Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Политика
Эксклюзив kp.rukp.ru
13 декабря 2023 13:00

Евгений Примаков: Раньше говорили «Пора валить» из России. А сейчас лозунг момента – «Пора домой»

Примаков про уехавших из РФ: любой человек имеет право быть дураком или трусом
Евгений Примаков

Евгений Примаков

Фото: Иван МАКЕЕВ

Откуда в постсоветских республиках берется русофобия, что нам делать с мигрантами и как отделить релокантов, совершивших глупость, от предателей? Об этом глава Россотрудничества Евгений Примаков рассказал в эфире радио «Комсомольская правда».

ЧВК «БАКЕНБАРДЫ»

- Евгений Александрович, народ переживает, мучается: где перевороты в Сомали, где спасенные народы, где это все?

- Где гуманитарные ЧВК, которые берут штурмом президентские дворцы и причиняют добро тут же у стенки кому-нибудь, да? Есть еще много заблуждений о том, чем занимается Россотрудничество. Я даже пошутил однажды 1 апреля, неудачно… Сказал, что мы будем создавать свою ЧВК «Бакенбарды». Был большой шум, кто-то радовался. А я грустил, что на самом деле не будет никакой ЧВК. Мы - орган исполнительной власти, нам закон не позволяет.

Мы не роем траншеи, не свергаем правительства. Если я потрачу хотя бы рубль бюджетных денег на любую иностранную организацию, ко мне придут скучные люди из Счетной палаты. К тому же у нас государственная идеология такая, мы не вмешиваемся во внутренние дела других стран. Сильная ли это наша сторона? Я сомневаюсь. Но во многом поэтому наши друзья воспринимают нас как предсказуемого партнера, от которого не ждешь подлянки.

- А в чем тогда миссия Россотрудничества?

- Наша цель - влиять на общественное мнение там, где мы работаем. Чтобы общество там солидаризировалось с Россией. Не только верхушка. Ведь у нас какой был подход? Мы общаемся с аристократией - с правящим классом страны. Но не с народом и уж точно не с оппозицией – ни в коем случае.

В свое время это нас привело к майданам на Украине. Вот вам скидки на газ, а вы с народом сами как-нибудь… А наши противники работали и с феминистками, и с многодетным, бездетным, и с защитниками прав котиков, инвалидов. В итоге элиту прогнали, а мы остались один на один с оболваненным населением.

МОЖЕМ ТОЛЬКО «ПО ЛЮБВИ»

- А какие у наших Русских домов инструменты влияния?

- Это следующая беда нашей гуманитарной политики. Я называю это «только по любви». Противник вкладывается финансами, людьми в какие-то проекты, а нам остается только любовь. Вот американцы вкладываются в энергетику Средней Азии. Это доступность электроэнергии, школы, больницы. Это стоит денег. А что мы можем предложить? Квота на обучение в российских вузах? Очень хорошо! Но что еще? Общая историческая память? Это сложно. Большая часть населения родилась уже после Советского Союза. В их активной памяти СССР нет, апеллировать к ностальгии по общему прошлому бессмысленно.

Нужно давать видение будущего. Нашим заклятым противникам это удается. Они внушают молодежи: будьте с нами, как мы и заживете богато, хорошо, успешно. У вас будет 150 гендеров, все будет модно, молодежно. Здесь нужна большая работа не только Россотрудничества. Слава богу, она началась. На Всемирном русском соборе президент выдал фантастическую речь. Я считаю, это было гениально, потому что говорилось о русском мире, о русском народе, он пытался сформулировать, что же мы можем идейно предложить.

- Вот в Армении высадилась Саманта Пауэр, глава USAID, американского аналога Россотрудничества … А вы-то где?

- Нас многие обвиняли тогда! Я думал: елки-палки, мы и здесь, оказывается, должны… Мы ведь с самого начала запустили гуманитарную операцию помощи беженцам из Карабаха. Русская гуманитарная миссия подключилась, Фонд Лизы Глинки... Везли и продовольствие, и гигиенические наборы. Люди нам говорили, что им нужны зубные пасты, порошок стиральный, пледы. И мы видели, как работают американцы. По ресурсам нам бессмысленно тягаться. У них кухни с горячим супом, психологи. Они объясняли беженцам, кто виноват в их горе. Угадайте, кто? Конечно, Россия!

