Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+29°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
13 июня 2024 13:23

Лариса Безвербная, председатель благотворительного фонда «Подари подарок»: «Растет запрос на чувство смысла своей жизни»

Лариса Безвербная, председатель благотворительного фонда «Подари подарок»: «Растет запрос на чувство смысла своей жизни»
Председатель благотворительного фонда «Подари подарок» Лариса Безвербная

Председатель благотворительного фонда «Подари подарок» Лариса Безвербная

Председатель благотворительного фонда «Подари подарок» Лариса Безвербная посетила открытую студию «Радио «Комсомольская правда»» на Петербургском международном экономическом форуме, где рассказала о развитии сферы благотворительности в России.

«РАБОТАЕМ НЕ ДЛЯ РЕЙТИНГОВ»

- Лариса, Петербургский международный экономический форум в первую очередь посвящен, конечно, экономике, но здесь также обсуждаются многие другие вещи, которые уже стали неотъемлемой частью нашей жизни. Какие аспекты благотворительности обсуждались на ПМЭФ в этом году?

- Очень вдохновляет то, что социальная сфера так гармонично интегрируется в ПМЭФ. Было много дискуссий. Например, очень запоминающаяся сессия о роли бизнеса в инклюзии, где представители крупного бизнеса делились своими практиками. Амбассадор развития нашей сферы – Фонд президентских грантов. Состоялось несколько очень конструктивных сессий по нашей теме. В частности, одна из особо запомнившихся мне – это «Калькулятор эффективности НКО». Знаете, вечный вопрос – а как измерить, посчитать добрые дела, и какой от них эффект? Это было очень ценно.

- А какой внутри механизм этого калькулятора, как он считает?

- Система оценки комплексная. На текущий момент у благотворительных организаций, как и у бизнеса, есть свой рейтинг, который состоит и из информационной открытости НКО, и из того, какой объем средств она привлекает, и из того, сколько у нее благополучателей. Есть такой рейтинг RAEX, который каждый может посмотреть по своему региону… Но мы ведь не для рейтинга всё это делаем, а для людей, и нам важно не просто помочь человеку в моменте, а чтобы эта история имела последействие. Собственно, идея нашего фонда – помогать людям так, чтобы они начинали помогать другим, чтобы в жизни действительно наступали изменения.

ФОНДЫ ВЫРОСЛИ ИЗ ЛИЧНЫХ ИСТОРИЙ

- Ваш фонд существует уже достаточно давно, с 2006 года, есть с чем сравнивать. Как меняется отношение к благотворительности в нашей стране?

- Отрасль стала кратно профессиональнее, и сама сфера воспринимается вообще по-другому. Крупные фонды в нашей стране выросли чаще всего из личных историй и из большого сердца их организаторов… За последние годы в стране появилось очень много профессиональных организаций. Например, Школа филантропии, Институт социальных советников, где людей профессионально этому учат. И отношение населения к благотворительности меняется. Год волонтера, амбассадорство в этой теме везде. Для меня лично самое приятное, что я увидела на форуме, большая открытость бизнеса. Может быть, не до конца есть понимание, как выстраивать корпоративную социальную ответственность, но как минимум есть готовность об этом говорить. И мы очень много договоренностей, взаимодействия с разным бизнесом сейчас здесь приобрели и будем им помогать.

Я, естественно, не думала, что буду директором фонда, развивалась вообще в сфере медицины, была директором по исследованиям.

- Расскажите о своем фонде.

- Идея в чем: строить не ту благотворительность, в которой одни все время дают, а другие все время берут, а строить историю, когда все участники равны. И человек, который получает, также может чувствовать себя нужным. Например, 25% наших подопечных становятся участниками волонтерского сообщества. Глобальная наша идея, к чему мы хотим прийти, чтобы в каждом городе страны создавались такие сообщества взаимопомощи, в которых, с одной стороны, люди получают помощь, а те, кто хочет помочь, имеют возможность зайти на нашу платформу (она так и называется - podaripodarok.org), выбрать регион, где он хочет помогать, выбрать семью, которой он хочет помогать. Любой может быть дарителем. Потребности можно забронировать - от пакета гречки до средств реабилитации. Либо отправить в семью, связавшись с волонтером, либо перечислить деньги в фонд, и фонд сам приобретет.

