Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+23°
Boom metrics
Экономика10 июня 2024 14:45

«ЭРА-ГЛОНАСС» предупредит о ДТП

Чтобы не допустить массовых аварий, в которых участвуют большое количество транспортных средств

3 июня АО «ГЛОНАСС» - оператору госсистемы аварийного оповещения «ЭРА ГЛОНАСС» - исполнилось девять лет. Вскоре после дня рождения генеральный директор компании Алексей Райкевич посетил открытую студию «Радио «Комсомольская правда» на площадке Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), где рассказал о перспективах развития системы и масштабировании технологий на основе «ЭРА-ГЛОНАСС» не только для аварийного оповещения.

СПАСЕНИЕ ЖИЗНИ В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ

«ЭРА-ГЛОНАСС» - первая в мире система аварийного оповещения на транспорте национального охвата – была создана в 2015 году по поручению Владимира Путина. Сейчас к платформе уже подключены свыше 11 миллионов транспортных средств.

«Суть аварийного оповещения заключается в том, что в момент тяжелого ДТП, когда пассажиры и водители не в состоянии сами вызвать экстренные службы, «умное» устройство — кнопка SOS, подключенная к «ЭРА-ГЛОНАСС» — делает это в автоматическом режиме, - сообщил Алексей Райкевич. - В среднем за 19 секунд система передает спасателям сообщение с информацией о машинах, точные спутниковые координаты произошедшего ДТП. Оцениваем, что мы экономим до 50% времени до прибытия медиков и спасателей. Система на сегодня передала в службы спасения более 380 тысяч вызовов, из них 80% - в случаях тяжелых ДТП. И практически все эти 80% вызовов не были продублированы из других источников. Это означает, что «ЭРА-ГЛОНАСС» - единственный канал информирования о ДТП экстренных служб».

Таким образом, можно утверждать, что система ежегодно спасает тысячи человеческих жизней.

Глобально компания развивается в двух направления. Первое – переход от информирования к предупреждению ДТП. Например, на скоростной магистрали устройство должно предупредить водителя о ситуации на дороге по ходу движения транспортного средства. По статистике, более 10% дорожно-транспортное происшествий на скоростных магистралях – это именно вторичные ДТП, когда водители не успевают среагировать, сбавить скорость, совершить маневры. Система позволит минимизировать такие случаи, а это достаточно большие цифры в объемах страны.

И второе направление - сегодня система и аналогичные системы, которые существуют в Европе, работают только в рамках сотовой связи. В нашей стране сотовая связь покрывает менее 30% территории, а ДТП происходят, конечно же, не только там, где есть сотовая связь. Ежедневно миллионы транспортных средств перемещаются совсем без связи. Например, школьные автобусы возят школьников между населенными пунктами. В зимнее время поломка такого автобуса может приводить к катастрофическим последствиям.

«Наша компания создала устройство, которое через спутниковый канал передает экстренный вызов, и в ближайшие два месяца мы планируем продемонстрировать его работу на школьных автобусах, - говорит Алексей Райкевич. - Тем самым у транспортного средства появится техническая возможность, где бы оно ни находилось, в любой точке Российской Федерации передать сигнал SOS службам спасения и получить оперативную помощь».

БЕСПИЛОТНИК ОБНАРУЖИЛ РОЗЛИВ НЕФТИ? СРАЗУ ПЕРЕДАЛ СИГНАЛ

Гибридная сеть связи на основе «ЭРА-ГЛОНАСС» станет частью нацпроекта «Беспилотные авиационные системы». В данном случае речь идет о применении спутникового канала, GSM-связи и связи прямой радиовидимости.

«Технология востребована зарождающимся рынком авибеспилотников. Сложно себе представить бурное развитие этого рынка при нерешенной данной проблеме, - говорит эксперт. - Потому что там, где нет сотовой связи, и за пределами радиовидимости дрон или беспилотник должен оставаться на связи. Это влияет на безопасность, влияет на эффективность его работы. Например, беспилотники широко востребованы для мониторинга протяженных объектов инфраструктуры: электросетей, трубопроводов... На сегодня они не в состоянии обеспечить выполнение этой задачи на большей части инфраструктуры, потому что там нет каналов связи. А заказчика не устраивает ситуация, в которой беспилотник, летя над трубопроводом, обнаруживает, например, разлив нефти, потом, через несколько часов, вернувшись на базу, об этой информации узнают службы реагирования. То есть службы реагирования должны моментально узнать о том, что происходит разлив нефти, и реагировать на это».

Именно для этого нужна гибридная связь, спутниковый канал, чтобы в режиме реального времени передать информацию на всей территории России. АО «ГЛОНАСС» успешно протестировала трекер, который обеспечивает такой спутниковый канал передачи данных. На предстоящем на Сахалине мероприятии «Архипелаг» планируют продемонстрировать работу устройства.

Причем, гибридная связь найдет применение и в других отраслях. Этот вид связи точно будет востребована на транспорте: в маломерных судах, упоминавшихся ранее школьных автобусах, весь северный завоз происходит по местам, где чаще всего нет сотовой связи. Лесное хозяйство нуждается в спутниковых каналах связи, потому что делянки и лесосеки расположены там, где сотовой связи нет в помине, и для телеком-операторов нерентабельно там ее создавать.

Также надо отметить туризм. Походы в труднодоступных местах сопряжены с риском отсутствия связи и отсутствия возможности в случае необходимости связаться и получить помощь.

«Мы реализуем проект в области туризма, причем с точки зрения цены это очень изящное устройство за счет того, что делается один спутниковый канал, к которому подсоединяются доступные по цене трекеры, - пояснил Алексей Райкевич. - Трекеры берут туристы, туристические группы и они чувствуют себя защищенными. В любой момент можно увидеть их трек в реальном времени и можно передать сигнал SOS. Гибридная связь – это технология, которая, мы уверены, найдет применение в большом количестве отраслей народного хозяйства. Наша задача – на базе этой технологии создать линейки продуктов и вывести их на рынок, провести масштабирование, продвижение».

ЗАПРЕТ НА ПОЛЕТЫ БЕСПИЛОТНИКОВ СНИМУТ?

Для развития этого проекта на площадке ПМЭФ компания заключила договоры с рядом регионов. А также с предприятиями, например, с компанией «Агримакс», которая занимается агродронами. АО «ГЛОНАСС» готово обеспечить работающие на полях беспилотники мониторингом в реальном времени и возможностью передачи юридически значимой информации через госинформсистему «ЭРА-ГЛОНАСС» в оперативные штабы и надзорные ведомства. Это будет способствовать открытию неба в тех регионах, где сейчас беспилотники легально не работают. Агродроны летят на небольшой высоте, работают локально, но это крупные беспилотники и, к сожалению, в основном небо для них закрыто. Эксперты считают, что если регулятор с помощью «ЭРА-ГЛОНАСС» будет в режиме реального времени видеть, где они находятся, то это поспособствует снятию запрета на полеты.

«Есть поручение нашего президента, в соответствии с которым федеральное правительство, Агентство стратегических инициатив, Национальная технологическая инициатива и АО «ГЛОНАСС» прорабатывают изменения в нацпроект развития беспилотных авиационных систем (БАС), - резюмирует эксперт. - Действительно, мы прорабатываем вариант конкретных идей, которых, на наш взгляд, сейчас недостает в нацпроекте. На ПМЭФ мы подписали соответствующие соглашения НТИ, Агримакс.Аэро и Владимирской областью, в которых есть конкретный набор действий. Демонстрация результатов нашей работы на практике позволит сделать так, чтобы нас услышали, и отразили в нацпроекте эти правильные идеи».