Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+24°
Boom metrics
Общество11 декабря 2023 12:15

Величие народа измеряется уровнем его культуры

В редакции медиагруппы «Комсомольская правда» прошел круглый стол Ecumene Club «Роль культуры в устойчивом развитии»

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

Конечно, само понятие «культура» многогранно и разносторонне. Сложно, вот так сходу, дать ему всеобъемлющее определение. Однако когда мы пытаемся охарактеризовать какое-ли общество или конкретного человека, мы зачастую говорим – культурные они или нет, подразумевая под этим его эрудированность, начитанность, образованность. Почему так? Полагаю, что в этом особую роль играет преобразующая сила культуры. И не только в отношении той или иной личности, а в качестве ключевого фактора глобального устойчивого развития.

- Культура во всех ее формах, выражениях и значениях должна быть в центре любого трансформационного пути эволюции человека, - отметил программный директор Ecumene, модератор мероприятия Сергей Рыбаков. - Культура объединяет людей, создавая общую идентичность, продвигая праздники и фестивали, воспитывая любовь к искусству и музыке, формируя еду и кухню, а также улучшая язык и общение. Наша культура и ее долгосрочная или краткосрочная ориентация влияют на наши разные склонности к планированию собственного будущего, осуществляют ключевое влияние на развитие всего человечества.

Программный директор Ecumene, модератор мероприятия Сергей Рыбаков.

Программный директор Ecumene, модератор мероприятия Сергей Рыбаков.

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

В преддверии наступающего Нового Года спикеры обсудили уникальное влияние культуры на устойчивое и гармоничное развитие всего мира.

ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС

В приветственном слове к участникам круглого стола министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова подчеркнула, что «в современном мире культура – не просто способ духовного совершенствования или организации досуга, она оказывает значительное влияние на нашу экономику, политику и даже научные и технологическое инновации. Это важнейший ресурс для социально-экономического развития и международного партнерства. Именно при помощи культуры формируется национальная идентичность, укрепляются и транслируются традиционные для общества ценности. Все это необъемлемые части устойчивого, поступательного развития любой страны. Считаю очень правильным шагом обсудить на заседании клуба Ecumene объединяющую, консолидирующую роль культуры в международной повестке».

- В 2025 году «Комсомолке» исполнится 100 лет. Многие люди, которые работаю у нас не годами даже, а десятилетиями, на кончиках пальцев впитали, как надо делать качественный контент, - рассказала в своем выступлении генеральный директор и главный редактор медиагруппы «Комсомольская Правда» Олеся Носова. - На сегодня мы имеем крупнейшую газету в стране, сайт номер один, радио, которое развивается семимильными шагами, судя по цифрам Медиаскопа (за год мы прибавили 1 млн слушателей в день), огромные социальные сети.

Главный редактор, генеральный директор АО «ИД «Комсомольская правда» Носова Олеся Вячеславовна.

Главный редактор, генеральный директор АО «ИД «Комсомольская правда» Носова Олеся Вячеславовна.

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

Олеся Носова тем самым подчеркнула, что за всеми нашими ресурсами стоит мощная армия читателей, слушателей, зрителей, до которых мы готовы донести точки зрения всех участников круглого стола.

ТЕАТР ЖИВ И ЗДОРОВ

Не зря в заголовок к этой статье мы поставили фразу известного театрального деятеля Бориса Покровского. О ней всем участникам круглого стола напомнил руководитель театра МОСТ и Моссовета Георгий Долмазян, призвав не превращать ее в лозунг, а стараться осознать и развивать на разных уровнях.

- Драматический театр жив и здоров, - сходу обнадежил Георгий Долмазян. – Он развивается, будучи ужасным и прекрасным, живым, мертвым и воскресшим. Театр может быть разным, но он как часть культуры и ее бэкгрануда никогда не уйдет из нашей жизни. Была бы моя воля, я бы в новогоднюю ночь на федеральных каналах запустил «Щелкунчика». И не надо этого бояться! Сейчас, когда все так сильно изменилось, не нужно стесняться своей культуры. Ее необходимо популяризировать. А постановщикам искать формы, которые будут звучать сегодня.

Руководитель театра МОСТ и Моссовета Георгий Долмазян.

Руководитель театра МОСТ и Моссовета Георгий Долмазян.

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

ПРЕМЬЕР О ПРЕМЬЕРАХ И НЕ ТОЛЬКО

Большой театр – визитная культурная карточка нашей страны. И 14 декабря на его исторической сцене состоится мировая премьера постановки «Пиковая дама».

- Это большое знаковое событие для Большого театра, - рассказал российский артист балета, премьер балета Большого театра Игорь Цвирко. - Знаково во всех смыслах, потому что это фантастическая хореография по произведению великого писателя Александра Пушкина на потрясающую музыку Петра Чайковского. Уникальный спектакль с точки зрения режиссуры, идеи, масштаба. Кроме того, в этом сезоне Большой представит возобновление спектакля «Ромео и Джульетта» в постановке Лавровского.

Не секрет, что культура и искусство, в частности балет, всегда были объединяющим элементом для многих стран и сближения людей. И Игорь Цвирко работает и в этом направлении.

Российский артист балета, премьер балета Большого театра Игорь Цвирко.

Российский артист балета, премьер балета Большого театра Игорь Цвирко.