Наша работа – адресное соединение тех, кто хочет помочь, с теми, кто может помочь, но при этом еще дать этим людям возможность выйти в ресурсное состояние и вовлечься самим в волонтерство, тоже чувствовать себя нужными другим. Соответственно, те, кто хочет помогать, они могут быть не только дарителями, они могут выбрать удобный формат – быть дарителем, волонтером... Создавать такие сообщества взаимопомощи в разных регионах – это как бы и есть такая большая наша идея. И при этом вовлекать бизнес. Потому что для бизнеса это возможность, с одной стороны, в регионах своего присутствия действительно показывать, что они не только занимаются бизнесом, но и социально ответственные, а с другой стороны, это для них суперинструмент по работе с их командой, с людьми, которые у них работают. Это такой HR-бренд компании, это внутренние коммуникации. Если говорить кратко про фонд, то главная миссия – помогать людям так, чтобы они начинали помогать другим через адресную помощь, выход в ресурсное состояние и вовлечение в волонтерское сообщество.

Председатель благотворительного фонда «Подари подарок» Лариса Безвербная

Председатель благотворительного фонда «Подари подарок» Лариса Безвербная

««ЧАЙНИКОВ» У НАС НЕТ»

- Насколько массовым уже получился проект?

- Семьи, которым мы помогаем, находятся в 42 регионах страны. Сейчас мы работаем над организацией сообществ помощи. Сейчас активно реализуется проект, который называется «Путь волонтера», и его главная задача – чтобы люди, у которых есть желание помогать, но они чаще всего не знают, кому и как, они могут к нам прийти, мы их обучим этому.

Что такое волонтер у нас? У нас много видов волонтерства, но один из основных – волонтеры по работе с семьями в сложной ситуации. То есть это тот человек, который с семьей пообщается…

- Это должен быть какой-то все-таки специалист – психолог, или может быть абсолютный «чайник»?

- «Чайников» у нас, конечно, нет, но это могут быть совершенно разные люди. Это в принципе люди, которые умеют слушать, общаться, у которых есть уровень эмпатии и желание. Например, у волонтера по общению с семьями задача какая? Он с семьей общается, выясняет, в чем им необходима помочь, пишет историю этой семьи для нашего сайта. И потом он становится такой связующей ниточкой между тем, кто хочет помочь, и семьей. Как я уже сказала, на нашем сайте у каждой семьи любой может посмотреть контакты волонтера и связаться с ним. По факту ты такой проводник. Волонтер прокачивает свои коммуникативные навыки. Ты после этого вообще с кем угодно можешь говорить, заниматься написанием историй и т.д. Это и доброе дело, и для жизни вообще полезно.

А кто захочет дальше развиваться, можно стать кураторами волонтеров, то есть уже курировать других. Есть возможность вырасти в регионального лидера. Мы всему этому обучаем. При этом сразу все это на практике происходит, и при этом большое доброе дело делается.

Председатель благотворительного фонда «Подари подарок» Лариса Безвербная

Председатель благотворительного фонда «Подари подарок» Лариса Безвербная

БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВИНТИКИ В СИСТЕМЕ

- Вы рассказывали о том, что сфера благотворительности достаточно серьезно изменилась за последние годы. А у вас есть какие-то ощущения, прогнозы, как она будет меняться дальше?

- В нашей стране есть определенная специфика. Государство активно демонстрирует свою заинтересованность в поддержке, очень много инвестирует в эту историю. То же волонтерство - оно сейчас у нас развивается и сверху, и снизу одновременно. Думаю, что в нашей стране эта система дальше будет продолжаться.

Мы настолько в высоком уровне стресса живем, что у нас растет запрос на чувство смысла своей жизни и чувство этой нужности себя. Это все более востребовано становится. Что радует, у молодого поколения… Все говорят, что в списке мотиваций, почему они выбирают того или иного работодателя, давно уже помимо зарплаты и удобства идет: а есть у этой компании какая-то социальная миссия? Компании в это инвестируют, чтобы люди всё больше чувствовали себя не только винтиками в системе, но и то, что у них общие ценности с этой компанией. Поэтому, мне кажется, благотворительная сфера идет по направлению всё большей профессионализации. И круто, что у нас для этого появляется всё больше институтов развития.