Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество23 апреля 2024 12:20

Жизнь лотерейного билета: от генерации чисел до поиска миллионеров

А вы знали, что красивый красочный лотерейный билет сродни настоящему документу?

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Да, всем нам привычные яркие билеты на удачу, с которых нужно стереть защитный слой либо сверить комбинацию чисел, относятся к защищённой полиграфической продукции. Как происходит генерация чисел, где печатаются лотерейные билеты и каким образом они распределяются по точкам продаж? Корреспондент «Комсомолки» прошёл весь путь билета «Национальной Лотереи»: от идеи дизайнеров до поиска миллионеров.

С чего всё начинается

Лотереи бывают двух видов: моментальные – когда вы стираете защитный слой с билета и сразу узнаёте, стали ли вы победителем, и тиражные – когда вы покупаете билет с определённым набором цифр и ждёте розыгрыша.

Лотерейные билеты к тиражу начинают готовить заранее, а к большим розыгрышам, типа новогоднего, практически за полгода. Так оператор успеет доставить билеты во все уголки страны, а у будущих счастливчиков будет время для принятия решения об участии в розыгрыше.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Для розыгрыша моментальной лотереи специалисты определяют призовой фонд, и лотерейная платформа (собственная цифровая платформа бренда, которая отвечает за проведение розыгрышей, выплату выигрышей, работу с клиентами и продуктами) в автоматическом режиме случайным образом распределяет комбинации между билетами, руководствуясь механикой, прописанной в законе «О лотереях». Вся информация шифруется и передаётся в типографию по защищённому каналу связи. В таком виде данные попадают к компьютеру-дизайнеру. Искусственный интеллект распределяет символы в макет, чтобы затем распечатать билет на специальной бумаге. «Подсмотреть», где именно счастливый билет, просто не получится.

Где печатают лотерейные билеты

Список типографий, производящих моментальную лотерейную продукцию (билеты, на которых мы стираем защитный слой и сразу узнаём о выигрыше), ограничен в России. Их всего три по стране. Одна из них – подмосковная компания «ББС». Это семейный бизнес, который работает на рынке уже более 30 лет. В 2017 году компания получила важную лицензию на производство и реализацию защищённой полиграфической продукции.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Таким образом, типография «ББС» стала режимным объектом. А это означает – специальные помещения, жёсткое разделение производственных зон, точное назначение доступа к этим местам среди сотрудников, строгий учёт при перемещении полуфабрикатов с участка на участок, ограничение доступа информации, тотальное видеонаблюдение на территории и в цехах.

На производство мы попали по спецпропускам и в сопровождении руководства. Печать лотерейного билета – очень сложный и трудоёмкий процесс. В нём сочетаются сразу четыре способа печати: офсетная, флексографическая, трафаретная и высокая. На специальном оборудовании наносится гильоширная композиция — это такая структура тонких сеток, которая переливается из одного цвета в другой. Все билеты печатаются сразу на рулонной бумаге, проходя поэтапно через различные секции оборудования. Ни на одной из стадий невозможно увидеть конфиденциальную информацию, а финальным этапом она закрывается стираемым скретч-слоем. В процессе производства билеты проходят контроль корректности напечатанных данных – конечно же, в автоматическом режиме с помощью специальных камер и сканеров. Оператор следит только за тем, чтобы оборудование исправно работало, но не может увидеть информацию и как-то на нее повлиять.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

По словам владельцев компании, требования к печати лотерейных билетов не менее строгие, чем к производству денежных знаков. В результате подделать такую продукцию невозможно, да и бессмысленно, так как потребуется потратить много времени, денег и ресурсов.

Стоит отметить, что напечатанные билеты никогда не лежат в свободном доступе в цехах. На время отсутствия работников вся продукция убирается в специальную камеру – «спецхранилище».

После того, как билеты готовы, тираж отгружается заказчику. А данные о тираже ежемесячно передаются в Федеральную налоговую службу.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Как идёт распределение билетов по точкам продаж

После типографии готовые билеты отправляют на склад «Национальной Лотереи». Коробки с продукцией произвольно распространяются по точкам продаж, однако перед этим каждая коробка сканируется, и информация о регионе отправки фиксируется в зашифрованном виде в лотерейной платформе. Это необходимо для того, чтобы исключить возможность любой фальсификации или подделки билетов. При этом даже сотрудники оператора лотерей не знают, где какие билеты продаются. Контроль за продажами осуществляет лотерейная платформа в автоматическом режиме.