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

- Мне удалось создать в 2023 году гала-концерт на Кипре, на который были приглашены лучшие артисты из Бразилии, Кубы, Японии, Кореи, Грузии, Латвии и т.д., - продолжил премьер Большого театра. - Объединив этих людей на одной сцене, мне удалось показать людям, что искусство – это объединяющая история, которая показывает - не нужно конфликтовать, давайте общаться, дружить, креативить. Мне кажется, что все те, кто посетили гала-концерт, это увидели. Еще нам удалось показать, что невозможно оградиться от русского искусства. От этого не уйти мировому сообществу. Даже сейчас на всех крупных площадках мира идет «Евгений Онегин», звучит музыка Петра Ильича Чайковского.

Однако попасть в Большой театр могут далеко не все. Пример тому спектакль «Щелкунчик», за билетами на который выстраиваются километровые очереди. В зале оказываются счастливчики. Но что делать тем, для кого посмотреть постановку несбыточная мечта.

Выход есть…

«ТЕАТР В КИНО»

Это проект, созданный дистрибуторской компанией КИНО.АРТ.ПРО и телеканалом «Россия-Культура». Это прокат ведущих российских театральных спектаклей на больших экранах. Зрители более чем 50 городов смогут увидеть постановки главных театров Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярка и Казани в кинотеатрах. Так, например, 26 декабря состоится премьера в широком прокате версии «Щелкунчика» в Хореографическом училище имени Вагановой.

- Мы оказались в той исторической точке, когда культурный контент выходит на большие экраны страны, - подчеркнула телепродюсер, директор Дирекции генерального продюсера телеканала «Россия-Культура» Любовь Платонова. – И у него есть будущее. 12 ноября мы показала в проекте «Пиковую даму» Геликон-Оперы. Сбор отличный – 2,6 млн рублей. За время реализации проекта мы увидели, насколько безгранично это поле деятельности. Мечтать не могли о таких перспективах, которые сейчас открываются для балетного, оперного, драматического искусства. Огромная машина закрутилась при поддержке Минкультуры.

Директор Дирекции генерального продюсера телеканала «Россия-Культура» Любовь Платонова.

Директор Дирекции генерального продюсера телеканала «Россия-Культура» Любовь Платонова.

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

Конечно, кому-то такой путь может показаться скользким. Такие качественные трансляции, мол, уведут зрителя из театра. Но давайте вспомним о регионах, где нет возможности посмотреть постановки ведущих российских театров.

- Мы очень надеемся, что жители нашей станы будут привыкать к такому культурному контенту, - подчеркнула Любовь Платонова. – Надеемся, что и для театров проект станет привлекательным.

ПОИСК ТАЛАНТОВ

Руководитель АНО «Креативные индустрии», хореограф, режиссер, балетмейстер Кирилл Ермоленко обеими руками «за» проект «Театр в кино». Ему, уже год проживающему на Сахалине, очевиден запрос людей на хорошие культурные проекты. На Сахалине пока нет музыкального театра, но интерес к музыкально-балетным постановкам огромен. АНО «Креативные индустрии» планирует провести Международный фестиваль балета имени выдающегося танцовщика Александра Годунова, родившегося, к слову, в Южно-Сахалинске, с тем, чтобы найти уникальных талантливых детей и помочь им в профессиональном танцевальном развитии.

- Мы сделаем большой конкурс-смотр детей по Дальнему Востоку, Арктике и Сибири, - поясняет Кирилл Ермоленко. – Найдем самородков, отправим их учиться, чтобы они, вернувшись в регион, создавали здесь замечательные спектакли.

ДРАМА НЕ В ДРАМЕ

В этом уверен балетмейстер, хореограф Александр Могилев, продвигающий современный танец.

Хореограф Александр Могилев

Хореограф Александр Могилев

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

- Для меня огромная проблема, что у нас все в порядке с классическим танцем и академическим театром, но театров современного танца немного, - бросает спикер вызов участникам обсуждения. - Сравнивая Москву с европейскими странами, видишь, что там даже в маленьких городах есть десятки трупп современного танца. А у нас их по всей стране лишь десятки. И это неправильно. Важно, чтобы современные хореографы оказывались на виду и чтобы их поддерживали. Правда, в академической среде к современному танцу относятся настороженно. Многим непонятно, что это такое. И это результат отсутствия соответствующих постановок в репертуарах. Замкнутый круг. Очень хочется перевернуть ситуацию и сделать современный танец популярным.

- А не проблема ли в том, что для современной хореографии нет грамотно обученных танцовщиков? – спросил Александра Могилева руководитель театра МОСТ и Моссовета Георгий Долмазян.

Руководитель театра МОСТ и Моссовета Георгий Долмазян.

Руководитель театра МОСТ и Моссовета Георгий Долмазян.

Фото: Оксана ЗУЙКО. Перейти в Фотобанк КП

- Проблема в том, что они есть, но им негде учиться дальше и реализовывать себя, - ответил спикер. Я провожу фестиваль «Русский современный танец» и вижу, как много в России классно танцующих детей. Но им некуда идти дальше после того, как они вырастают. Считаю, что наравне с академическим театром в стране должен развиваться и современный танцевальный театр.

P.S.: «Комсомолка» тоже выступает за развитие разных театральных направлений, если они несут в общество светлое, доброе вечное. И поэтому будем рады писать и говорить об интересных постановках, поддерживая хореографов современного танца.