Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество17 декабря 2023 12:10

"Я делаю фильм о столкновениях между силами, а не между людьми": Скончался знаменитый режиссер Отар Иоселиани

Умер Отар Иоселиани, грузинский кинорежиссер и сценарист
17 декабря 2023 года режиссер скончался, не дожив до своего 90-летия всего полтора месяца. Фото: ТАСС/ Виталий Белоусов

17 декабря 2023 года режиссер скончался, не дожив до своего 90-летия всего полтора месяца. Фото: ТАСС/ Виталий Белоусов

«Мои фильмы – это кукольный театр. Я подбираю кукол и превращаю их в людей. Я кукловод. Я терпеть не могу разбираться в характерах людей. Например, произведение «Дама с камелиями» Дюма мне недоступно. И я не понимаю, как можно написать «Идиота» Достоевского, где все состоит из деталей. Я делаю фильм о столкновениях между силами, а не между людьми. Вы видели в моих фильмах крупный план? Никогда. Крупный план – это вход в личность. А если план общий, то вы видите личность издалека, через поступки, движения».

Так Отар Иоселиани говорил в 2017 году, когда приезжал в Екатеринбург показывать свои фильмы. Приезжал уже в статусе живого классика, легенды грузинского и европейского кинематографа. Никто еще не знал, что он больше не снимет ни одной картины: последний фильм, «Зимняя песня», вышел в 2015-м.

Отар Иоселиани родился в 1934 году в городе, который тогда назывался Тифлис. Его отец был офицером царской армии, которого новая власть арестовала и даже приговорила к смертной казни (он неоднократно бежал, спасся от гибели, но все равно провел в лагерях и ссылках тридцать лет). Отар занимался графикой, учился на дирижерско-хоровом отделении музыкального училища, потом в консерватории, потом на мехмате МГУ, - однако в конце концов выбрал профессию режиссера, в которой для него счастливо сошлись и живопись, и музыка, и даже математика.

Его короткометражная лента «Апрель» не вышла в 1962 году. Ее положили на полку. Он предпринял радикальный шаг: ушел работать и «узнавать жизнь» на металлургический завод (причем старательно скрывал свое интеллигентское происхождение), а потом отправился в плавание с рыболовецким сейнером. Из работы на заводе в конце концов получилась документальная лента «Чугун», которая тоже не приглянулась кинематографическому начальству. Оно вообще не знало, что делать с картинами Иоселиани: объявить их антисоветскими не получалось, но и советскими они совершенно точно не были.

Кинорежиссер Отар Иоселиани. Фото ТАСС/ Антон Тушин

Кинорежиссер Отар Иоселиани. Фото ТАСС/ Антон Тушин

С трудом вышли на экраны и три полнометражных фильма Иоселиани, образующие «грузинскую трилогию» - Листопад» (1966), «Жил певчий дрозд» (1970), «Пастораль» (1975). Советской интеллигенции особенно полюбился «Певчий дрозд» - маленький шедевр, история молодого человека, который всем составляет компанию, проживает жизнь в суете, тусовках и дружеских попойках, не может сосредоточиться на том, что действительно серьезно - и не успевает реализовать себя как композитора; но после случайной и нелепой гибели «дрозда» все его знакомые ощущают, что из их жизни ушло что-то бесконечно важное.

После «Пасторали» Иоселиани не снимал девять лет. Следующая его картина, «Фавориты Луны», была снята во Франции. (Советское начальство предполагало, что Иоселиани эмигрировал в Европу навсегда, как Тарковский, и опешило, когда он вернулся). Ни на что не похожие «Фавориты» получили спецприз жюри Венецианского кинофестиваля, как и две другие картины Отара Давидовича - «И стал свет» и «Разбойники, глава VII». Во Франции он стремительно стал своим - к нему там относились как к французскому режиссеру, когда-то жившему в Советском Союзе (а французский язык он, благодаря отцу, прекрасно знал с детства). Киновед Наум Клейман говорил: «Он не перестал быть грузином, он всегда делал грузинское кино, удачное или неудачное, это неважно. Пожалуй, он единственный из всех наших эмигрантов, не потерял себя, что достигается просто его поразительной силой таланта. И он так же органично — без стилизации, без притворства, что он уже такой француз, — делает французское кино. […] Он себя сейчас чувствует в Париже так, как чувствовал себя в Тбилиси, когда снимал «Певчего дрозда».

Иоселиани поставил во Франции много картин: кроме упомянутых, это «Охота на бабочек» (1992), «Истина в вине» (1999), «Утро понедельника» (2002), «Сады осенью» (2006), «Шантрапа» (2010). Все они вызывали большой интерес кинокритиков и зрителей в Европе и в России. 17 декабря 2023 года режиссер скончался, не дожив до своего 90-летия всего полтора месяца.