Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Экономика16 апреля 2024 13:31

Продажи в марте выросли на 26%: Почему россияне кинулись покупать автомобили с пробегом

Автоэксперт Логинов: Сильнее всего подорожают машины в возрасте 3-5 лет
В марте в России резко вырос рынок автомобилей с пробегом

В марте в России резко вырос рынок автомобилей с пробегом

Фото: Дмитрий БРУШКО

СНИЖАЮТСЯ ЦЕНЫ — РАСТУТ ПРОДАЖИ

В марте в России резко вырос рынок автомобилей с пробегом — россияне купили 502,1 тыс (если быть абсолютно точным, то 502097) таких машин, сообщает «Автостат». Это почти на 26% выше февральского уровня. В чем причина такого бума?

На самом деле, сказать, что российские водители воспылали какой-то особой страстью именно к «бэушкам», было бы явным преувеличением. Достаточно взглянуть на показатели мартовских продаж новых автомобилей — они выросли по сравнению с февралем еще больше - на 41%, превысив, кстати, даже досанкционные показатели месячных продаж. Выходит, рост активности на рынке подержанных машин — это не более чем отражение общего роста активности на автомобильном рынке в марте.

Главная причина такой активности — победа покупателей в борьбе с аппетитами продавцов и производителей. Еще в конце прошлого года автомобилей в страну было завезено столько, что продать их по существующим ценам было невозможно. Площадки были завалены машинами, дилеры стонали, не зная, куда ставить новые, которые согласно ранее подписанным контрактам исправно прибывали из Поднебесной. А покупатели не хотели платить за достаточно простенькие машины 3 млн рублей. В январе рынок практически встал. И тогда медленно, но верно начался период снижения цен. В марте мне, например, предлагали «Москвич-3» в комплектации «стандарт» со скидкой 630 тысяч рублей по сравнению с обычным ценником, а скидки на «комфорт» и того больше - 660 тысяч. Это, конечно, при условии продажи в кредит (его можно было погасить через два-три месяца) и при сдаче своего автомобиля в зачет новой покупки (trade-in).

По многим российским и китайским моделям скидки достигли трети от первоначальной цены. Вот тогда покупатель, сказав «Давно бы так», согласился зайти в автомагазин. Такая ситуация отразилась и на рынке подержанных автомобилей. В январе 2024 г. рынок упал до 324,7 тыс авто — это почти на 23% ниже, чем в декабре 2023-го и на 10% ниже прошлогоднего января. Но как только началось снижение цен (не будут же продавцы бэушек держаться за старые прайсы, если у машин только что с конвейера цены упали на треть), продажи тут же возросли.

Сыграло роль и повышение с 1 апреля утиль-сбора на иномарки, ввозимые из стран ЕАЭС (Армения, Киргизия, Казахстан). Поэтому в марте перегонщики резко активизировались, чтобы успеть ввезти по этой «караванной тропе» автомобили на старых условиях — и новые, и подержанные.

Но переоценивать роль утильсбора и параллельного импорта не стоит.

- Машины по параллельному импорту составляют примерно 10 процентов от рынка автомобилей с пробегом, - уточнил KP.RU автоэксперт Сергей Логинов.

Ну, и свои «пять копеек» внес календарь - в марте дней на 3 больше, чем в феврале, а это 10%.

Фото: Дмитрий ОРЛОВ

С «ЯПОНКАМИ» НЕ РАССТАВАЙТЕСЬ

- В целом, я не ожидаю какого-то особого роста продаж подержанных автомобилей, думаю, он останется на уровне прошлого года, - такой прогноз дал в ходе апрельской «Оперативки «Автостат» гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.

Действительно, если оценивать не отдельно март, а весь первый квартал, то по сравнению с тем же периодом прошлого года мы увидим даже небольшое снижение продаж — на 2,2%.

Что еще заметно — по итогам квартала снизились продажи традиционных иномарок - Kia Rio, Hyundai Solaris, Ford Focus, Toyota Corolla и Camry и т. д.

- Это связано с тем, что люди дорожат такими машинами и не торопятся с ними расставаться, - считает Сергей Логинов. - Кроме того, такие популярные и недорогие машины, как Kia Rio, Hyundai Solaris, Ford Focus, уже обжились на нашем рынке, модели хорошо изучены, есть сервисное обслуживание по всей стране, налажены поставки запчастей, они практически неубиваемы, зачем же их продавать.

Особенно крепко за старые иномарки держатся в регионах.

- В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах еще не отлажена качественная система ремонта китайских автомобилей - это еще одна причина, почему владельцы «фокусов» и «солярисов» не торопятся менять их на новые китайские машины, - говорит Логинов.

Сейчас рынок подержанных автомобилей прирастает за счет ВАЗовских автомобилей, а в будущем, прогнозирует Логинов, он пополнится и китайскими моделями.

- Во-первых, китайский автопарк стареет, и наступает время, когда с машиной лучше расстаться, пока она ездит, во-вторых, из Китая постоянно приходят новые интересные модели, которые автолюбителям тоже хотелось бы попробовать, и в-третьих, некоторые из купивших китайский автомобиль, поездив на нем несколько лет, все-таки возвращаются к привычным европейским маркам.

ЧТО БУДЕТ С ЦЕНАМИ

Средняя цена автомобиля с пробегом составляет 1,154 млн руб. Причем, на этом уровне она держится примерно в декабря прошлого года, следует из данных «Автостата».

- Такая ситуация долго продолжаться не будет, - считает Логинов. — К июню в автосалонах будут распроданы новые машины 2023 года выпуска, на которые сейчас действуют различные акции. И машины этого модельного года поднимутся в цене процентов на 20. Обычно рынок автомобилей с пробегом повторяет тенденции основного рынка примерно через месяц, подорожание на нем составит в среднем процентов 10. Активнее всего будут дорожать машины возрастом 3-5 лет.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Как атаки беспилотников на НПЗ скажутся на ценах на топливо (подробнее)