Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Общество11 апреля 2024 12:45

Школьникам объяснят, кто в семье главный: О чем будут рассказывать на уроках «Семьеведения»

На уроки «Семьеведения» хотят привлекать психологов и многодетные пары
Программа «Семьеведения» еще не утверждена, однако готов проект тематической структуры курса

Программа «Семьеведения» еще не утверждена, однако готов проект тематической структуры курса

Фото: Shutterstock

Новый курс появится в расписании с 1 сентября 2024 года у 9-11 классов. Занятия будут проходить в рамках «Разговоров о важном» или внеклассной работы. То есть это не самостоятельный предмет и оценок ставить не будут, но обязательный для посещения.

Программа «Семьеведения» еще не утверждена, однако готов проект тематической структуры курса. Его на днях представили в Госдуме сотрудники Института воспитания (участвуют в разработке). Предлагают четыре модуля: «Ценности и традиции семьи», «Отношения в семье», «Благополучие и здоровье семьи» и «Сопровождение и поддержка семьи».

В числе тем есть общие вроде «Семья в жизни человека и общества», есть и более конкретные — про отношения до брака, преодоление семейных кризисов и конфликтов, ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета, организация семейного досуга, как разруливать конфликты.

- Считаем важным говорить с подростками о здоровье, в том числе о гигиенических привычках, занятиях спортом и режиме дня. Согласно мониторингу, в этом отношении картинка плохая - и по родителям, и по детям, — отметила сотрудник Института воспитания Ксения Савченко.

Первый зампред Комитета Госдумы по защите семьи Татьяна Буцкая добавила, что на уроках будут не только лекции читать, но и обсуждать с детьми разные ситуации, проигрывать их. Например, как определить, кто в семье главный, как быть, если у членов семьи разные взгляды.

Цель курса - вложить в юные головы понимание, что залог благополучия молодой семьи - любовь, взаимоуважение, доверие, взаимная ответственность и взаимопомощь. По поводу интимных отношений в презентации четко не прозвучало, что и как об этом говорить. А говорить-то надо. Ведь, согласно исследованию Института детства (в онлайн-опросе участвовали около 800 тысяч человек), 31% учеников 8-11 классов состоят в романтических отношениях, среди учащихся колледжей влюбленных 51%, а среди студентов еще больше - почти 60%. При этом каждый четвертый из всех опрошенных вообще не задумывается о создании семьи, а каждый десятый заявил: мол, вступать в брак - ни за что и никогда! Только 43% среди школьников и 60% среди студентов планируют семью и детей.

Такие настроения идут вразрез с государственной политикой улучшения демографической ситуации в стране, поэтому надежда, в том числе и на «Семьеведение».

Кто будет вести курс, еще не решили. Возможно, классные руководители (потому что они лучше всех в школе знают свои классы), после курсов повышения квалификации. Также хотят привлекать психологов и многодетные пары. Готовится пособие для подростков, которое станут использовать на уроках «Семьеведения».

Проект тематического наполнения будущего курса сейчас на обсуждении. Предложения можно передать по ссылке.

КСТАТИ

В советское время в школе уже был подобный урок - «Этика и психология семейной жизни». Предмет появился у 9-10 классов в конце 80-х годов. Задумывалось готовить детей ко взрослой жизни, обсуждать секс и контрацепцию, материнство, развод. Однако в школах не хватало кадров и вели “Этику” все подряд - и пенсионеры, и учительницы-разведенки. Опираясь на собственный, зачастую неудачный опыт личной жизни. В конце концов урок убрали из программы.