Сейчас Русская гуманитарная миссия привезла 53 тысячи учебников в Армению на русском языке. И ботаника, и химия, чего там только нет. Армения раньше сама просила эти учебники для русских школ. И тут вдруг: «Нам звонили из Министерства просвещения Армении, сказали эти книжки не брать». Позже в Ереване, почувствовав скандал, провели экспертизу этих учебников и все-таки пропустили.

Саманта Пауэр в Армении

Саманта Пауэр в Армении

Фото: REUTERS

У НИХ - РУСОФОБИЯ, А У НАС - МИГРАНТЫ

- С чего начинается русофобия в постсоветских странах?

- Во-первых, начинаются всякие языковые патрули, претензии: «А почему вы по-русски говорите?» Попытки сократить преподавание русского языка, заткнуть рот русскоязычным СМИ.

Второй уровень - санкции судебные, административные и прочие против людей, высказавшихся в пользу России или СВО.

Все это маркеры: русофобия – вот она, началась.

Вспомним, как СССР подрывали изнутри. Под вывеской национального ренессанса окраин. Мы отлично помним, как в конце 80-х, в 90-е годы, русским говорили: чемодан, вокзал, Россия. Подобные выплески «национального самосознания» на грани шовинизма есть и сейчас. Теперь говорят не просто «мы великие», а «мы великие, потому что мы - не Россия», «Россия – это колонизаторы, голодомор…». Модно, например, утверждать, что Советский Союз устроил голодомор еще и в Средней Азии.

- Да, есть такой поворот...

- Или что СССР подло разрушил в Средней Азии экологию, потому что строил плотины и оросительные каналы.

- Мигранты из Средней Азии могут быть инструментом нашего влияния на их страны?

- Лоббисты миграции у нас говорят: как хорошо, что к нам приедет много дешевой рабочей силы. Им неважно, умеет эта сила говорить по-русски, понимает ли нашу культуру? Работают на стройках – и слава богу. Я горячий противник этой логики. Я считаю, что в первую очередь рабочие места - для граждан России. Конечно, есть сферы, где нам не хватает рук. Но все равно это должны быть люди, которые говорят по-русски, понимают, что здесь можно делать, а что нельзя, знают базовые вещи нашего цивилизационного кода. Если они приезжают и устанавливают свои порядки, они разрушают наше государство. И естественно желание нашего общества от этого защититься. Это иммунитет. А толерантность – это отсутствие иммунитета. В медицине это так называется. Абсолютная толерантность – это смерть для организма, который захватили вирусы.

ПРЕДАТЕЛИ НАЛЕВО, ГЛУПЫЕ НАПРАВО

- Сейчас за рубежом тысячи наших релокантов. Они заходят в ваши Русские дома?

- Безусловно. Я вообще считаю, что люди, оказавшиеся за пределами России, не все предатели. Есть какое-то количество вражья откровенного, с которым сотрудничать без его деятельного раскаяния бессмысленно и вредно. Но при этом, извините, любой человек имеет право быть дураком или трусом. Кого-то запилила жена, кто-то не может без Apple Pay, кого-то забрал за границу его работодатель. Относиться ко всем как к отщепенцам, считаю, большая глупость.

- А как их разделить на глупых и врагов?

- Об этом президент недавно четко сказал. Если человек финансировал врага, он – предатель. На ВСУ собирал деньги? Предатель. А остальные… Ну, надо смотреть, кто что делал, говорил. Многие семьи релокантов приводят детей в наши Русские дома, чтобы они занимались русским языком, математикой, музыкой, рисовали, чтобы сохраняли связь с Россией.

- Или потому, что дешево и сердито?

- Я не вижу ничего дурного и в экономическом факторе. Читаю чатики наших релокантов в Сербии, например. Их там очень много, мне наш представитель Евгений Баранов говорил, что 150, может быть, 200 тысяч. И они спрашивают: где учить сербский язык? Им отвечают: «Хорошие курсы в Русском доме». «Но они путинские, кремлевские…» - «Ну и что?» Вот так мы и затянем их, будем работать с ними.

Конечно, нам не нужно общаться с вражьем. Есть отморозки, которые появляются у Русского дома с транспарантами. И Женя Баранов говорит: «У меня знакомые сербы собирались бейсбольными битами головы проломить этим людям. Но зачем мне это на пороге Русского дома?»

Одна из самых важнейших наших задач сейчас – репатриация наших соотечественников. Возвращение русских и всех других органично живущих в России народов обратно домой. Если раньше речь шла - «Пора валить» - наша либеральная интеллигенция это говорила и на примере релокантов мы это увидели. То сейчас лозунг момента – «Пора домой».