Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+26°
Boom metrics
В мире19 декабря 2023 13:05

США открывают морской фронт: к чему приведет борьба за товары с хуситами в Красном море

Из-за атак хуситов страдают международные перевозки
В ноябре хуситы захватили судно Galaxy Leader (на фото) и взяли в заложники 25 членов экипажа.

В ноябре хуситы захватили судно Galaxy Leader (на фото) и взяли в заложники 25 членов экипажа.

Фото: REUTERS.

Министр обороны США Ллойд Остин объявил о начале операции «Страж процветания» под эгидой Объединенных морских сил для защиты коммерческих судов, следующих через Красное море, от атак хуситов. Глава Пентагона отметил, что «безрассудные нападения» йеменских боевиков угрожают свободной торговле, подвергают опасности моряков и нарушают международное право. «Это международный вызов, который требует коллективных действий» — говорится в опубликованном заявлении.

Совместно с США в операции примут участие Великобритания, Бахрейн, Канада, Франция, Италия, Нидерланды, Норвегия, Сейшельские острова и Испания. Страны намерены обеспечить безопасное судоходство вдоль берегов Йемена силами оперативной группы 153, сосредоточенной в Красном море.

Министр обороны США Ллойд Остин.

Министр обороны США Ллойд Остин.

Фото: REUTERS.

После начала вооруженного конфликта в секторе Газа, хуситы, поддерживаемые Ираном, заявили, что будут атаковать любые связанные с Израилем корабли в знак солидарности с ХАМАС. В реальности же йеменские повстанцы действуют крайне неизбирательно, тем самым провоцируя панику среди грузоперевозчиков. Например, 20 ноября хуситы захватили судно Galaxy Leader под флагом Багамских островов и взяли в заложники 25 членов экипажа. В последние дни нападения стали практически ежедневными, большинство из них происходит в Баб-эль-Мандебском проливе, контролируемом йеменскими боевиками.

Атаки на коммерческие судна в Красном море, через которое проходит около 12% всей мировой торговли, уже оказали ощутимое влияние на экономику, спровоцировав рост цен как на грузоперевозки, так и сами товары . Судоходное движение по другой важной водной артерии — Панамскому каналу — также ограничено из-за засухи.

Из-за нависшей угрозы все больше компаний в ущерб себе избегают перевозок через Красное море, предпочитая более длинные и соответственно дорогие маршруты в обход Африки. Заявление компании «BP» о приостановке поставок через Красное море уже спровоцировало резкий скачок цен на нефть — через Суэцкий канал проходит порядка 8% всей мировой нефти. Также нарушены цепочки поставок СПГ в Европу, призванного заместить российский газ. В итоге из-за перебоев в поставках европейские цены на газ выросли на целых 13%.

Bloomberg также сообщает, что тарифы на доставку грузовых контейнеров из Азии в Средиземноморье с конца ноября выросли аж на 62%. Стоимость страхования грузов, следующих через Красное море, выросла почти в 10 раз, так как страховые компании признали пути следования вдоль Йемена частью самых опасных вод в мире. Нетрудно догадаться, что такой рост издержек в конечном итоге ляжет непосредственно на потребителей.

Ситуация на рынках может стабилизироваться с началом операции «Страж процветания», если Объединённым силам удастся обеспечить безопасное следование коммерческих судов. Более широкие опасения связаны с тем, приведут ли потенциальные столкновения с хуситами к эскалации напряженности на Ближнем Востоке и вступит ли в бой Иран. По оценкам США и союзников, действия йеменских боевиков нацелены на провокацию более широкой войны на Ближнем Востоке. Лидер хуситов Мохаммед Аль-Бухаити в интервью телеканалу «Аль-Джазира» рассказал, что группировка поддерживает связь с США и другими странами при посредничестве Омана. Он также заявил, что боевикам было предложено стремиться к мирному прекращению конфликта в Йемене в обмен на прекращение нападений в Красном море, но группировка отвергла эту идею.

Заметим, что нарушение торгового судоходства в зоне Суэцкого канала (уже не первое за последние годы) сделало дополнительную рекламу российскому Севморпути, который привлекает грузоперевозчиков тем, что становится не только самым быстрым, но и безопасным маршрутом между Европой и Азией.