и произносят: «Это что, производится в России?» В этом году мы начали продвигать нашу продукцию еще и на экспорт. Хотя раньше сами возили что-то интересное из-за рубежа, — рассказывает гендиректор компании IDILAND, которая занимается выпуском продукции из пластика, Виктория Лебедева.

Бренду — три года. Его основной сегмент — изделия для кухни, а всего 1500 артикулов.

— Это российская продукция: интересные изделия за приемлемые цены. Мы сами производим сырье, сами придумываем изделия и продвигаем их. Наша концепция: не подстраиваться под окружающий мир, а создавать новую эстетику пространства. Делать не просто утилитарную продукцию, она должна еще и нести удовольствие, — поделилась спикер.

В прошлом году по всей стране, по данным Росстата, было построено 14,2 миллиона квадратных метров деревянного жилья. В этом году рекорд будет побит. И российские компании откликаются на высокий интерес людей жить в своем доме.

— Всплеск интереса случился в 2021 году — постпандемийном. Мы действуем по принципу «копируй, компилируй, дополняй». Работаем 10 лет. Сначала заимствовали много финских технологий. Сейчас переработали их, и вся структурная сетка комплектующих производится в России. Самое главное, что продукты, которые удается заместить, становятся дешевле. Пока на повестке одна из важных проблем — дефицит кадров в рабочих специальностях, — делится основатель компании «Технострой», которая развивает технологии деревянного домостроения, Вадим Земсков.

РОССИЙСКИЙ БРЕНД

Кроме импортозамещения, Россия активно ищет пути выхода на рынки дружественных стран. Для экономической оптимизации производства продавать товар только внутри страны недостаточно. Искать партнеров за рубежом помогает Российский экспортный центр (РЭЦ).

Татьяна Валентиновна Ан, старший управляющий директор по комплексному продвижению экспорта компании РЭЦ

Татьяна Валентиновна Ан, старший управляющий директор по комплексному продвижению экспорта компании РЭЦ

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

— Ежегодно при нашей поддержке около 18 тысяч компаний развивают экспортную деятельность. Объемы экспорта составляют более 20 млрд. долларов. Российская продукция присутствует на более чем 70 рынках. В 13 странах у нас есть сеть представительств, через которые мы налаживаем зарубежные контакты. Планируем открыть еще пять представительств, — сообщила старший управляющий директор по комплексному продвижению экспорта компании РЭЦ Татьяна Ан.

Развивает центр и бренд «Сделано в России», который продвигается на зарубежных рынках.

Есть примеры и создания региональных брендов. В прошлом году Орловская область вошла в акселератор (это ускоренный интенсив, в котором обучение сопряжено с претворением проектов) по промышленному туризму — это проект Агентства стратегических инициатив (АСИ). Его куратор есть практически в каждом регионе.

Светлана Александровна Ковалева, Президент ТПП Орловской области

Светлана Александровна Ковалева, Президент ТПП Орловской области

Фото: Александр ШПАКОВСКИЙ

— Он научит вас «открывать двери» региона, чтобы к вам пришли туристы. Причем не только туристы в изначальном смысле. Это и дети, и потенциальные сотрудники, — рассказала президент ТПП Орловской области Светлана Ковалева. — У нас в проект вошли семь предприятий. Их продукцией гордится регион, ведь она буквально разлетается по всему миру. Например, конезавод производит лошадей, которые выигрывают скачки в Монте-Карло. А небольшой завод ЗПП делает проводники, которые выводят ракеты в космос.

По итогам акселератора в регионе появился проект «Встаем на крыло». Его задача — сделать так, чтобы люди не уезжали. А оставались на родине и могли гордиться тем, что трудятся на предприятиях в регионе. Также в области проведут форум, где расскажут о новых производствах. И готовятся сделать некий единый бренд «Крылатые вещи» — объединить продукцию, которую делают орловчане, чтобы слава о ней гремела по всей стране.

Также «Комсомолка» благодарит за участие в дискуссии гендиректора ООО «Альсария» Елену Шураеву, директора по стратегическому развитию и маркетингу Национальной Курортной Ассоциации, ведущего эксперта Премий Правительства РФ в области качества Ольгу Тимашпольскую, гендиректора ООО «СТЭЛМАС-Д» Александра Назарова, представителя ГК «Партнерс» Елену Сотнезову, предпринимателя, руководителя «Орловской фабрики мороженого» Елену Ададурову и представителя ООО «Орландо» Ольгу Корявикову.

Полную запись конференции можно посмотреть в нашей группе VK.