Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+17°
Boom metrics
В мире
Эксклюзив kp.rukp.ru
1 апреля 2024 13:45

У Эрдогана появился хитрий план после провала на выборах: Его преемником станет производитель беспилотников Bayraktar

WSJ: Преемником Эрдогана может стать его зять и производитель БПЛА Байрактар
Президент Турции назвал результаты голосования «поворотным моментом» и признал: правящая партия потеряла популярность.

Президент Турции назвал результаты голосования «поворотным моментом» и признал: правящая партия потеряла популярность.

Фото: REUTERS

Сегодня турецкие газеты вышли с заголовками «Выборное землетрясение», «Народ показал правящей партии красную карточку». После воскресных муниципальных выборов Эрдоган получил политический удар. Президент Турции назвал результаты голосования «поворотным моментом» и признал: правящая партия потеряла популярность. Но он учтет пожелания избирателей. Эксперты назвали KP.RU причины ослабления позиций Реджепа Эрдогана и перспективы действующей власти в Турции.

На местных выборах оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) опередила правящую Партию справедливости и развития, набрав в общей сложности 37,74% голосов. У партии Эрдогана - 35,49%. Это худший ее результат за последние двадцать лет.

Хотя в целом по стране партия Эрдогана лишь на два процента отстала от конкурентов, это для турецкого лидера утешение слабое, так как оппозиционные кандидаты в мэры в крупнейших городах Турции одержали победу с большим отрывом от соперников. Упрочили свои позиции выдвинутые Народно-республиканской партией действующие мэры Стамбула и Анкары Экрем Имамоглу и Мансур Яваш. Они получили гораздо больше голосов, чем на предыдущих муниципальных выборах в 2019-м.

Оппозиционеры будут контролировать 35 городов. Сторонники президента - всего 24 города.

КАЗАЛОСЬ БЫ, ПРИ ЧЕМ ТУТ ДОРОГИ

«Поражение правящей партии вызвано затяжным экономическим кризисом в стране и небывалой инфляцией», - комментирует KP.RU итоги выборов турецкий политолог Айдын Сезер.

Автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев добавляет: цены в Стамбуле за прошлый год выросли на 74,88%. Сейчас обычный турок на свою зарплату не может прокормить семью без детей, и жена обязана работать. А если есть дети, то две зарплаты обеспечат лишь прожиточный минимум..

Опрошенные «КП» жители Анкары считают итоги выборов закономерными.

«Наконец-то! Теперь на 80% оппозиция всё взяла в свои руки! ПСР очень расслабились, - радуется водитель Гёкхан, - В Турции есть такая фишка, как политическое использование дорог. Там, где не голосуют за правящую партию, дороги не ремонтируют и не строят, по ним сразу можно определить, в чьих руках находится город. Но ПСР даже этот козырь из рук выпустила. Я часто бываю в Бурсе, которая традиционно голосует за Эрдогана. Даже там бросили что-то делать, в том числе и дороги, потому что думают: зачем стараться - Бурса и так проголосует. Ну, вот и проголосовали за оппозицию».

«Я всегда голосовал за Эрдогана. А в этот раз даже не пошёл на выборы. ПСР проиграла из-за ужасной дороговизны жизни. Кроме этого, в Анкаре они выставили очень неудачного кандидата», - говорит предприниматель Абдуллах.

«Наш народ проглотит что угодно, но стоит залезть ему в карман - и ты проиграешь», - образно выражается учитель музыки Эльчин.

ХИТРЫЙ ПЛАН

Эксперт РСМД, консультант ПИР-Центра Леонид Цуканов уверен: не в пользу фракции Эрдогана сыграли и последствия землетрясений в феврале 2023 года. Часть электората турецкое руководство оттолкнуло тем, что так и не объявило Израилю комплексный бойкот…

Теперь оппозиция, вероятно, станет лоббировать досрочные выборы президента – то есть не в 2028 году, как предполагает график, а, например, в 2025-м. Главный советник Эрдогана Мехмет Учум заранее ответил «смутьянам»: власти никакую досрочность рассматривать не будут. «Турцию ждут четыре неспокойных года», - прогнозирует политолог Сезер.

В прошлом мае Эрдоган вновь победил на президентских выборах, но тогда всерьез рисковал потерять кресло. В первом туре он не смог одержать победу над единым кандидатом от оппозиции Кемалем Кылычдароглу, во втором – выиграл, но разница в количестве голосов равнялась всего 4,26%. Сохранивший сейчас пост мэра Стамбула Экрем Имамоглу не смог участвовать в президентской кампании из-за судебного преследования, теперь же его считают основным кандидатом от оппозиции на высший пост страны.

«Победа на местных выборах дает оппозиции некоторое преимущество для участия в президентской гонке, - замечает Яшар Ниязбаев. - Но Эрдоган ранее заявлял, что не планирует участвовать в следующих выборах президента: это ему прямо запрещает конституция Турции. Местные эксперты предполагают: Эрдоган может вернуть в стране парламентскую систему правления и продолжить бороться за место лидера, в том числе в коалиции с другими партиями. Количество сроков премьера в Турции не ограничено».

ЗЯТЬ НА НИЗКОМ СТАРТЕ

The Wall Street Journal предполагает: преемником Эрдогана может стать его зять - председатель совета директоров и совладелец производителя беспилотников Bayraktar Сельчук Байрактар.

По мнению Леонида Цуканова, Байрактар, хоть пока и держится вдалеке от большой политики, действительно важная фигура в построенной Эрдоганом системе лоббирования турецких геополитических интересов. Благодаря поставкам беспилотников турецкому лидеру удалось укрепить влияние в Африке и Закавказье, играть активную роль в конфликте на Украине, совмещая роли поставщика вооружений и медиатора. Байрактар более гибок по сравнению с Эрдоганом, он создал себе имидж активного гражданина и патриота.

Сам бизнесмен отвечает на вопросы о политических амбициях уклончиво – хотя и намекает, что готов пойти в большую политику, «если попросит Эрдоган».

«Байрактар имеет незапятнанную репутацию и серьезный послужной список. Кроме того, он «из семьи», поэтому вполне мог бы стать преемником Эрдогана», - резюмирует Яшар Ниязбаев.