Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+25°
Boom metrics
Звезды14 июня 2024 13:50

Как Эльдар Рязанов сыграл главного редактора газеты, прототипом которой была «Комсомолка»

60 лет назад на экраны вышла советская сатирико-бытовая комедия «Дайте жалобную книгу»
60 лет назад на экраны вышла советская сатирико-бытовая комедия «Дайте жалобную книгу»

60 лет назад на экраны вышла советская сатирико-бытовая комедия «Дайте жалобную книгу»

Фото: кадр из фильма.

В середине 60-х режиссёр Эльдар Рязанов задумал снять новый фильм по сценарию, который он написал с кинодраматургом Эмилем Брагинским. Комедия «Берегись автомобиля» должна была стать их первой совместной работой.

Госкино пообещало выделить финансирование, но с условием, что перед съемками нового фильма он выполнит госзаказ – снимет сатирический кинофельетон, обличающий недостатки в работе советской сферы обслуживания и общепита. Рязанову эта идея совсем не нравилась, как не понравился и заказной сценарий, которые написали Александр Галич и драматург Борис Ласкин. Для них это тоже была «халтура» ради заработка. И они себя не сильно утруждали. Сюжет был довольно примитивный. Но деваться было некуда. Рязанов согласился.

Не имея возможности изменить содержание, он решил поработать с формой. Рязанов искусственно не создавал атмосферу современного города. Он снимал фильм в естественных декорациях на улицах Москвы скрытой камерой. По сути кадры из «Дайте жалобную книгу» – это летопись, кинохроника Москвы первой половины 60-х. Такой ход был неслучаен – Эльдар Рязанов начинал как документалист.

Участниками массовки становились обычные граждане, которые спешили по своим делам и не подозревали, что их в это время снимают. Среди прохожих затесались актеры.

Киноведы относят комедию «Дайте жалобную книгу» к «переходному» периоду. И в творчестве самого режиссера, и в целом в истории отечественного кино.

От советского соцреализма, с его наивностью, характерной для фильмов 1930-1950-х, к картинам «новой волны», эпохе «шестидесятников».

Но стоит напомнить сюжет. Действие кинокомедии «Дайте жалобную книгу» происходит в московском ресторане «Одуванчик», где работает хамский персонал, где нерадивое обслуживание и отвратительная кухня. Однажды в «Одуванчик» пришел журналист центральной газеты «Юность» Юрий Никитин. Его сыграл Олег Борисов. После посещения он обличает недостатки захудалого заведения в фельетоне.

В «Одуванчике» он знакомится с его директором: симпатичной, молодой женщиной (Лариса Голубкина), помогает ей преодолеть бюрократические препоны, чтобы переделать морально устаревший ресторан в современное, модное кафе. В финале картины новый прогрессивный, передовой мир побеждает старый, архаичный и застойный. Эта идея воплощается и во внешних переменах: в интерьере ресторана на смену «сталинскому ампиру» с его лепниной и плюшевыми занавесками приходит только заявивший о себе хай-тек. Вместо стеклянных люстр — пластиковые светильники. Струнный оркестр с пожилой певичкой в исполнении Рины Зелёной заменяют на ВИА с модной солисткой Ларисой Мондрус. Ну и так далее…

Почти нет сомнений, что прототипом центральной газеты «Юность», в которой работал главный герой-журналист Никитин, и которая помогла победить застой в «Одуванчике», была газета «Комсомольская правда». «Тираж нашей газеты — 5 миллионов», —говорит Никитин. У «Комсомолки» в середине 60-х тираж был как раз около 5 млн. И название газеты «Юность» довольно красноречиво указывает на «Комсомолку».

Кроме исполнителей главных ролей: Ларисы Голубкиной, Олега Борисова и Анатолия Кузнецова, в фильме снялись (включая крошечные эпизоды) звезды советского кино: Анатолий Папанов, Николай Крючков, Рина Зелёная, Михаил Пуговкин, Татьяна Гаврилова… Эльдар Рязанов справедливо полагал, что знаменитые артисты украсят фильм и вытянут даже слабую драматургию.

Кстати, он тоже не изменил своей традиции - мелькнул в эпизоде. В «Дайте жалобную книгу» он сыграл главного редактора «Юности». Считай, «Комсомолки».

На роли работников магазина одежды он пригласил знаменитую «троицу», знакомую зрителям по фильмам Леонида Гайдая: Юрия Никулина, Георгия Вицина и Евгения Моргунова. Здесь они играют продавца, заведующего и директора магазина. Герой Вицин бросает крылатую фразу: «Начальство надо знать в лицо!».

Комедию «Дайте жалобную книгу» снимали в реальном кафе «Хрустальное» на площади Дорогомиловская Застава. В целях экономии киностудия «Мосфильм» арендовала там помещение, которое сначала декорировали под старый ресторан, а потом обустроили в нём новый.

Несмотря на довольно примитивный сюжет, фильм имел успех у зрителей. Многие шли в кино только ради Ларисы Голубкиной, которая после съемок в предыдущей картине Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» была мегапопулярна.

Однако картину совершенно не восприняли представители советской торговли и сферы обслуживания. Они резко выступили против фильма, называя его пасквилем. Требовали закрыть. Правда в середине 60-х класть фильм на полку никто не собирался. Однако картина с довольно безобидным сюжетом, написанным как будто для киножурнала «Фитиль», все-таки оказалась на полке 10 лет спустя.

Причина: над сценарием работал Александр Галич. В конце 60-х он попал в опалу из-за политического подтекста в своих песнях. Официальных концертов его лишили. Возможность работать в качестве сценариста резко сократилась. И в конце концов Галича вынудили эмигрировать. Незадолго до этого получила разрешение на выезд в Израиль певица Лариса Мондрус, которая в «Дайте жалобную книгу» сыграла певицу в обновлённом «Одуванчике». Галич и Мондрус покинули СССР. После оба стали работать на антисоветском радио «Свобода».

Имя Галича стали вымарывать из титров кинофильмов, все тексты его сценариев и пьес изымались из библиотек. Фильм «Дайте жалобную книгу» не стал исключением. На протяжении 15 лет его не показывали по телевидению, не шёл он в кинотеатрах повторного фильма. Вернули фамилии Мондрус и Галич в титры в эпоху Перестройки. Ну а «Дайте жалобную книгу» вернули на экраны.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

В КВН попросили вернуть Ивана Урганта, Кевина Спейси выгоняют на улицу, а «Последнего героя» впервые снимут в России (подробнее)