Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+26°
Boom metrics
Звезды
Эксклюзив kp.rukp.ru
22 апреля 2024 14:30

Русский и немец против нацистов: рецензия на фильм "Блиндаж"

Каким получился фильм «Блиндаж» (в кино с 25 апреля, 16+)
Кадр из фильма "Блиндаж".

Кадр из фильма "Блиндаж".

Никто не знает как надо снимать про войну. Говорят «надо, чтобы молодежь смотрела». И появляются фильмы, похожие на комиксы. «Надо, чтобы было интересно». Тогда в очередной раз берутся знаменитые книги советских писателей и переснимаются заново. «Надо, говорят, чтобы было про любовь, чтобы женской аудитории прибавилось». И вот уже советские солдаты в чистенькой форме парят с цветами между рвов и окопов. Так как надо?

Есть версия, что надо не по заказу, от сердца. Даже средние фильмы 1960-х, 1970-х полны боли и страдания. Их снимали фронтовики, в них играли или участники войны, или их дети. Там же хрен соврешь. Это сейчас найти правильную интонацию сложно.

Режиссер Марк Горобец в своем «Блиндаже», точно не схалтурил. Что-то получилось, что-то нет, но это честный режиссерский фильм.

Кровь и смерть

Начало, конечно, странное, как в большинстве фильмов про перемещение во времени. Но когда и режиссер, и герои, и зрители оказываются в прошлом, становится интересно.

Два парня из современности залезают в разрушенный блиндаж и попадают в советские окопы осени 1941 года. У них нет времени на то, чтобы в удивлении почесать голову и случайно обнаружить газету с датой, как это обычно делается в фантастических лентах. Они оба в нашей форме («пусть лучше думают, что мы реконструкторы, чем черные копатели», решили они еще до трансфера в прошлое). Обоим дают в руки оружие и они отбивают очередную атаку немцев. Вернее куда-то бегут, падают, ползут, ругаются...

Один (Александр Метелкин), в наше время был врачем, а другой (Даниэль Литтау) — немцем. Первый спасал жизни, второй мотался по России в поисках полей сражений и откапывал артефакты. Герой Метелкина для врача слишком безответственный, герой Литтау слишком чувствительный для черного копателя. Но может поэтому они и дружат.

Кадр из фильма "Блиндаж".

Кадр из фильма "Блиндаж".

То немцу что?

Даниэль Литтау, кстати, актер из Германии. Он довольно много снимается в Европе и даже в Америке. Корни у Даниэля русские и на нашем языке он говорит очень хорошо, хоть и с акцентом. Как и его герой.

Но дружба дружбой, а в 1941 году немец и русский в одном окопе ужиться не могут. Каждому нужно к своим. Или не нужно? И кто свои-то?

В советское время порядочный немец в кино никогда бы к фашистам не пошел. Но времена, как известно, меняются. В советское время и у нормального нашего в кино даже не мелькнула бы мысль пересидеть у врагов. Но герои растеряны, а вокруг война, война…

Да, как у Гоголя смех, так у Марка Горобца главный герой фильма — война. Диалоги короткие, атаки затяжные. Кажется, что день за время действия фильма так и не наступил. Атаки, кровь, ранения, рваная форма, окопный юмор, трупы, гильзы, пулеметные очереди. Нет тут супергероев, все смертны. И очень быстро смертны.

В «Блиндаже» война показана детально, с выражением лиц, с рваной формой, с окаменевшими глазами покойников. Настоящие танки наезжают на ряды построенных ежей, а бойцы, то эффектно, то неловко, перепрыгивают через тщательно смоделированные окопы. Камеры виртуозно выныривают из траншей, падают под гусеницы самоходок, ловят полеты пуль и отсвет взрывов. Это трогает, это цепляет. Похожего чувства присутствия, соучастия в эпизоде, добивались в недавних успешных фильмах про Первую мировую «1917» (2019, режиссер Сэм Мендес) и «На Западном фронте без перемен» (2022, режиссер Эдвард Бергер).

Похоже на «Мы из будущего»?

Чтобы там ни говорили, но фильм «Мы с будущего» стал в свое время одним из немногих не стыдных высказываний о войне. И да, фабула похожа. Перемещение черных копателей в самое пекло Великой Отечественной.

Но в остальном «Блиндаж» совсем другой фильм. Тут почти нет юмора, тут нет времени на чувства (хоть и есть на любовь), он значительно реалистичнее в деталях (отсюда и 16+ на маркировке). Тут «веселых песен не поют», да и вообще, кажется, не поют.

В этом фильме нет ничего важнее, чем именно эти окопы и именно эти часы, потому что другого времени и другого места у героев не будет.

Если в «Мы из будущего» война перевоспитывает раздолбаев, то в «Блиндаже» герои стоят перед выбором, который, казалось бы, давно остался в прошлом — ты за наших или за немцев?

Герои Метелкина и Литтау выбирают сторону. И если реакцию соотечественника мы можем вычислить, то как поступит его друг из Германии — большой вопрос.

Так надо смотреть?

Фильм получился мрачным. Но время веселых фильмов про войну давно прошло. Все, что связано со сражениями и атаками снято изумительно. Дорогостоящие декорации свое дело сделали. Идея свести русского и немца из нашего века в окопах Второй мировой сама по себе и свежая, и богатая на коллизии. Важно, что фильм не про ненависть. Но и не про примирение. К счастью, тут нет попытки очеловечить фашистскую военную машину.

Наверное, это не то кино, на которое стоит пойти, чтобы просто занять выходной и развлечься. Но при всей свой мрачности это не скучной фильм, сделанный от сердца.

СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ

Трагическая судьба Евгения Кунгурова - полуфиналиста шоу «Голос». Почему и отчего на самом деле погиб артист (подробнее)