Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+27°
Boom metrics
Общество4 июня 2024 8:30

Директор Института изучения детства назвала оценку за поведение сигналом для родителей

Снизилась оценка? С ребенком что-то не так, нужно выслушать и помочь
Оценка за поведение - сигнал для родителей

Оценка за поведение - сигнал для родителей

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО. Перейти в Фотобанк КП

В мае Институт опубликовал результаты исследования, из которых следует, что родители позитивно относятся к оценкам за поведение. О том, какую роль они могли бы сыграть в воспитательной работе, мы поговорили с директором Института изучения детства Натальей Агре.

- Расскажите подробнее об исследовании. Стала ли для вас сюрпризом такая реакция родителей?

- Подобные исследования мы проводим ежегодно, это часть нацпроекта «Образование». И в разделе, посвященном отношениям между учителями и детьми, мы предложили родителям подумать, что могло бы повлиять на поведение ребенка в школе. Среди ответов были «вызов родителей в школу», «вызов ребенка к директору» и «отметка за поведение». И именно этот вариант оказался самым популярным. Совершенно очевидно, что с поведением детей в образовательных учреждениях есть вопросы. Наш институт организует курсы повышения квалификации для преподавателей, и с их стороны есть запрос на, скажем так, инструменты не крайнего воздействия. Когда мы сталкиваемся с детьми, которые уже нарушили закон, когда их ставят на учет, и иногда даже судят, это значит, что мы пропустили то, чего могли не пропустить. Мы в постоянном поиске мер и подходов, которые могли бы сформировать у ребенка определенные правила поведения, и оценка за поведение могла бы стать одним из инструментов.

Но для того, чтобы выставлять оценку за поведение, должен быть свод правил поведения, согласованный и педагогами, и родителями, и самими детьми.

- Институт воспитания готов взять на себя разработку методических рекомендаций, на основании которых школы могли бы формировать свод правил?

- Мы уже это делаем. Потому что уклад является неотъемлемой частью программы воспитания, и он должен быть написан. Вопрос – есть ли там раздел с правилами поведения. На сегодняшний день это зависит от школы.

Я вижу, что в некоторых школах этот свод правил встречает детей и гостей уже во входной зоне. Там прописаны простые, казалось бы, правила: мы друг с другом здороваемся, мы не кричим, мы не бегаем, мы уступаем старшим, мы встаем, когда старший заходит в кабинет, но соблюдение этих правил и формирует правильные поведенческие модели и очень помогает детям во взрослой жизни. .

- Оценки за поведение, уклад школы, свод правил поведения — это отдельные инструменты. Вы, собственно, так и сказали. А как в целом должна работать вся архитектуры воспитания?

- Воспитание должно начинаться с появления ребенка на свет. И даже еще раньше. Соответственно, ценности и правила поведения у ребенка должны быть сформированы задолго до появления в его жизни оценок по поведению. В детском саду, например, формируются полезные привычки и понимание, что такое хорошо и что такое плохо. А оценка за поведение в школе может стать сигналом для родителей: у ребенка не все в порядке. И причина, кстати, может быть и в нас самих — в родителях. Мы в своих опросах спрашиваем у родителей, какой вопрос они задают детям, когда приходят с работы. Тут все просто: «Как дела?». Когда мы спрашиваем у детей, что им говорят вечером родители, то получили такие ответы: «Как дела в школе?» и «Выучены ли уроки?». Когда начали разбираться глубже, то выяснилось, что родители спросить-то спрашивают — но не слушают ответ ребенка! Или, что еще хуже, не слышат. Соответственно, не знают, что у ребенка что-то не так, не слышат звоночков. И это касается не только успеваемости, но и поведения тоже! Очень часто с ребятами происходят всякие нехорошие истории только потому, что их никто вовремя не выслушал, не объяснил и не показал. Педагог видит ребенка, что называется, начиная со стартовой позиции его поведения. Если оно меняется, соответственно, меняется отметка, и для родителей это будет сигналом. Ребенок совершает что-то плохое не на пустом месте, не вдруг, он проходит до своего проступка определенный путь. Наша задача — вернуть его на другой — правильный. И у нас есть много возможностей для этого: создали Российское движение детей и молодежи, можно вступить в «Движение первых», развивается система допобразования. Новый министр спорта говорит, что у нас теперь будет очень большой акцент на спорт, доступный каждому. Ребенку точно есть чем увлечься. Важно что-то делать. Если у ребенка плохое поведение, значит, на душе у него плохо. И оценка за поведение должна родителям об этом просигнализировать. А не служить поводом для наказания. Мы хотим, чтобы она стала инструментом помощи ребенку — и ничем иным.