Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество1 декабря 2023 15:18

Русская гитара завоевывает позиции во всем мире

Инструмент, о котором стали забывать, вдруг получил второе рождение
На днях в Москве завершился Международный конкурс-фестиваль гитаристов "Время гитары".

На днях в Москве завершился Международный конкурс-фестиваль гитаристов "Время гитары".

Фото: Евгения КОРОБКОВА

На днях в Москве завершился Международный конкурс-фестиваль гитаристов "Время гитары". Престижное мероприятие проводится уже в четвертый раз, но в этом году вышло особенным. Впервые у конкурса появилась отдельная номинация: "семиструнная гитара".

Играют все

В этом году у русской семиструнной гитары большой юбилей. Считается, что ровно 230 лет назад двадцатилетний арфист Андрей Сихра прикрутил к шестиструнке седьмую струну, изменил строй и создал новый инструмент, похожий на компактную арфу. Новинка получила дикую популярность. Еще бы: гораздо удобнее клавесина и хороша для аккомпанемента. Эту гитару стали называть русской семистрункой.

- Про шестиструнную гитару у нас особо ничего не знали, — рассказывает исполнительница Татьяна Цыберман. - Тогда шестиструнка не получила всемирного распространения и была просто испанским народным инструментом.

А у нас же народным инструментом была семиструнка. За двести лет она вросла в русскую жизнь и стала атрибутом каждого порядочного человека. Отлично играл художник Василий Суриков. Музицировал на гитарке Николай Второй. На семиструнке же бренчали барды в лесу, и мужики на лавочке, и режиссер Рубен Симонов, и артист Юрий Никулин и даже Людмила Зыкина сама аккомпанировала себе, исполняя "Оренбургский пуховый платок". Наша промышленность вплоть до середины ХХ выпускала, в основном, семиструнные гитары.

Коллектив " Русские гитары" объединил музыкантов всех возрастов

Коллектив " Русские гитары" объединил музыкантов всех возрастов

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Удивительно, что все это сошло на нет.

"Битлы" убили семиструнку?

В том, что сегодня при слове "гитара" мы представляем именно шестиструнную гитару - "виноваты" "Битлы" и западные музыканты.

С начала двадцатого века в страну стали активно наведываться западные виртуозы. Глядя на шестиструнные гитары в их руках, наш доверчивый народ заподозрил, что шестиструнка - лучше. За иностранную гитару мощно агитировали и облеченные властью исполнители.

А уже в эпоху ВИА и с появлением телевизоров мы увидели, что мир играет на шестиструнной гитаре и потянулись снимасть седьмую струну с фабричек.

- Очень жаль, что вместо того чтобы развивать оба направления, мы обратились к западному инструменту и совершенно забросили наш, — говорит музыкант Владимир Маркушевич.

Владимир Маркушевич, популяризатор русской семиструнной гитары

Владимир Маркушевич, популяризатор русской семиструнной гитары

Фото: Евгения КОРОБКОВА

В мире - тренд на русскую гитару

С некоторых пор стало казаться, что семиструнная гитара благополучно умерла. Когда в начале двухтысячных я поинтересовалась у преподавателя, где можно поучиться играть на семиструнке, он пандемически захохотал:

- Да зачем тебе это надо? На ней только цыгане и столетние деды на лавочках играют.

Мало кто не ожидал, что из умирающего инструмента семиструнка вдруг станет модным.

Достаточно заглянуть в ютуб, чтобы убедиться.

Очень популярен канал Максима Чигинцева, чьи ролики набирают миллионы просмотров.

Музыкант Кирилл Волжанин и вовсе забросил шоубиз ради русской гитары. Когда-то Кирилл писал аранжировки для Сюткина и Рената Ибрагимова, но три года назад плотно засел за русскую гитару и предается душевному музицированию.

Самое удивительное, что этом году на конкурс "Время гитары" заявились семиструнники из Канады! Оказывается, в зарубежном ютубе семиструнка вообще в тренде. Полно роликов, где гитаристы из Англии, Франции, Германии рассказывают соотечественникам, как они "открыли" необычный инструмент и трясут сборниками русских композиторов-гитаристов, изданными в XIX-XX веках. Вот, прикинь, какая музыка, а мы и не подозревали!

- Все закономерно, — говорит популяризатор русской гитары Владимир Маркушевич. - Семиструнка стала эксклюзивом и притягивает внимание, как все редкое и необычное. К тому же гитаристы рано или поздно приходят к осознанию того, что им нужна еще одна струна. И тогда вспоминают о русской гитаре...

Никто не лучше

Когда-то семиструнники и шестиструнники воевали между собой. Доказывали друг другу, что их инструмент - лучше и достойнее. Сегодня в продвинутых музыкальных школах Москвы о баталиях забыли и учат детей и русской, и испанской гитаре. Лауреаты конкурса - пятиклассник Даниил Крайнов и шестиклассник Павел Самохин, к примеру, одинаково владеют как шестистрункой, так и семистрункой.

- Я начал изучать гитару с восьми лет, - говорит Паша. - Когда что-то стало получаться на шестиструнной, преподаватель предложил позаниматся семиструнной. Я не отказался и не пожалел.

Московский шестиклассник Павел Самохин виртуозно владеет как шестиструнной, так и семиструнной гитарой

Московский шестиклассник Павел Самохин виртуозно владеет как шестиструнной, так и семиструнной гитарой

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Как отмечают юные музыканты, редкий инструмент производит фурор в любой компании. На русской гитаре удобнее исполнять некоторые произведения, да и звучат они богаче и мелодичнее.

- Боже мой, а мы и не думали, что семиструнка так здорово звучит! - неизменно восторгаются слушатели и пускают ностальгическую слезу.

КСТАТИ

Преподаватель Паши и Даниила, известный популяризатор русской семиструнной гитары Владимир Маркушевич, создал целый оркестр семиструнников под названием "Русские гитары". Коллектив объединил семиструнников всех возрастов от восьми до пятидесяти лет. Репетиции проходят на Китай-городе в православном центре "Фавор". В коллектив охотно принимают новых участников, желающих играть на русской гитаре. 3 декабря этого года состоится первый концерт "Русских гитар", на котором выступят звезды отечественной музыки.

Хит "Аве Мария" был написан для семиструнки

Многие слышали хит "Аве Мария". Но мало кто знает, что это произведение написал не Джулио Каччини, а русский гитарист-семиструнник Владимир Вавилов. Музыкант занимался мистификациями и приписывал свои сочинения известным классикам. Впервые "Аве Мария" увидела свет на пластинке, выпущенной фирмой "Мелодия" во второй половине ХХ века. На конверте значилось, что это старинная музыка, которую играет на лютне Владимир Вавилов. Но и это тоже было неправдой, потому что Вавилов исполнял произведения не на лютне, а на семиструнной гитаре.

На той же пластинке можно было услышать "Канцону" Вавилова, которую автор приписал средневековому композитору Франческо да Милано. Позже эту музыку возьмет группа "Аквариум" для песни "Под небом голубым есть город золотой".