Тут стоит уточнить: обычные, тиражные билеты «Национальной Лотереи» продаются в сетевых магазинах и отделениях Почты России по всей стране, а также в собственных и партнерских точках продаж. Они бывают двух видов: купоны – регистрируются и привязываются к номеру телефона покупателя, а типографский билет к телефону не привязывается, поэтому его можно подарить кому угодно. В случае крупного выигрыша по купону победителю придет СМС сообщение о сумме выигрыша с кодом, которой необходимо сообщить оператору для получения денег, а для выигрыша по билету необходимо предоставить оригинал билета. Приобретая купон или билет, покупатель проходит двухфакторную систему защиты. Сначала номер билета регистрируется в общей базе через платформу компании. Так, билет заявляется на игру. Затем, когда пробивается чек, билет получает разрешение на участие в розыгрыше, при этом чек обязательно нужно предъявить при получении крупного выигрыша от миллиона рублей. При покупке билетов формируется база участников розыгрыша. Она собирается до объявления СТОП-игры, то есть полной остановки продаж тиража. Эти данные также находятся у организатора лотереи – Минфина России. Непроданные билеты не учитываются в базе и не участвуют в розыгрыше, а значит и не могут быть использованы. Они становятся просто бумажками, которые впоследствии утилизируют. Даже если найти такой билет с выигрышной комбинацией – получить выигрыш по нему не получится. Таким образом, исключается любая подтасовка.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Другой вид билетов – моментальные. Они продаются только на почте и в лотерейных киосках. Тут важно не потерять счастливый билет, без него получить выигрыш будет нельзя.

Отметим, что оператор «Национальная Лотерея» распределяет билеты во все отделения Почты России, даже в самые удалённые уголки страны, где население может насчитывать всего, например, 10 человек. Именно поэтому у каждого человека есть шанс стать участником лотереи и выиграть денежный приз.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Если выигрыш равен или превышает 15 000 рублей, то налог с такой суммы удерживается при выплате оператором лотереи. Победителям остается либо лично приехать в офис для оформления выигрыша, либо оформить выплату через лотерейный кошелек (до 595 тыс. рублей). Если же выигрыш менее 15 000 рублей, то выплачивается вся сумма, а налог нужно оплатить самостоятельно.

Как ищут победителей

Есть два способа поиска победителей. Первый – до счастливчика дозваниваются сотрудники лотереи по оставленному при покупке билета номеру телефона и несказанно радуют обладателя. Но, к сожалению, люди не всегда отвечают на незнакомые номера, поэтому «Национальная Лотерея» использует второй способ – запускает розыск победителей через СМИ в регионах, где зафиксирован счастливый участник розыгрыша. По закону забрать приз можно в течение 7 месяцев с момента розыгрыша. Если за выигрышем никто не обратился, оператор лотереи передает сумму в бюджет РФ.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

СЕМЬ ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О «НАЦИОНАЛЬНОЙ ЛОТЕРЕЕ»

1. В октябре 2023 года бренд «Национальная Лотерея» отметил первый день рождения, за это время благодаря компании в России появилось более 1 500 миллионеров-победителей.

2. Флагман бренда – лотерея «Мечталлион». Розыгрыши тиражей в одноименном шоу с ведущим Дмитрием Хрусталёвым транслируются в прямом эфире каждое воскресенье по Первому каналу. У этой игры один из самых высоких показателей розыгрыша суперприза среди российских лотерей, которые проходят по ТВ. Только с начала 2024 года 100 миллионов были разыграны уже дважды.

3. В апреле в «Мечталлион» выигрывает каждый 2-й билет.

4. Ассортимент лотереи включает 15 видов тиражных и более 20 видов моментальных лотерей.

5. В 2024 году лотерейными миллионерами уже стали более 600 человек.

6. Часть средств от проведения лотереи идёт на поддержку российского спорта.

7. «12 добрых дел» - первая социально-ориентированная лотерея бренда. 10 рублей от стоимости каждого билета перечисляются в благотворительные фонды России.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

«ВГЛ-2Т Спорт Союз», алгоритм определения выигрышей № 4 («Мечталлион»), «ВГЛ-1Т Спорт Союз», алгоритм определения выигрышей № 12 («12 добрых дел»), «ВГЛ-6Б Спорт Союз», таблица № 23 («Знак удачи»), «ВГЛ-4Б Спорт Союз», таблица № 27 («Оле-оле»), «ВГЛ-8Б Спорт Союз», таблица № 4 («Квест. Золотое дело»), «ВГЛ-8Б Спорт Союз», таблица № 1 («Квест. Побег с поезда»), срок проведения лотерей – до 29.08.2034 г. Информация об организаторе лотереи, правилах ее проведения, призовом фонде лотереи, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения - на сайте www.nloto.ru и по телефону 8 800 333-7-333.

Оператор лотерей ООО «Спортивные Лотереи».

Реклама ООО «Спортивные лотереи» ИНН 5003133760 erid: LjN8KVX9T